Без отрыва от семейного очага
Ненецкая мудрость гласит: «Жизнь ежедневно меняется, и каждый новый день приносит что-то новое».
Ведь не секрет, что кочевые коренные народы Севера семимильными шагами перешагнули из первобытно-общинного строя в XXI век. Кто бы мог еще недавно подумать, что тундровики будут общаться по скайпу
Сегодня в оленеводческих стойбищах, на рыбацких станах еще можно встретить очевидцев и даже участников становления на Севере системы образования, которая имела ряд специфических черт. Главная из которых — проблема выбора оптимальной формы организации учебного процесса и максимально подходящего типа учебного заведения. Единственно приемлемым была признана стационарная школа-интернат. Благодаря школам-интернатам среди нескольких поколений людей из числа кочевников, воспитанных в новой системе, все имеют среднее общее образование, часть — среднее профессиональное и высшее образование. Есть и доктора наук.
Елена Тимофеевна Пушкарева — первый доктор наук из ненецкого народа. Родилась в поселке Нумги Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа в семье оленеводов-охотников-рыбаков. Получила педагогическое и финансовое образование, многие годы ведет научную и общественную деятельность.
Являясь депутатом Законодательного Собрания Ямала, наряду с вопросами бюджета, налогов и финансов она уделяет большое внимание вопросам национально-культурного развития, возрождения духовных ценностей среди молодежи, сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Часто выезжает в стойбища, на фактории, в общем, знает жизнь, чаяния коренных северян не понаслышке. Имея педагогический опыт, Елена Тимофеевна не раз задумывалась над тем, как улучшить образовательную систему ямальских школ, сделать так, чтобы дети кочевников могли получать образование и добиться в жизни лучшей доли без отрыва от семейного очага.
«Дискуссии, развернувшиеся в конце 80-х годов в нашем обществе по поводу необходимости отказа от систем интернатного типа, были очень полезны с той точки зрения, что мы констатировали, что интернатное воспитание кроме видимых положительных эффектов в получении образования имело и обратную сторону. Находясь в интернате, родителей и близких дети видели только на каникулах. В результате не передавались от старших к младшим выработанные веками навыки, — говорит Елена Тимофеевна. — Но, вместе с тем, все-таки в нашем округе мы не отказались от интернатного образования. И создав необходимую на законодательном уровне правовую базу, обеспечили родителям выбор».
И родители готовы сделать выбор. Анкетирование тундрового населения показало, что 86 процентов респондентов отдают предпочтение школам-интернатам как устоявшейся и зарекомендовавшей себя форме получения образования, 38 процентов — за кочевой детский сад, 28 процентов хотели бы обучать своих детей в кочевой школе (предлагалось два и более варианта ответа по типу ранжирования). В зависимости от образа жизни, маршрутов касланий респонденты определили, что оптимальными формами работы кочевого воспитателя или учителя могут быть выездная форма, организация обучения детей на факториях и постоянное проживание в стойбище.
Действительно, в регионе на законодательном уровне закреплены права родителей на выбор образовательного учреждения, формы организации образовательного процесса, а также предоставляется возможность индивидуального обучения детей из числа коренных малочисленных народов Севера. Установлен повышающий коэффициент за разъездной характер работы педагогическим работникам, обучающим детей, ведущих кочевой образ жизни. Внесены поправки в законы, касающиеся финансового обеспечения организации учебного процесса в кочевых школах.
Закончился учебный год, и специалисты подводят первые, промежуточные итоги действия законодательных нововведений. Новая модель образования реализовывается пока в начальном школьном звене и дошкольном воспитании. В 2013-2014 учебном году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа образование в местах кочевий предоставляло 9 образовательных учреждений, в которых занимались 53 воспитанника в системе кочевого дошкольного образования, 8 — в системе кочевого дополнительного образования и 35 — в системе начального общего образования.
Причем режим обучения ориентирован на национальный календарь: каникулы наступают не строго в летние месяцы, а в период хода сиговых рыб или каслания оленей, когда школьникам надо помочь семье, приобщиться к традиционному образу жизни. Изменения, вроде небольшие, но по сути теперь создана новая образовательная услуга — учитель приезжает к ученику.
Дети имеют возможность жить |
Поэтому и к педагогам кочевых школ требования особые: способность к жизнедеятельности в экстремальных условиях кочевья, знание языка, культуры и традиционного хозяйствования коренных народов Севера, готовность к преподаванию нескольких предметов, владение современными педагогическими и информационными технологиями обучения.
В итоге были определены восемь малокомплектных сельских школ, получивших статус социокультурного центра села. Созданы пилотные площадки, сформирован норматив обеспечения кочевого учителя и воспитателя средствами обучения и жизнеобеспечения. Особо будут решаться вопросы по организации отпуска и оздоровления для таких педагогов.
В целом же на организацию кочевого образования из окружного бюджета выделено более 28 млн. рублей. В 2013 году за счет средств окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011— 2015 годы» закуплено две модульные кочевые школы, выделены субсидии на приобретение трех комплектов оборудования «Кочевой учитель» и закупку снегоходов. Региональным институтом развития образования изданы учебно-методические пособия для кочевых учителей и воспитателей.
По итогам окружного конкурса четыре инновационных проекта получили финансовую поддержку. Два гранта по 500 тыс рублей присуждено в номинации «Кочевая школа» и по 1 млн рублей — в номинации «Кочевая школа — детский сад».
Важным преимуществом кочевой школы является то, что дети имеют возможность жить в условиях традиционного уклада жизни, легче проходит адаптация к образовательному процессу. Кроме того, это дает родителям возможность регулярно навещать детей. Тем самым возрождается роль традиционного семейного воспитания. Организация работы групп кратковременного пребывания детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, а также предшкольной подготовки в летний период существенно облегчает адаптацию детей при поступлении в школу-интернат и способствует большей успешности учеников в первые месяцы обучения в школе и повышению школьной мотивации.
В кочевой школе есть еще один бесспорный плюс: уроки здесь ведутся на родном языке, а это большое подспорье в деле сохранения языка и культуры народов Севера.
Плодотворно учебный год прошел и в Ямальском многопрофильном колледже, где в этом году восемь студентов получили диплом учителя начальных классов с дополнительной специализацией «Кочевой учитель», еще 25 студентов продолжают обучение по специальности «Дошкольное образование» с дополнительной специализацией — «Кочевой воспитатель».
Однако в реализации проекта «Кочевая школа» имеется и ряд проблем, над которыми еще предстоит работать. Среди них отсутствие адаптированных учебников, неготовность руководителей и педагогических коллективов ряда школ-интернатов к организации работы по кочевому типу, слабая информированность населения о возможностях новой формы образования, отсутствие условий для применения новых информационных технологий и дистанционного образования, устойчивой связи и энергообеспечения.
Кроме того, в настоящее время нормы питания, требования к ассортименту продуктов, специфике приготовления блюд, утвержденные соответствующими санитарными правилами и нормами, игнорируют особенности национальной кухни представителей коренных малочисленных народов Севера. Действующие нормы содержат в себе большое количество молочных продуктов, овощей и не предусматривают использование в меню мяса северных оленей, речной рыбы.
Кочевая жизнь — это уникальная цивилизация, созданная народами в течение многих столетий. И этот учебный год показал, что кочевой образ жизни ямальских оленеводов может быть адаптирован к современным образовательным технологиям. А пока у ребят каникулы, у взрослых есть время подготовиться к новому учебному году.