289 лет назад был подписан императорский указ об отливке Царь-колокола
26 июля 1730 года Императрица Анна Иоанновна подписала указ об отливке Большого Успенского колокола, предназначенного для Ивановской звонницы.
Впрочем, история никогда не звонившего Царь-колокола начинается со времён Бориса Годунова, повелевшего отлить колокол весом более чем в тысячу пудов и повесить на деревянном срубе. В один из кремлёвских пожаров деревянная звонница сгорела, колокол упал и разбился. Позднее Алексей Михайлович Романов приказал перелить его с большой добавкой металла, доведя вес до 8 тысяч пудов, и поместить на Филаретову пристройку. Однако царский благовестник повторил судьбу предшественника, разбившись при пожаре 1701 года.
В 1730 году только что взошедшая на престол императрица Анна Иоанновна пожелала ещё раз перелить обломки. Новый колокол должен был весить 13 тысяч пудов (более 200 тонн).
Отливка колокола такого размера представляла чрезвычайно сложную техническую задачу. Первоначально его создание заказали парижским мастерам, однако, те отказались с мотивировкой о том, что колокол подобных размеров отлить невозможно. Тогда исполнение было поручено московскому литейщику Ивану Федоровичу Моторину, который с помощью сына Михаила сумел решить непростую задачу. Работа началась летом 1734 года и кипела вплоть до 25 ноября 1735 года, когда литьё было благополучно завершено.
Пожар в Кремле 1737 года повредил колокол — из-за неравномерного охлаждения он треснул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. В течение следующих 100 лет Царь-колокол оставался в литьевой яме, пока в 1836 году его не водрузили на постамент, созданный Монферраном.
Царь-колокол считается крупнейшим в мире. В высоту он превышает шесть метров, в диаметре — 6,5 метров. Декоративное убранство колокола — образец искусства барокко, в котором нашли отражение тенденции русского изобразительного искусства первой половины XVIII века и итальянская выучка скульптора Медведева, который украсил литейную форму множеством орнаментов, надписей и рельефными фигурами Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.
В конце XIX века в прессе развернулась дискуссия о необходимости реставрации колокола, которая продолжается до сих пор. Эксперты уверены, что современное состояние техники позволяет запаять существующие трещины и вернуть на место осколок. Однако при этом неизбежно пострадает неповторимый декор Царь-колокола. Тем более, невозможна его переливка в новый звучащий колокол, поскольку он является памятником истории, искусства и литейного дела.