Запрет на демонстрацию свастики хотят смягчить

Её разрешат показывать в произведениях искусства, науки и в целях образования

12.04.2017 00:01

Автор: Александр Горелик

Запрет на демонстрацию свастики хотят смягчить
Кадр из многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны», Киностудия имени Горького

Демонстрировать в России свастику нельзя. А равно с ней прочую символику нацистской Германии и фашистской Италии. И эмблемы организаций, признанных преступными на Нюрнбергском процессе. И знаки экстремистских организаций — тоже. Это запрещено сразу несколькими законами. Например, КоАП карает за подобное деяние штрафом в полторы тысячи рублей. Причём нет разницы, где и зачем демонстрируют такие символы — нельзя и всё. Но скоро в законах могут сделать исключения.

За Штирлица ответишь

Минкомсвязи разрабатывает поправки сразу к нескольким «антифашистским» законодательным актам. Они позволят демонстрировать прежде запрещённую символику в художественных фильмах и прочих произведениях искусства, а также в книгах и публикациях, носящих научный, просветительский или образовательный характер. И, само собой, во время уроков и лекций.

Сейчас закон позволяет оштрафовать, например, руководителей телеканала, который демонстрирует фильм «Семнадцать мгновений весны», — свастик там много: на рукавах Штирлица и других героев картины, на стенах Рейхсканцелярии, на домах. Или за ленту «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука — там есть кресты на немецких танках. За показ военной кинохроники — тоже. Во всех этих произведениях запрещённые эмблемы надо «замыливать».

Впрочем, честно признаем, за это пока никого не наказывали. Все понимали, что исторический фильм на то и исторический. Так же как и хроника, и фото, и живопись. Как книги и лекции. Строгость закона, как принято, компенсировалась необязательностью его исполнения. Но в последние годы правоохранители вдруг вспомнили, что есть такая статья и начали заводить дела.

В 2015 году в Краснодарском крае штраф получила женщина, поставившая на своей страничке в соцсетях картинку с советскими солдатами, бросающими к мавзолею Ленина знамёна со свастикой. В Смоленске к штрафу приговорили журналистку, опубликовавшую фотографии об ужасах немецкой оккупации Смоленска. А буквально в марте этого года на Кубани суд дал десять дней ареста активисту, разместившему в соцсети политический коллаж, содержавший свастику, хотя ни о какой пропаганде нацизма при этом и речи не шло, скорее наоборот.

Наказывать надо только за приобщение к идеологии нацизма

Два года назад Роскомнадзор пытался подправить ситуацию: ведомство опубликовало официальное мнение, что считает противозаконной только ту символику, которая сопровождается пропагандой фашизма и нацизма. А если эмблемы содержатся в научных или художественных произведениях, то это не нарушение. Но полиция и суды решали по-своему. И тогда в Минкомсвязи решили, что лучший способ не наказывать неправильно — поправить закон.

- Это очень, очень разумно! — согласился первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. — Суды, подходя формально, привлекали к ответственности людей, которые и не думали пропагандировать фашизм и даже наоборот, боролись с ним. Наказывать надо только, если кто-то пытается приобщить других к этой идеологии и использует для этого нацистскую символику. Но когда человек рассказывает жизненную ситуацию, например, времён войны, иллюстрируя её фотографией, на которой есть свастика, — это совсем другое дело. Человек воспроизвёл изображение как порицание фашизма, говоря, что этого допускать нельзя, а его под суд.

Просто изображение — это ещё не пропаганда

- Всегда хочется апеллировать к здравому смыслу, — поддержал инициативу Минкомсвязи государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов. — Если любое изображение свастики считать правонарушением, то надо замазывать этот символ на всех буддийских храмах, во дворцах менять паркеты, выложенные меандром, ведь это многократно повторенная свастика.

Вилинбахов напомнил, что гамматический крест — один из древнейших символов, существовавший во многих цивилизациях. И пока его не стал использовать Гитлер, он никогда не носил отрицательного смысла. Свастика означала добро, благо, удачу, счастье. Её связывали с Солнцем. Зловещие ассоциации возникли, только когда этот знак взяли себе нацисты.

- Запрет на использование свастики в целях пропаганды фашизма и нацизма понятен, но надо понимать, что такое пропаганда, — развил тему герольдмейстер. — Просто изображение — это ещё не пропаганда. Иначе как быть с трофейными знамёнами, которые хранятся в музее Вооружённых сил? А вот когда свастика нанесена на флаг, который несут на митинге, я соединяю пропаганду идей с этим знаком. Мне кажется, что, создавая ту редакцию закона, авторы проявляли больше желания бороться не с самим явлением, а с его атрибутикой. Действуя в такой логике, надо запрещать и слово «социализм». Ведь помните, как называлась нацистская партия? Национал-социалистической! Они активно пользовались словом «социализм».

Изучить пакет нынешних законов ещё на стадии подготовки государственный герольдмейстер не имел возможности: когда эти документы рассматривали в Госдуме, его никто не спрашивал. Хотя, по идее, должны были.

- Значит, недостаточно качественно был подготовлен закон, — уверен Лысаков. — Ошибки бывают. Главное — их заметить и вовремя исправить. Правоприменительная практика показала, что нужны уточнения, чтобы под раздачу не попали люди, не занимающиеся пропагандой фашизма.

- Если это флаг и я его несу — это одно. А если книга по истории наград — это другое, — продолжил разъяснять разницу Вилинбахов. — Или я показываю аудитории слайд со свастикой — это пропаганда? Если я при этом буду говорить о том, что газовые камеры — это хорошо, будет пропаганда фашизма. А если расскажу историю символа, у каких народов он встречался, что означал, не пропаганда.

Сейчас в Минкомсвязи завершается обсуждение законопроекта. Скоро он должен поступить на изучение депутатам.

- Если Правительство внесёт эти поправки, я не сомневаюсь, что Госдума их примет, — заверил Вячеслав Лысаков.

Главное — не терять объективность

Первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич считает, что поправки в законодательство сейчас не самое главное, потому что для киношников, например, особых преград нет. «Кроме того, за всю историю российского кинематографа снято достаточное количество исторических фильмов, где мелькает, скажем, фашистская символика — на самолётах, на рукавах, на зданиях и в книгах. Просто не нужно нарушать здравый смысл», — считает сенатор.

Он уверен, что пропаганда — это когда свастика изображается на сувенирной продукции или можно запросто купить и надеть фашистскую форму. «Но законом это жёстко пресекается», — напомнил Клинцевич, при этом не исключив, что всегда найдутся создатели исторических и художественных фильмов, у которых есть проблемы с потерей объективности в демонстрации реальных событий. «Ясно, что могут и злоупотреблять после изменения законодательства о демонстрации фашистской символики, люди изворотливы. Тут надо хорошо поработать законодателям и экспертному сообществу», — заключил парламентарий.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 10189