«Маша и медведь» с «Крокодилом Геной» получат налоговые льготы

Сможет ли российская анимация зарабатывать деньги ?

«Маша и медведь» с «Крокодилом Геной» получат налоговые льготы

Фото: Коммерсантъ

Государство поддержит производство авторских мультфильмов деньгами и льготами, а также даст «зеленый свет» показу наших анимационных лент на больших экранах. Как еще власть может помочь российской мультипликации? И должна ли она это делать? В этом разбиралась «Парламентская газета».

Мультик как иновация

Встреча Валентины Матвиенко с российскими аниматорами в ноябре 2016 года стала первой за много лет и продемонстрировала: время, когда государство не обращало внимание на отечественную мультипликацию, прошло.В Совете Федерации была создана специальная рабочая группа во главе с председателем Комитета по науке, образованию и культуре Зинаидой Драгункиной для решения насущных вопросов художников.

Уже на первом заседании группы 10 апреля было решено поддержать производство авторских мультфильмов и дебютов, а также включить анимацию в состав инновационных дисциплин. Тем более что «Союзмультфильм» находится в финальной стадии получения статуса партнёра инновационного центра «Сколково», что позволит аниматорам получать налоговые льготы наравне со специалистами IT-индустрии.

Этого художники ждали давно. Минэкономразвития предлагает по аналогии с IT-компаниями временно снизить для них размер страховых взносов с 30 до 14 процентов. Уровень использования компьютеров в современной анимации такой же, как в IT-отрасли, и получается, что компьютерному специалисту выгоднее работать в IT, поскольку там могут вследствие налоговых льгот предложить лучшие условия по оплате. Освободившиеся средства мультипликаторы планируют инвестировать в производство, ведь около 80 процентов себестоимости анимационного фильма — это фонд оплаты труда.  

По оценке экспертов, сейчас в отрасли занято примерно 2,5-3 тысячи человек. Ежегодно их усилиями в России производится около 60-70 часов анимации, кроме того, в последние годы больших международных успехов добились несколько российских брендов — сериалы «Маша и Медведь», «Смешарики», «Снежная королева», которую показали не только в России, но и еще в 70 странах мира, включая Бразилию, Великобританию и Южную Корею.

Однако по количеству отснятых мульт-часов наша страна сильно отстаёт от Европы и Америки, где в год снимаются десятки тысяч часов мультфильмов. И потому, если знать, что в пору расцвета отечественной мультипликации «Союзмультфильм» ежегодно выпускал по 300—400 экранных часов, нынешний период в её истории — не лучший.

В прошлом году Министерство культуры, которое в основном и занимается финансированием анимации, зафиксировало в своем кинобюджете около 3 миллиардов рублей исключительно на создание мультфильмов и детских картин. Сумма небольшая, если учесть, что надо производить не только мультсериалы, но и короткометражки — авторское кино, качеством которого всегда славилась наша страна. Вопросы нехватки средств как всегда первоочередной.

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Андрей Соболев сказал «Парламентской газете», что государство сейчас постепенно осознаёт роль и значение этого жанра. «Очень нужного и маленьким, и взрослым, очень убедительного и метафоричного. И от понимания роли и значения, наверное, будут проистекать и все остальные действия. В первую очередь, системные денежные вливания. Без мультфильмов нам нельзя», — считает сенатор.

Карандаш битвы не выдержал

Сейчас уходят в прошлое такие рукотворные процессы, как перекладка на плёнке, и традиционная рисованная анимация на пергаменте, потому что это дорого и трудозатратно по времени. Всё, что связано с ручной работой на материалах без использования компьютера, не приветствуется. Однозначно ответить, хорошо это или нет, нельзя. Компьютер стал неотъемлемой частью не только нашей жизни, но и производства мультфильмов.

Однако главное отличие российской мультипликации от зарубежной — воспитание через мультипликацию. Так считает известный российский режиссёр и художник-мультипликатор, глава студии «Стайер» Гарри Бардин. При этом он напомнил «Парламентской газете», что отрасль сегодня выживает с трудом. Не всем удаётся так, как его студии жить на самоокупаемости, «а потому государству надо бережнее относиться к мультипликаторам».

«Мультипликация выживает сама по себе. Проект «Маша и Медведь», например, вырвался на самоокупаемость, что правильно. Но это единичный случай. Мультсериал хорошо покупают за рубежом, в интернете серии набирают миллионы просмотров. При этом существует целый пласт хороших мультфильмов, которые зритель, фактически, не видит», — сожалеет Бардин.

По его мнению, производство авторских мультфильмов требует государсвтенной поддержки, иначе это сегмент уйдёт в небытие: «Именно такая анимация и двигает искусство».

Бардин считает, что государство должно, в первую очередь, заботиться о том, чтобы такие мультфильмы можно было увидеть не только на фестивалях, но и на федеральных каналах.

Не выжить без господдержки и знаменитому «Союзмультфильму». Тем более что эта старейшая студия сейчас начинает новую жизнь на новом месте. В ближайшее время из здания на Долгоруковской улице в центре столицы, он переезжает на улицу Академика Королёва — здесь под эгидой «Союзмультфильма» создадут Дом российской анимации.

О планах студии с её руководством говорил в День российской анимации глава Минкульта Владимир Мединский, пообещав существенные инвестиции. В этом году «Союзмультфильм» получит от государства 500 миллионов рублей, дополнительные деньги выделят и на закупку нового оборудования.

«Идея Дома российской анимации родилась еще несколько лет назад, но все это время лежала под сукном, — сказала глава «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва. — Мы хотим сделать из него технопарк, инкубатор проектов и молодых студий, где они будут развиваться и коммерциализироваться. Будем делать из «Союзмультфильма» место, где все аниматоры будут получать правовую и маркетинговую поддержку. Передачу профессионального опыта в этой отрасли до сих пор осуществлялась на коленке, мы постараемся превратить процесс в систему».

Мединский отметил, что Дом российской анимации должен стать уникальным симбиозом высокого качества советской анимации и эффективной продажной истории, которую нам демонстрирует анимация голливудская. Государство обещает всерьёз озаботиться и проблемой подготовки кадров для российской анимации. До конца этого года будут запущены курсы повышения квалификации, на которые планируют брать специалистов с базовым образованием — выпускников колледжа при ВГИКе и 60-го театрального колледжа. Лучшие из них попадут на практическую базу «Союзмультфильма». В течение этого года студия представит для финансовой поддержки в минкультуры 6 мультсериалов. Еще два полнометражных анимационных фильма станут претендовать на поддержку Фонда кино.

«Дела молодой индустрии идут неплохо»

Так считает президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов. Он напомнил «Парламентской газете», что в 90-х и начале 2000-х годов частных студий было мало, а сейчас их десятки и они успешно работают. И главное, что отечественная анимация стала заметна не только на внутреннем рынке России, к ней высоко доверие и за рубежом. «Повторюсь, возраст индустрии очень молодой и рынок зарождается, включая в себя кадры, умение привлекать инвестиции», — уточнил президент Ассоциации и добавил, что именно на этом этапе становления нужна мощная государственная поддержка.

По мнению Попова, любая анимация — авторская. Есть короткометражная анимация, а есть сериальная и полнометражная. Первая имеет меньший потенциал, потому что не привлекаются телеканалы для её продвижения, которых интересуют, в основном, сериалы. С другой стороны, существуют фестивали, которые занимаются именно продвижением короткометражек. Интернет — тоже площадка, на которой можно увидеть эти фильмы. «Фестивали — это не задворки, а определённый показатель успеха мультфильма», — считает эксперт.

А Александр Боярский, директор первой российской коммерчески успешной компании, производящей полнометражные мультфильмы и мультсериалы — студии «Мельница», заявил «Парламентской газете», что отрасль вообще сейчас находится на подъёме и говорить о том, что авторское кино притесняют, а мультсериалы продвигают — неверно. «У всех есть своя ниша. Короткометражки прекрасно смотрятся на фестивалях. Да, телеканалы не покупают их массово, но та же «Культура» с удовольствием демонстрирует зрителю эти фильмы», — объяснил Боярский.

Действительно, в России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале, раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок», фестиваль «Мультиматограф», кроме того, работы отечественных художников-мультипликаторов также успешно выставляются на зарубежных фестивалях.

В 2003 году на широкий экран вышел проект «Мельницы» «Карлик Нос», а, спустя год, в прокат пошел теперь уже легендарный «Алёша Попович и Тугарин Змей». Режиссёром фильма стал художественный руководитель студии Константин Бронзит, чей анимационный фильм «Мы не можем жить без космоса» в 2016 году был номинирован на «Оскар».

Впоследствии серия про трех богатырей стала «лицом» бренда «Мельница». Потом были «Иван Царевич и Серый Волк», «Иван Царевич и Серый Волк-2», «Иван Царевич и Серый Волк-3» с кассовыми сборами в десятки миллионов рублей, мультипликационные сериалы «Лунтик и его друзья» и «Барбоскины» — тоже визитная карточка  «Мельницы», чьи проекты сейчас пользуются большим успехом, и не только в России.

Боярский напомнил, что теперь отечественные мультфильмы как короткометражные, так и сериальные с удовольствием покупают в разных странах мира. «Чего стоит только «Маша и Медведь». Потому я бы не стал сгущать краски, а огляделся. Анимация — «это долгие деньги» и, каждый раз, создавая мультфильм, мы не рассчитываем на их моментальное возвращение», — признал директор «Мельницы».

Обсуждайте эту статью в нашей официальной группе на «Одноклассниках»!

Обсуждайте эту статью в нашей официальной группе на «Одноклассниках»!



Автор: Ксения Редичкина

Ещё материалы: Андрей Соболев

Просмотров 1868

18.04.2017

Популярно в соцсетях