Все о пенсиях в России

вчераКому повысят пенсии с 1 мая

09.04.2024Детям-инвалидам погибших участников СВО хотят дать право на двойную пенсию

08.04.2024Жуков рассказал о планах Госдумы на текущую неделю

Больше половины школьников боятся математики

Отношения с царицей наук чаще не складываются у девочек

13.03.2024 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Больше половины школьников боятся математики
  © freepik.com

У 53 процентов школьников задания по математике вызывают тревогу, а порой и просто панический ужас. Каждый восьмой такой случай нуждается в наблюдении. Это следует из нового исследования Российской академии образования (РАО), результаты которого представили 12 марта. Документ есть в распоряжении «Парламентской газеты».

Три вида тревожности

Как показало исследование РАО, только 47 процентов российских школьников 5-11-х классов не испытывают математической тревожности — чувства напряжения и страха, которое мешает решать задачки и оперировать числами в повседневной жизни.

Эксперты выделяют три степени математической тревожности:

  • средняя тревожность (она наблюдается у 28,5 процента школьников),
  • ярко выраженная тревожность (свойственна 24,5 процента детей),
  • высокая тревожность, которая требует особого внимания (присуща примерно 8 процентам средне- и старшеклассников).

При этом отмечается, что высокая тревожность чаще наблюдается у девочек — 27 процентов, чем у мальчиков — 22 процента.

Картаполов назвал фейком информацию о новой волне мобилизации в России

Страх задачек и карьеры

Математическая тревожность может привести к тому, что ребенок не просто не справляется со школьными заданиями, но начинает их бояться.  Как пояснили в РАО, это «является одним из факторов, негативно влияющих на школьные достижения в точных науках».

Повышенная математическая тревожность также может приводить к «избегающему поведению», когда даже способные ученики не выбирают дисциплины, связанные с математикой, в том числе заранее отказываются от востребованных высокотехнологичных профессий, ограничивая свою карьеру уже на старте.

В современном технологическом обществе роль математических знаний возрастает не только в академических и профессиональных успехах каждого человека, но и в инновационном развитии самого общества, отметил академик РАО Сергей Малых, под руководством которого и проводилось исследование.

«Математические навыки считаются одной из ключевых компетенций, необходимых для обучения на протяжении всей жизни, а их низкий уровень в начале обучения предсказывает низкую успеваемость по математике в будущем. Поэтому крайне важно выявить факторы, которые снижают успеваемость школьников по математике», — сказал эксперт.

Среди признаков математической тревожности — беспокойство ребенка, напряжение и нервозность при выполнении в том числе домашнего задания по математике, рассказал «Парламентской газете» Малых.

«Задача родителей, обнаруживших, что у их ребенка есть математическая тревожность, — как можно глубже вовлечься в образовательный процесс, помогать ему преодолевать трудности и страх ошибок. Важно повысить его мотивацию к обучению, корректировать эмоциональное отношение к математике, постараться сделать этот предмет источником положительных эмоций», — отметил эксперт.

ВЦИОМ опубликовал рейтинг кандидатов в президенты

Для технологического прорыва

Ранее президент Российской академии образования Ольга Васильева рассказала «Парламентской газете», что каждый пятый ученик начальных классов не желает заниматься математикой. А в основной школе, когда начинают формироваться личные профильные предпочтения, процент школьников, которым не нравится этот предмет, вырастает до 24,9.

Как отметила Васильева, такие данные получила член-корреспондент РАО Татьяна Тихомирова, которая много лет вела исследования в типичной среднестатистической российской школе.

«Изучение математики у многих детей, как показывают исследования, может вызывать серьезные трудности. Сначала у ребенка что-то не получается, пропустил тему, заболел — наступает череда неудач, возникает страх решения примеров, уравнений, задач», — отметила президент РАО.

Выявить и устранить такие ситуации вовремя важно как для самого ребенка, так и для общества в целом, сказала тогда Ольга Васильева: «Это важно, потому что без математики мы не сможем подготовить инженеров, а без инженеров невозможен технологический прорыв».

Читайте также:

• Министерству просвещения предложили учить школьников финансовой грамотности