Об этом разговор с председателем Высшей квалификационной коллегии судей РФ, Председателем судебного состава Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ Николаем Тимошиным.
Николай Тимошин: Прок, то есть выгода, польза, конечно же, есть. Особенно для нашей коллегии, получившей в 2014 году 10 186 обращений с критикой в адрес судей… Каждая жалоба — это нерв чьей-то жизни. Возможно, она — последний шанс получить помощь, решить проблему. Если отдельное письмо оголяет нерв одной жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения. Так что в определенном смысле эти жалобы позволяют нам лучше чувствовать общество.
РФС: К нам жалобы на судей практически не приходят. За последнее время было одно письмо, и то — отклик на вашу статью годичной давности «Судья — главный правозащитник». Но ведь очевидно, что авторы жалоб хотят одного — решения их проблем, вопросов.
Николай Тимошин: Именно поэтому авторы
жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес, тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать наболевший вопрос.
Но в массиве нашей почты писем «по делу», то есть таких, которые непосредственно относились бы к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей РФ и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть. Анализ писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей РФ, ее социальной роли,
РФС: А что же такое ВККС на самом деле?
Николай Тимошин: ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» — один из органов судейского сообщества всей страны.
ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Причем, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, в соответствии со статьей 5 упомянутого закона она не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения. Ее решения можно оспорить только в суде. Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».
Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.
РФС: Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Что от вас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?
Николай Тимошин: Всего и все сразу. Пожалуй, очень мало аспектов деятельности судей и квалификационных коллегий судей, которые остались бы без внимания граждан. Я уж не говорю о наших основных функциях. К примеру, отбор кандидатов в судьи. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.
Но ВККС может действовать только строго по закону. А он таков: в соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Закона об органах судейского сообщества ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного суда РФ, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно председателю Верховного суда РФ свои заключения.
Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это — прерогатива ККС субъектов РФ.
И ВККС, получая письма граждан о якобы неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации, либо председателю соответствующего суда. Собственно, так мы и делаем.
РФС: На ваших коллег из ККС тоже жалуются?
Николай Тимошин: Конечно. Причем нас это не удивляет. Авторы писем, не довольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества.
Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации. Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства.
При всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ее, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.
Когда авторы писем просят и требуют от нас «обязать председателя ККС», «указать ККС», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их не соответствием закону. Кстати, возможно, вам будет интересно узнать, что немало заявителей в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в печати.
РФС: Точно, это интересно! Значит, не зря журналисты пишут..
Николай Тимошин: Не зря, не зря… Но нам-то как реагировать? Дело в том, что подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Закона об органах судейского сообщества и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же Закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.
Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, не только повышает значение материалов в прессе как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС и никакой другой. Поэтому ВККС просто-напросто вынуждена пересылать такие публикации в прессе в ККС субъектов Федерации.
Эмблема Высшей квалификационной коллегии судей РФ
|
РФС: Все-таки о чем чаще всего пишут люди?
Николай Тимошин: Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Казалось бы, судей хотят защитить от такого давления. Парадоксальными на этом фоне выглядят требования и просьбы к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!
Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем? «Просим провести судебное расследование» — это заявитель П. из Туапсе. «Истребовать мое уголовное дело» — Д. из Пятигорска. «Назначить новое разбирательство по моей кассационной жалобе» — Т. из Кировской области. «Обязать Генеральную прокуратуру» — К. из Нижнего Новгорода. «Изменить решение городского суда» — Р. из Ялты. «Проверить законность вынесенных решений» — это Х. из Краснодарского края. «Прошу обязать горсуд восстановить мои права» — Ж. из Карелии. Подчеркну, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС.
РФС: Значит, коллегию уважают, верят в ее силу?
Николай Тимошин: Может быть, уважают и верят, может быть… Мы понимаем всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы писем. Тем не менее, сами эти требования нам же приходится признавать невыполнимыми, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов Федерации. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС на организацию судопроизводства, применение судьей норм материального и процессуального права. Ни ВККС, ни ККС не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п.
Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Причем сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в…полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».
Но ни ВККС, ни ККС не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов. Причем с сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, которые находятся в компетенции не только судебной, но и законодательной, и исполнительной ветвей власти лишь замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем. Так же, как и пересылка нам жалоб граждан из органов законодательной и исполнительной власти, несмотря на то, что решение вопросов не в нашей компетенции. В прошлом году мы получили таких писем из Администрации Президента РФ, Министерства юстиции, Государственной Думы, Совета Федерации и других органов больше тысячи.
РФС: Ну хорошо, а что же должна и что может сделать ВККС?
Николай Тимошин: Нам делегирована воля всего судейского сообщества давать оценку действиям судьи в случае нарушения им закона или Кодекса судейской этики. Коллегия может дисциплинарно наказать судью, объявив ему замечание или предупреждение, а при наиболее значительных проступках — досрочно прекратить полномочия. Но только в том случае, если нарушения объективно существуют.
РФС: А они существуют?
Николай Тимошин: В письмах — всегда. Но проверки показывают, что в жизни — намного реже. Именно фактических обоснований утверждений, правовой мотивированности требований часто недостает авторам писем, при том, что очевидна их убежденность в правоте, основанной, якобы, на знании законов. Действительно, ВККС и ККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 и подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 Закона об органах судейского сообщества налагают дисциплинарные взыскания на судей и руководителей судов.
Но что особенно важно? Соблюдение процедуры, причем — в деталях. Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона о статусе судей устанавливает, что решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это — полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это — компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области.
Не менее важно понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает, прежде всего, наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение совета судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона об органах судейского сообщества представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью.
РФС: Подождите, подождите… жалобы граждан, получается, бессмысленны?
Николай Тимошин: Как это — бессмысленны! Ни в коем случае. Опять смотрим закон. Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить автоматическим поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения направляются для проверки председателю соответствующего суда либо проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно. Для этого квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки комиссия докладывает на заседании квалификационной коллегии судей.
Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением. И кстати, результатом работы комиссий и следующих за ними заседаний коллегий становятся дисциплинарные взыскания судей. Были такие факты, есть и, к сожалению, будут.
РФС: Значит, привлечь судью к ответственности — целая история?
Николай Тимошин: А как вы хотели? Разве принципы независимости и неприкосновенности судей не нужны? Закон обусловливает защиту судей от наветов, клеветы, необоснованного преследования. Согласно пункту 2 статьи 12.1 Закона о статусе судей коллегия учитывает характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины, личность судьи и степень нарушения действиями или бездействием судьи прав и свобод граждан. То есть просто шашкой махать нельзя. А граждане нередко требуют провести оценку знаний, профессионального уровня судей и тут же привлечь их к уголовной ответственности. Причем всегда берут быка за рога: «Прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором РФ о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.
Но дело-то как раз именно в том, что УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон о статусе судей пунктом 3 статьи 16 установил, что решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета с согласия либо ВККС, либо ККС субъекта Федерации в зависимости от уровня суда, в котором судья осуществляет правосудие. Только после поступления представления председателя Следственного комитета квалификационная коллегия может принять решение — дать согласие на возбуждение уголовного дела или отказать в этом. Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс статьей 448.
Поэтому, если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться сразу в Следственный комитет России, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию судей соответствующее представление.
Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона о статусе судей. Цитирую: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу… квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, желающий увидеть судью на скамье подсудимых только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно не отменено вышестоящей инстанцией и вступило в законную силу, должен понимать необоснованность своей жалобы.
Ежегодно ВККС и ККС субъектов Федерации налагают на судей дисциплинарные взыскания и дают согласие на возбуждение уголовных дел. К примеру, в 2014 году полномочия 23 судей досрочно прекращены, предупреждены 135 судей и руководителей судов, и еще 23 судьям объявлены замечания, а в отношении 12 судей даны согласия на возбуждение уголовных дел. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.
РФС: Но граждане как-то это видят, оценивают?
Николай Тимошин: Надеюсь. Иногда нам приходят письма, в которых авторы выражают признательность за объективность при рассмотрении жалоб нашими комиссиями и самими коллегиями. Мы заинтересованы, чтобы каждое рассмотрение жалобы приносило пользу людям. Вот только жаловаться надо грамотно, чтобы от жалобы был прок. И помнить, что ВККС РФ не хочет, не может и не будет нарушать закон ни при каких условиях и независимо от требований или просьб.
Беседовал Анатолий Автамонов