Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Будет ли от жалобы прок?

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей. Есть ли от этих жалоб прок?

25.02.2015 15:56

Будет ли от жалобы прок?
 
Об этом разговор с председателем Высшей квалификационной коллегии судей РФ, Председателем судебного состава Судеб­ной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ Николаем Тимошиным.
 
Николай Тимошин: Прок, то есть вы­года, польза, конечно же, есть. Особен­но для нашей коллегии, получившей в 2014 году 10 186 обращений с критикой в адрес судей… Каждая жалоба — это нерв чьей-то жизни. Возможно, она — последний шанс получить помощь, ре­шить проблему. Если отдельное письмо оголяет нерв одной жизни, то совокуп­ность писем создает поле обществен­ного напряжения. Так что в опреде­ленном смысле эти жалобы позволяют нам лучше чувствовать общество.
 
РФС: К нам жалобы на судей практи­чески не приходят. За последнее вре­мя было одно письмо, и то — отклик на вашу статью годичной давности «Судья — главный правозащитник». Но ведь очевидно, что авторы жалоб хотят одного — решения их проблем, вопросов.
Николай Тимошин:Николай Тимошин: Именно поэтому авторы   жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, на­правлялась в нужный адрес, тому ор­гану судейского сообщества или госу­дарственному органу, в полномочиях которого решать наболевший вопрос.
Но в массиве нашей почты писем «по делу», то есть таких, которые не­посредственно относились бы к пол­номочиям Высшей квалификацион­ной коллегии судей РФ и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть. Анализ писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Выс­шей квалификацион­ной коллегии судей РФ, ее социальной роли,
 
РФС: А что же такое ВККС на самом деле?
Николай Тимошин: ВККС в соот­ветствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» — один из органов судейского сообщества всей страны.
 
ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и не­вмешательства в судебную деятель­ность. Причем, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю ра­боту, в соответствии со статьей 5 упо­мянутого закона она не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения. Ее решения можно оспорить только в суде. Как орган судейского сообщества, участвующий в судей­ском самоуправлении, ВККС обладает некоторыми государственно-власт­ными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность ис­пользования законов».
Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Россий­ской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.
 
РФС: Но как понимают задачи и пол­номочия ВККС граждане? Какова те­матика их обращений? Что от вас хо­тят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?
Николай Тимошин: Всего и все сразу. Пожалуй, очень мало аспектов дея­тельности судей и квалификационных коллегий судей, которые остались бы без внимания граждан. Я уж не гово­рю о наших основных функциях. К примеру, отбор кандидатов в судьи. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности пре­тендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.
 
Но ВККС может действовать только строго по закону. А он таков: в соот­ветствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Закона об органах судей­ского сообщества ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей предсе­дателей федеральных судов (за исклю­чением районных судов), судей Вер­ховного суда РФ, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявле­ния кандидатов на вакантные долж­ности в данных судах и представляет соответственно председателю Верхов­ного суда РФ свои заключения.
 
Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отно­шении претендентов на должности в других судах, это — прерогатива ККС субъектов РФ.
 
И ВККС, получая письма граждан о якобы неблаговидных деяниях претен­дентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации, либо председателю соответствующего суда. Собственно, так мы и делаем.
 
РФС: На ваших коллег из ККС тоже жалуются?
Николай Тимошин: Конечно. Причем нас это не удивляет. Авторы писем, не довольные теми или иными контак­тами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъ­ектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейско­го сообщества.
 
Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС вы­разилось, в частности, в том, что Фе­деральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомя­нутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС рассматрива­ет жалобы на решения квалификаци­онных коллегий судей субъектов Рос­сийской Федерации. Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства.
 
При всем желании нельзя признать ре­шением ККС ответ председателя ее, в котором с учетом норм законодатель­ства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены при­нятого судом решения.
 
Когда авторы писем просят и тре­буют от нас «обязать председателя ККС», «указать ККС», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требо­ваний в связи с их не соответствием закону. Кстати, возможно, вам будет интересно узнать, что немало заяви­телей в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публика­ций в печати.
 
РФС: Точно, это интересно! Значит, не зря журналисты пишут..
Николай Тимошин: Не зря, не зря… Но нам-то как реагировать? Дело в том, что подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Закона об органах судейского сообще­ства и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же Закона обязывают соот­ветственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет су­дебной власти.
 
Эта важная новелла, введенная Фе­деральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, не только повышает значение материалов в прессе как но­сителей фактов, но и содержит суще­ственную оговорку: проверка прово­дится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следова­тельно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской об­ласти, и проверяться должны этой же ККС и никакой другой. Поэтому ВККС просто-напросто вынуждена пересы­лать такие публикации в прессе в ККС субъектов Федерации.
 
Эмблема Высшей квалификационной коллегии судей РФ

Эмблема Высшей квалификационной коллегии судей РФ

РФС: Все-таки о чем чаще всего пи­шут люди?
Николай Тимошин: Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Казалось бы, судей хотят защитить от такого давления. Парадоксальными на этом фоне выглядят требования и просьбы к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!
 
Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем? «Просим провести судебное расследование»    это заявитель П. из Туапсе. «Ис­требовать мое уголовное дело» — Д. из Пятигорска. «Назначить новое раз­бирательство по моей кассационной жалобе» — Т. из Кировской области. «Обязать Генеральную прокуратуру»   К. из Нижнего Новгорода. «Изме­нить решение городского суда» — Р. из Ялты. «Проверить законность выне­сенных решений» — это Х. из Красно­дарского края. «Прошу обязать горсуд восстановить мои права» — Ж. из Ка­релии. Подчеркну, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС.
 
РФС: Значит, коллегию уважают, ве­рят в ее силу?
Николай Тимошин: Может быть, ува­жают и верят, может быть… Мы по­нимаем всю серьезность тех жизнен­ных ситуаций, в которых очутились авторы писем. Тем не менее, сами эти требования нам же приходится при­знавать невыполнимыми, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочи­ям ВККС и ККС субъектов Федерации. Ни одно из них не подразумевает ка­кого-либо влияния ВККС или ККС на организацию судопроизводства, при­менение судьей норм материального и процессуального права. Ни ВККС, ни ККС не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, высту­пать представителем какой-либо сто­роны в процессе, обязывать судью на­значать заседания и т.д. и т.п.
 
Понятно стремление авторов пи­сем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мне­ниям. Причем сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разо­браться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в…полностью вышли из доверия», «провести проверку законности дей­ствий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС долж­на делать «немедленно, незамедли­тельно».
 
Но ни ВККС, ни ККС не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решени­ям, ставить их под сомнение или ка­ким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов. Причем с сожалением приходится констатировать, что обра­щения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, которые находятся в компе­тенции не только судебной, но и зако­нодательной, и исполнительной ветвей власти лишь замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем. Так же, как и пере­сылка нам жалоб граждан из органов законодательной и исполнительной власти, несмотря на то, что решение вопросов не в нашей компетенции. В прошлом году мы получили таких писем из Администрации Президента РФ, Министерства юстиции, Государ­ственной Думы, Совета Федерации и других органов больше тысячи.
 
РФС: Ну хорошо, а что же должна и что может сделать ВККС?
Николай Тимошин: Нам делегирова­на воля всего судейского сообщества давать оценку действиям судьи в слу­чае нарушения им закона или Кодекса судейской этики. Коллегия может дис­циплинарно наказать судью, объявив ему замечание или предупреждение, а при наиболее значительных проступ­ках — досрочно прекратить полномо­чия. Но только в том случае, если на­рушения объективно существуют.
 
РФС: А они существуют?
Николай Тимошин: В письмах — всег­да. Но проверки показывают, что в жизни — намного реже. Именно фак­тических обоснований утверждений, правовой мотивированности требова­ний часто недостает авторам писем, при том, что очевидна их убежден­ность в правоте, основанной, якобы, на знании законов. Действительно, ВККС и ККС в соответствии с подпун­ктом 8 пункта 2 статьи 17 и подпун­ктом 8 пункта 2 статьи 19 Закона об органах судейского сообщества нала­гают дисциплинарные взыскания на судей и руководителей судов.
 
Но что особенно важно? Соблюде­ние процедуры, причем — в деталях. Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона о ста­тусе судей устанавливает, что решение о наложении на судью дисциплинар­ного взыскания принимается только той квалификационной коллегией су­дей, к компетенции которой относит­ся рассмотрение этого вопроса на мо­мент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмо­треть вопрос о дисциплинарной ответ­ственности председателя областного суда, поскольку это — полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответствен­ности председателя районного суда, поскольку это — компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области.
 
Не менее важно понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, ес­ли есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение за­кона, но и законом определенный по­вод. А поводом закон признает, прежде всего, наличие представления предсе­дателя соответствующего или выше­стоящего суда, а также обращение со­вета судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона об органах судейского сообщества представление либо обращение органа судейского со­общества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дис­циплинарного проступка рассматри­вается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждаю­щих обстоятельства совершения это­го проступка, и данных, характеризу­ющих судью.
 
РФС: Подождите, подождите… жалобы граждан, получается, бессмысленны?
Николай Тимошин: Как это — бес­смысленны! Ни в коем случае. Опять смотрим закон. Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и ор­ганизаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарно­го проступка, сами по себе не могут служить автоматическим поводом для привлечения судьи к ответствен­ности. Как устанавливает пункт 2 ста­тьи 22 упомянутого закона, такие об­ращения направляются для проверки председателю соответствующего суда либо проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно. Для этого квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квали­фикационной коллегии судей, а так­же представителей общественности и сотрудников аппарата квалифика­ционной коллегии судей. Результаты проверки комиссия докладывает на заседании квалификационной колле­гии судей.
Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, про­верившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может слу­жить еще одним поводом для привле­чения судьи к дисциплинарной ответ­ственности. Причем в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалифика­ционную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением. И кстати, результатом работы комис­сий и следующих за ними заседаний коллегий становятся дисциплинарные взыскания судей. Были такие факты, есть и, к сожалению, будут.
 
РФС: Значит, привлечь судью к ответ­ственности — целая история?
Николай Тимошин: А как вы хотели? Разве принципы независимости и не­прикосновенности судей не нужны? Закон обусловливает защиту судей от наветов, клеветы, необоснован­ного преследования. Согласно пун­кту 2 статьи 12.1 Закона о статусе судей коллегия учитывает характер дисциплинарного проступка, обсто­ятельства и последствия его совер­шения, форму вины, личность судьи и степень нарушения действиями или бездействием судьи прав и сво­бод граждан. То есть просто шашкой махать нельзя. А граждане нередко требуют провести оценку знаний, профессионального уровня судей и тут же привлечь их к уголовной от­ветственности. Причем всегда берут быка за рога: «Прошу ходатайство­вать перед Генеральным прокурором РФ о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего хо­датайства перед председателем След­ственного комитета о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.
 
Но дело-то как раз именно в том, что УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон о статусе судей пунктом 3 ста­тьи 16 установил, что решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о при­влечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу прини­мается Председателем Следственного комитета с согласия либо ВККС, либо ККС субъекта Федерации в зависимости от уровня суда, в котором судья осуществляет правосудие. Только по­сле поступления представления пред­седателя Следственного комитета квалификационная коллегия может принять решение — дать согласие на возбуждение уголовного дела или от­казать в этом. Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуаль­ный кодекс статьей 448.
 
Поэтому, если гражданин счита­ет необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целе­сообразно обращаться сразу в След­ственный комитет России, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию судей соответствующее представление.
 
Нередко авторы жалоб прямо свя­зывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судеб­ному делу. В таких случаях им прин­ципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона о статусе судей. Ци­тирую: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отно­шении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовно­му делу… квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судей­ских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, желающий увидеть судью на скамье подсудимых только пото­му, что судья принял не устраиваю­щее гражданина решение, но оно не отменено вышестоящей инстанцией и вступило в законную силу, должен понимать необоснованность своей жалобы.
 
Ежегодно ВККС и ККС субъектов Федерации налагают на судей дисци­плинарные взыскания и дают согла­сие на возбуждение уголовных дел. К примеру, в 2014 году полномочия 23 судей досрочно прекращены, пред­упреждены 135 судей и руководителей судов, и еще 23 судьям объявлены за­мечания, а в отношении 12 судей даны согласия на возбуждение уголовных дел. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные колле­гии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодек­са судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.
 
РФС: Но граждане как-то это видят, оценивают?
Николай Тимошин: Надеюсь. Ино­гда нам приходят письма, в которых авторы выражают признательность за объективность при рассмотрении жалоб нашими комиссиями и сами­ми коллегиями. Мы заинтересованы, чтобы каждое рассмотрение жалобы приносило пользу людям. Вот толь­ко жаловаться надо грамотно, чтобы от жалобы был прок. И помнить, что ВККС РФ не хочет, не может и не бу­дет нарушать закон ни при каких ус­ловиях и независимо от требований или просьб.
 
Беседовал Анатолий Автамонов
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 10088