Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Асфальт в снег — деньги на ветер

Новый «всепогодный» ГОСТ строительных работ не решает проблему качества дорог

26.06.2019 18:24

Автор: Валерий Филоненко

Асфальт в снег — деньги на ветер
Фото: Агентство Москва

На заседании Госсовета 26 июня Владимир Путин отметил, что дорог высокого качества в России по-прежнему мало. И если доля соответствующих нормативам федеральных трасс составляет 83 процента, то качественных дорог регионального значения по-прежнему меньше половины. Принятие Росавтодором новых стандартов укладки асфальта, с одной стороны, должно расширить диапазон сезонных работ на территориях с суровым климатом и при определённых условиях позволит монтировать дорожное полотно при низких температурах. С другой стороны, законодатели увязывают с появлением нового ГОСТа риски снижения качества выполнения нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги».

Ранее стало известно, что новый государственный стандарт для федерального агентства разрабатывает НИИ транспортно-строительного комплекса. Эксперты не исключают, что нерадивые региональные чиновники, торопясь уложиться в сроки, станут понуждать подрядчиков отступать от технологий и закатывать в некачественный асфальт бюджетные средства, прикрывая действия новым стандартом.

Хорошо забытое старое

Согласно масштабному плану, доля региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям, к 2024 году должна составить не менее 51 процента, а дорог городских агломераций — 85 процентов. Добиться этого необходимо не просто в срок, а с соблюдением всех качественных критериев, чтоб потом через год-два вновь не выставлять на конкурсы лоты с региональной тематикой и не тратить деньги налогоплательщиков.

Развитию дорожной сети помогут изменения в законе о госзакупках
Но ситуация сегодня такова, что старые государственные стандарты качества, тормозящие развитие экономики, ещё не все пали под «регуляторной гильотиной», а новые не во всех сферах созданы. Как ранее писала «Парламентская газета», процесс завершится в течение ближайших нескольких лет. Понятно, что в дорожном строительстве тема обновления стандартов имеет первостепенное значение. И в Росавтодоре с академической дотошностью этим занимаются в полной мере.

Замруководителя Росавтодора Игорь Костюченко подтвердил «Парламентской газете», что проект нового ГОСТа дорожных работ по заказу Федерального дорожного агентства разрабатывает Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса (НИИ ТСК). «Стандарт сегодня действительно разрабатывается, но речь идёт не о принятии совершенно новых регламентов, а об уточнениях ряда существующих нормативно-технических положений, которые регламентируют процедуру строительных работ в неблагоприятных условиях», — сказал чиновник.

При этом Костюченко отметил важность поправок, которые, по его мнению, помогут реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». «Всё, что сейчас делается, направлено на совершенствование процессов, — пояснил он. — Если выясняется, что какие-то нюансы недоработаны, о чём в ходе публичных слушаний заявляют эксперты, то имеет смысл их пересмотреть».

В свою очередь, президент ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Росасфальт» Николай Быстров пояснил, что стандарт создаётся на базе методических рекомендаций и будет называться «Требование к устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях».

«В нашей стране они просто обязаны быть. Потому что за счёт этого можно добиться, чтобы при укладке асфальтобетонной смеси температура уплотнения была не ниже определённой величины. Стандарт учитывает, помимо дальности доставки асфальтобетонной смеси от завода на стройплощадку, температуру воздуха и силу ветра», — сообщил он изданию по итогам «круглого стола» в Совете Федерации.

Парламентарии проследят за тратами на строительство дорог
«Есть целый набор технологических приёмов, которые позволяют это делать, — прогрев основания, укрывание смеси тентами, устройство защитных температурных кожухов, чтобы валец катка не остывал», — уточнил Быстров.

ГОСТ не плох, но возможны злоупотребления

Немалая часть российских дорог находится в зоне тундры, вечной мерзлоты и влажных лесов. Здесь строительный сезон ограничен коротким периодом тёплой погоды, однако новый ГОСТ позволяет учитывать реальные климатические условия и продлевать сроки дорожных работ. Но вот как им воспользуются нерадивые чиновники, которые привыкли ради галочки нарушать все мыслимые и немыслимые предписания, — этот вопрос остаётся открытым.

Да, согласно действующему законодательству, все ГОСТы носят рекомендательный характер, но в случае его включения в проектно-сметную документацию на конкретном объекте его выполнение становится обязательным. А в том, что они будут включены для «ускорения процесса», эксперты не сомневаются.

Член Комитета Госдумы по транспорту и строительству, координатор проекта ОНФ «Карта убитых дорог» Александр Васильев («Единая Россия») обратил внимание на риски в связи с появлением «всепогодного» ГОСТа. Он убеждён, что предложенными нормативами могут воспользоваться региональные заказчики, которые захотят под предлогом соответствия ГОСТу ускорить выполнение планов по развитию дорожной сети, забыв при этом о качестве работ.

«Проехав по стране с дорожной инспекцией, могу констатировать, что ещё далеко не везде проведены торги на выполнение работ. И так как предполагаются большие объёмы работ, есть риск, что в тёплый период они закончены не будут. А чтобы справиться с реализацией проекта при неблагоприятных условиях, необходима соответствующая дорогостоящая техника, которую далеко не все региональные подрядчики приобрели. Значит, выполнить контракт на высоком качественном уровне они не смогут», — сказал депутат.

Проехав по стране с дорожной инспекцией, могу констатировать, что ещё далеко не везде проведены торги на выполнение работ.

В связи с этим парламентарий считает, что про ГОСТ «можно вспоминать только, когда речь идёт о федеральных трассах, где, как правило, подрядчики обладают передовой строительной техникой».

При этом к самим строителям у законодателя претензий нет. «У нас вопрос к заказчикам, которые прикрывают подрядчиков, нарушающих технологии укладки асфальта, — пояснил Васильев. — Чтобы добиться выполнения контракта в срок, он начинает манипулировать строительной организацией, говорить, что если сейчас не сделаете, деньги вернутся в бюджет, и вы, если не сделаете то, что говорю, в следующем году на подряды не выйдите. Начинают выламывать руки и заставлять класть асфальт в снег».

Такого же мнения придерживается и председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР). «Если в плохие погодные условия с нарушением всех правил и установленных норм укладывается дорожное покрытие, то очевидно, что через какое-то время придётся делать ремонтные работы вновь, — отметил он. — А это все бюджетные деньги — деньги налогоплательщиков. И когда эти деньги закапываются в асфальт и тратятся на вечный ремонт, то, соответственно, страдает та же самая социальная сфера, на которую не хватает денег».

К самим строителям у законодателя претензий нет. Фото: Агентство Москва

Поэтому депутат предлагает применять практики и решения, которые бы «искореняли такую абсурдность».

«А то у нас выделяют одно требование — допущение погодных условий, а про другие забывают. Если технология предполагает, чтобы состав смеси состоял из определённых компонентов, то так и должно быть. А у нас ведь как — одного, другого недосыпали, подсыпали всякого мусора, чтоб сэкономить, и получается некачественный результат», — резюмировал Нилов.

Ранее сообщалось, что Ярослав Нилов обратился с письмом к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением распространить опыт Смоленской области на все регионы и отказаться от укладки асфальта в снег и дождь.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3001

Ещё материалы: Ярослав Нилов