Не рамкой единой: металлоискатели в метро и на вокзалах хотят заменить на более современные
Законодателей просят предусмотреть на это деньги в бюджете
Тема: Взрыв в петербургском метро
Сразу же после взрыва в метро Санкт-Петербурга был поднят вопрос об эффективности работы системы безопасности подземки, на которую потрачены десятки миллионов рублей из бюджета. Эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты» опровергли миф о бесполезности рамок металлоискателя в метро.
200 граммов взрывчатки напоминают брусок мыла
Метро Санкт-Петербурга перевозит около двух миллионов человек ежедневно. Его начальник Владимир Гарюгин после теракта заявил, что металлоискатели показали свою эффективность. Только в 2016 году сотрудники подземки с их помощью выявили порядка 10 тысяч запрещённых к провозу предметов.
Тем не менее рамки не способны обнаружить все взрывные устройства, которые могут быть пронесены преступником. Создать режим досмотра в метро такой же, как в международных аэропортах, означает парализовать его работу. Люди будут заходить в павильон 20-30 минут и столько же выходить.
«Рамка металлоискателя нужна, полезна, но — для обнаружения огнестрельного или холодного оружия, для выборочных проверок, но при большом потоке людей она сама по себе малоэффективна — только как превентивная мера: чтобы злоумышленник побоялся проходить в метро с оружием. А 200 граммов взрывчатки — это фактически брусок мыла», — заявил Владимир Гарюгин на брифинге в Санкт-Петербурге 4 апреля.
Зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий убеждён, что нужно более тщательно осуществлять подбор сотрудников-контролёров в метро и увеличить финансирование для покупки того дорогостоящего оборудования, которое может распознавать взрывчатые вещества.
По мнению первого заместителя председателя Комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Максима Григорьева, безопасность с помощью технических средств нужно продолжать усиливать.
С этим согласна и его коллега, глава Комиссии Общественной палаты по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина.
«Мы готовим обращение к Правительству и Госдуме с предложением заменить рамки металлоискателей в метро и на вокзалах российских городов на более современные, — сказала она, уточнив, что данная инициатива обсуждается в связи с терактом в Санкт-Петербурге. — Всё оборудование должно быть компьютеризировано. Наши коллеги в парламенте планируют обсудить включение дополнительных средств в бюджет на эти цели».
По словам Суторминой, властями будет обсуждаться вопрос о квалификации сотрудников, обеспечивающих безопасность на транспортных объектах.
«Не так давно была дискуссия о том, что должность дежурного по эскалатору в метро могут сократить. Однако эти люди выполняют важную наблюдательную функцию, их сокращение неправомерно», — считает эксперт.
Ранее ряд СМИ сообщил о возможном сокращении более тысячи сотрудников московского метро после упразднения должности дежурного у эскалатора — их функции планировалось передать работникам эскалаторных служб.
Безопасность — это комплекс мер
Член президиума организации «Офицеры России», член Общественного совета УВД города Москвы по ЦАО Александр Ионов считает, что в зону риска попадает не только метрополитен, но и другие транспортные узлы — например Московское центральное кольцо, поэтому систему безопасности на транспорте нужно сделать более современной.
Ионов подчеркнул, что ряд стран, в том числе государства Юго-Восточной Азии, закупают такое оборудование российского производства.
«Рамки — это лишь один элемент комплекса безопасности, — сказал Ионов. — Конечно, необходимо порекомендовать метрополитену увеличить количество сотрудников службы безопасности, чтобы они могли работать более эффективно.
Металлоискатели — только часть досмотрового оборудования, которое есть на каждой станции подземки. В специальном огороженном помещении работают рентгенотелевизионные комплексы для досмотра багажа. Кроме того, функционируют переносные досмотровые комплексы и ручные сканеры. Помимо этого, в турникеты встраиваются датчики радиации. Однако самое дорогое удовольствие — это система интеллектуального видеонаблюдения, которая позволяет выявить в толпе конкретного человека и опознать его, если он есть в базе данных.
В московском метро начали монтировать такую систему в 2016 году. В вестибюлях станций было установлено 5,5 тысячи видеокамер нового поколения двух типов: IP-камеры для ситуационного и обзорного видеонаблюдения и видеокамеры машинного зрения с функциями автоматического распознавания лиц. Программное обеспечение, используемое центром, создано российскими разработчиками. Для хранения видеопотока на мощностях создан центр обработки данных с объёмом памяти 11 петабайт. Срок хранения данных — 30 суток.
По данным столичной подземки, на станциях и в вестибюлях метро города Москвы несут службу более 10 тысяч сотрудников. За весь прошлый год они досмотрели 50 миллионов пассажиров и 22 миллиона единиц багажа. Было обнаружено и запрещено к перевозке 77,7 тысячи потенциально опасных предметов.
Камеры, установленные на 197 станциях метро (действующих и строящихся), смогут распознавать подозрительное поведение пассажиров, автоматически фиксировать лица с возможностью биометрической идентификации, в том числе делать фото безбилетников, фиксировать бесхозные предметы и попытки несанкционированного проникновения в запрещённые для посторонних зоны метрополитена, а также отмечать скопления людей и движение отдельных пассажиров навстречу основному потоку. Система будет контролировать периметр 289 входных вестибюлей станций.