Без отрыва от семейного очага

Ненецкая мудрость гласит: «Жизнь ежедневно меняется, и каждый новый день приносит что-то новое».

Ведь не секрет, что кочевые коренные народы Севера семимильными шагами перешагнули из первобытно-общинного строя в XXI век. Кто бы мог еще недавно подумать, что тундровики будут общаться по скайпу

Без отрыва от семейного очага

Депутат Законодательного Собрания Ямала Елена Пушкарева

Сегодня в оленеводческих стой­бищах, на рыбацких станах еще можно встретить очевидцев и даже участников становления на Севе­ре системы образования, которая име­ла ряд специфических черт. Главная из которых — проблема выбора опти­мальной формы организации учебного процесса и максимально подходящего типа учебного заведения. Единственно приемлемым была признана стаци­онарная школа-интернат. Благодаря школам-интернатам среди нескольких поколений людей из числа кочевников, воспитанных в новой системе, все име­ют среднее общее образование, часть — среднее профессиональное и высшее образование. Есть и доктора наук.

Елена Тимофеевна Пушкарева — первый доктор наук из ненецкого народа. Родилась в поселке Нумги Надымского района Ямало-Ненецко­го автономного округа в семье олене­водов-охотников-рыбаков. Получила педагогическое и финансовое образо­вание, многие годы ведет научную и общественную деятельность.

Являясь депутатом Законодательно­го Собрания Ямала, наряду с вопроса­ми бюджета, налогов и финансов она уделяет большое внимание вопросам национально-культурного развития, возрождения духовных ценностей среди молодежи, сохранения традици­онного образа жизни коренных мало­численных народов Севера. Часто выезжает в стойбища, на фактории, в общем, знает жизнь, чаяния корен­ных северян не понаслышке. Имея педагогический опыт, Елена Тимофе­евна не раз задумывалась над тем, как улучшить образовательную систему ямальских школ, сделать так, чтобы дети кочевников могли получать об­разование и добиться в жизни лучшей доли без отрыва от семейного очага.

«Дискуссии, развернувшиеся в кон­це 80-х годов в нашем обществе по поводу необходимости отказа от систем интернатного типа, были очень полез­ны с той точки зрения, что мы кон­статировали, что интернатное воспи­тание кроме видимых положительных эффектов в получении образования имело и обратную сторону. Находясь в интернате, родителей и близких дети видели только на каникулах. В резуль­тате не передавались от старших к младшим выработанные веками навы­ки, — говорит Елена Тимофеевна. — Но, вместе с тем, все-таки в нашем округе мы не отказались от интернатного об­разования. И создав необходимую на законодательном уровне правовую ба­зу, обеспечили родителям выбор».

И родители готовы сделать выбор. Анкетирование тундрового населения показало, что 86 процентов респонден­тов отдают предпочтение школам-ин­тернатам как устоявшейся и зареко­мендовавшей себя форме получения образования, 38 процентов — за коче­вой детский сад, 28 процентов хотели бы обучать своих детей в кочевой шко­ле (предлагалось два и более варианта ответа по типу ранжирования). В за­висимости от образа жизни, маршрутов касланий респонденты определили, что оптимальными формами работы коче­вого воспитателя или учителя могут быть выездная форма, организация об­учения детей на факториях и постоян­ное проживание в стойбище.

Действительно, в регионе на зако­нодательном уровне закреплены права родителей на выбор образовательного учреждения, формы организации обра­зовательного процесса, а также предо­ставляется возможность индивидуаль­ного обучения детей из числа коренных малочисленных народов Севера. Уста­новлен повышающий коэффициент за разъездной характер работы педагоги­ческим работникам, обучающим детей, ведущих кочевой образ жизни. Внесены поправки в законы, касающиеся финан­сового обеспечения организации учеб­ного процесса в кочевых школах.

Закончился учебный год, и специ­алисты подводят первые, промежуточ­ные итоги действия законодательных нововведений. Новая модель образо­вания реализовывается пока в началь­ном школьном звене и дошкольном воспитании. В 2013-2014 учебном году на территории Ямало-Ненецкого авто­номного округа образование в местах кочевий предоставляло 9 образова­тельных учреждений, в которых за­нимались 53 воспитанника в системе кочевого дошкольного образования, 8 — в системе кочевого дополнительного образования и 35 — в системе началь­ного общего образования.

Причем режим обучения ориенти­рован на национальный календарь: ка­никулы наступают не строго в летние месяцы, а в период хода сиговых рыб или каслания оленей, когда школьни­кам надо помочь семье, приобщиться к традиционному образу жизни. Из­менения, вроде небольшие, но по сути теперь создана новая образовательная услуга — учитель приезжает к ученику.

Дети имеют возможность жить
в условиях традиционного уклада жизни

Дети

Поэтому и к педагогам кочевых школ требования особые: способность к жизнедеятельности в экстремальных условиях кочевья, знание языка, куль­туры и традиционного хозяйствования коренных народов Севера, готовность к преподаванию нескольких предме­тов, владение современными педаго­гическими и информационными тех­нологиями обучения.

В итоге были определены восемь малокомплектных сельских школ, получивших статус социокультур­ного центра села. Созданы пилотные площадки, сформирован норматив обеспечения кочевого учителя и вос­питателя средствами обучения и жиз­необеспечения. Особо будут решаться вопросы по организации отпуска и оз­доровления для таких педагогов.

В целом же на организацию кочево­го образования из окружного бюджета выделено более 28 млн. рублей. В 2013 году за счет средств окружной долго­срочной целевой программы «Разви­тие системы образования Ямало-Не­нецкого автономного округа на 2011— 2015 годы» закуплено две модульные кочевые школы, выделены субсидии на приобретение трех комплектов оборудования «Кочевой учитель» и закупку снегоходов. Региональным институтом развития образования из­даны учебно-методические пособия для кочевых учителей и воспитателей.

По итогам окружного конкурса четыре инновационных проекта по­лучили финансовую поддержку. Два гранта по 500 тыс рублей присуждено в номинации «Кочевая школа» и по 1 млн рублей — в номинации «Кочевая школа — детский сад».

Важным преимуществом кочевой школы является то, что дети имеют возможность жить в условиях тради­ционного уклада жизни, легче про­ходит адаптация к образовательному процессу. Кроме того, это дает родите­лям возможность регулярно навещать детей. Тем самым возрождается роль традиционного семейного воспитания. Организация работы групп кратковре­менного пребывания детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, а также предшкольной подготовки в летний период существенно облегчает адаптацию детей при поступлении в школу-интернат и способствует боль­шей успешности учеников в первые месяцы обучения в школе и повыше­нию школьной мотивации.

В кочевой школе есть еще один бес­спорный плюс: уроки здесь ведутся на родном языке, а это большое подспо­рье в деле сохранения языка и культу­ры народов Севера.

Плодотворно учебный год прошел и в Ямальском многопрофильном кол­ледже, где в этом году восемь студен­тов получили диплом учителя началь­ных классов с дополнительной специ­ализацией «Кочевой учитель», еще 25 студентов продолжают обучение по специальности «Дошкольное образо­вание» с дополнительной специализа­цией — «Кочевой воспитатель».

Однако в реализации проекта «Ко­чевая школа» имеется и ряд проблем, над которыми еще предстоит рабо­тать. Среди них отсутствие адаптиро­ванных учебников, неготовность руко­водителей и педагогических коллекти­вов ряда школ-интернатов к организа­ции работы по кочевому типу, слабая информированность населения о воз­можностях новой формы образования, отсутствие условий для применения новых информационных технологий и дистанционного образования, устой­чивой связи и энергообеспечения.

Кроме того, в настоящее время нормы питания, требования к ассор­тименту продуктов, специфике при­готовления блюд, утвержденные соот­ветствующими санитарными правила­ми и нормами, игнорируют особенно­сти национальной кухни представите­лей коренных малочисленных народов Севера. Действующие нормы содержат в себе большое количество молочных продуктов, овощей и не предусматри­вают использование в меню мяса се­верных оленей, речной рыбы.

Кочевая жизнь — это уникальная ци­вилизация, созданная народами в тече­ние многих столетий. И этот учебный год показал, что кочевой образ жизни ямальских оленеводов может быть адаптирован к современным образова­тельным технологиям. А пока у ребят каникулы, у взрослых есть время подго­товиться к новому учебному году.

Дария Петрова
При подготовке использованы материалы
Департамента образования ЯНАО

Просмотров 4548

28.06.2014

Популярно в соцсетях