два дня назадКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

два дня назадКак узнать размер будущей пенсии

23.04.2024Что потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Россияне смогут улететь на Луну после 2030 года

О захватывающих планах космических исследований в Совете Федерации рассказал начальник Центра подготовки космонавтов имени Гагарина Юрий Лончаков

12.04.2017 12:54

Автор: Ксения Редичкина

Россияне смогут улететь на Луну после 2030 года
Фото NASA

Лётчик-космонавт рассказал о научных экспериментах на орбите, масштабной подготовке к высадке на Луну и объяснил, почему на базе МКС должна быть создана автономная российская космическая станция.

Заправлены в планшеты космические карты

Сегодня, 12 апреля — 56-я годовщина первого космического полёта, совершённого Юрием Гагариным в 1961 году. С 1968 года День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики. Развитие пилотируемых полётов в Советском Союзе проходило поэтапно. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам. СССР на протяжении десятилетий гордился успехами отечественной космонавтики — это и полёт первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой, и выход в открытый космос, и самый продолжительный в истории космонавтики полёт. За успешными полётами стоят тысячи людей, десятки трудовых коллективов, которые делают всё от них зависящее во имя прогресса космической отрасли.

Юрий Лончаков провёл для сенаторов краткий экскурс в историю и отметил, что сейчас в России есть ряд нормативных документов, которые обеспечивают развитие космической отрасли довольно быстрыми темпами. Это, в частности, Государственная программа «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы», ФЦП «Развитие российских космодромов на период 2017-2025 годов» и Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года. То есть через 13 лет российские космические аппараты должны обеспечить потребности социально-экономической сферы, науки и обороны до 95 процентов, количество запусков по фундаментальным космическим исследованиям должно составить до трёх в год, а долю России на мировом космическом рынке нужно увеличить до 10 процентов против существующих 0,5 процента. Должно быть обеспечено серийное производство ракет сверхтяжёлого класса, космических буксиров на основе электроракетных двигателей, а также разработаны средства для освоения астероидов.

«Кроме выполнения международных обязательств России по эксплуатации МКС, перспективами являются создание на её базе международной российской космической станции, а также создание отечественной пилотируемой транспортной системы для дальнейших полётов на окололунную орбиту, на Луну, создание взлётно-посадочных комплексов и полномасштабная эксплуатация первого российского космодрома Восточный, — рассказал Лончаков.

По его словам, готовится проект лунной программы. И полномасштабные исследования спутника Земли начнутся после 2025 года, а после 2030 года запланирована высадка на Луну. Также к 2021 году будет создан перспективный транспортный корабль нового поколения, который сможет приземляться за счёт реактивных двигателей. Этот корабль разрабатывается на РКК «Энергия» имени С.П. Королёва.

«В 2021 году состоятся беспилотный старт на ракете «Ангара-А5» и пилотируемый старт в 2023 году на тяжёлой ракете «Ангара-5В». Запланирован облёт лунной поверхности, потом посадка беспилотного аппарата и после этого пилотируемый старт. В свете этих программ серьёзно развивается космодром Восточный, и все пилотируемые пуски будут осуществляться с него», — сообщил глава Центра подготовки космонавтов.

Юрий Лончаков © Игорь Самохвалов/ПГ

Космическое единство

Международную космическую станцию (МКС) Лончаков назвал воплощением гения человеческой мысли, которое сейчас имеет в своём составе пять российских космических модулей, шесть американских, один общеевропейский, один японский и один грузовой итальянский. «Станция весит 360 тонн, а по размерам составляет около 1 тысячи кубов — это размер футбольного поля, на котором нет политики, границ и денег. Мы едины и работаем на мир на Земле», - сказал лётчик-космонавт.

По программе полётов на 2017-2018 годы запланировано четыре пуска пилотируемых космических кораблей и четыре пуска грузовых. А с 2019 года наша страна переходит на двухстартовую схему, так как американские коллеги начинают эксплуатировать свою транспортную систему.

Лончаков сообщил, что сейчас на станции выполняются научные эксперименты по шести направлениям. Это, в частности, технология освоения космического пространства, исследования Земли из космоса, космическая биология, изучение физико-химических процессов в условиях космоса.

«Сейчас из космоса ведётся отработка методов инвентаризации лесов с использованием визуально-инструментального и спектрометрического мониторинга. Мы видим пожары, исчезновение лесов и занимаемся оценкой развития катастрофических, потенциально опасных и техногенных явлений», — рассказал Лончаков.

Сейчас россияне работают вместе с иностранными коллегами, а после 2024 года предполагается, что общая программа может быть свёрнута и появится новая российская орбитальная станция, которая сложится за счёт всех модулей, которые пойдут в работу после 2017 года.

Лончаков пригласил сенаторов в Центр подготовки космонавтов, а глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, поблагодарив за выступление, отметила, что слова Лончакова подтверждают то, что страна не потеряла своих лидерских позиций в космосе. «Хочется, чтобы мы оставались не только конкурентоспособными, но и были первыми, как был первым Юрий Гагарин», — сказала спикер.

Справка

Начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, Герой России, летчик-космонавт РФ Юрий Лончаков много лет посвятил изучению и освоению околоземного пространства. Он совершил три космических полёта общей продолжительностью 200 суток и 19 часов, выполнил два выхода в открытый космос.

В свою первую космическую экспедицию отправился 19 апреля 2001 года в качестве специалиста полёта шаттла Endeavour (STS-100) по программе развертывания Международной космической станции.

Второй полёт в космос Юрий Лончаков осуществил в качестве бортинженера российского транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-1» вместе с Сергеем Залётиным и Франком Де Винне с 30 октября по 10 ноября 2002 года по программе четвёртой экспедиции посещения МКС. Выполнив необходимые исследования и испытания экипаж возвратился на Землю на ТПК «Союз ТМ-34». За успешное осуществление космического полёта Ю.В. Лончаков был удостоен звания Героя Российской Федерации.

В третий раз Юрий Лончаков отправился в космос 12 октября 2008 года командиром корабля «Союз ТМА-13» и бортинженером 18-й основной экспедиции МКС вместе с Майклом Финком и Ричардом Гэрриотом. Во время полёта выполнил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 10 часов 45 минут. Космонавтами была смонтирована и установлена аппаратура для выполнения научных экспериментов. Спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-13» с экипажем на борту вернулся на Землю 8 апреля 2009 года. Продолжительность полёта составила 178 суток.

С 2003 по 2011 год Юрий Лончаков занимал пост командира отряда космонавтов ЦПК имени Ю.А. Гагарина. Сейчас Лончаков продолжает заниматься космонавтикой на Земле. В октябре 2013 года он был назначен помощником руководителя Федерального космического агентства. С апреля 2014 года возглавляет ЦПК имени Ю.А. Гагарина.