14:14В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

09:46В Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

вчераСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Крымские астрономы вывели на орбиту Пушкина, Лермонтова и Чехова

Накануне Дня космонавтики корреспонденты «Парламентской газеты» заглянули на несколько миллионов световых лет от Земли

04.04.2017 18:44

Автор: Александр Мащенко

Крымские астрономы вывели на орбиту Пушкина, Лермонтова и Чехова
Под такими белыми куполами прячутся телескопы Крымской астрофизической обсерватории - всего их здесь больше двадцати © Алексей Васильев/ПГ

Обычным людям силу земного притяжения, увы, не преодолеть. Но мы с фотографом всё равно пробиваемся через тернии к звёздам. Ну пусть не через тернии, пусть через выбоины в асфальтовом покрытии, которых здесь не сосчитать, — как будто прошёл «метеоритный град». Вверху, в конце пути, лежит самый высокогорный населённый пункт полуострова — посёлок Научный, где расположена Крымская астрофизическая обсерватория.

Звезды Русского мира

Крымская обсерватория — одна из старейших в России. Её основал в самом начале ХХ века на горе Кошка возле посёлка Симеиз астроном-любитель Николай Мальцов. В годы войны обсерватория была практически полностью разрушена, однако уже через месяц после Победы Советское правительство приняло решение о её восстановлении — лишнее доказательство тому, какое значение придавали власти страны этому объекту. Было решено, что главная база крымских астрономов расположится в Центральном Крыму, где астроклимат больше подходит для наблюдений, — специально для этого и был построен посёлок Научный, а в Симеизе осталась лаборатория радиоастрономии.

В 1960 году в Научном был построен крупнейший советский и европейский телескоп, который получил имя первого директора обсерватории академика Григория Шайна.

Космические рекорды Крыма - В 1959 году на командно-измерительном пункте на горе Кошка под руководством Сергея Королёва и Мстислава Келдыша были получены первые в истории человечества фотографии обратной стороны Луны, сделанные со станции «Луна-3».

— В 1962 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв провёл с наземного измерительного пункта №10 в Школьном первый в мире сеанс радиосвязи с находившимся на околоземной орбите космонавтом Павлом Поповичем.

По количеству открытых космических объектов с крымскими астрономами может равняться мало кто не только в России, но и в мире. Многие годы в обсерватории работала специальная группа под руководством супругов Черных — Николая Степановича и Людмилы Ивановны, которая занималась открытием астероидов. Всего они открыли более 1200 малых планет. По традиции тот, кто открыл астероид, имеет право дать ему имя — так на околоземной орбите появились «звезды Русского мира» — малые планеты Королёв, Лобачевский, Ландау, Келдыш, Курчатов, Менделеев, Вернадский, Вавилов, Лихачёв, Обручев, Туполев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов, Шолохов, Блок, Есенин, Шукшин, Лев Толстой, Грибоедов, братья Стругацкие, Ахматова, Вертинский, Тургенев, Шаламов, Достоевский, Мандельштам, Булгаков, Пастернак, Цветаева, Куприн, Карамзин, Бунин, Лесков, Солженицын, Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович, Высоцкий, Шаляпин, Визбор, Папанов, Тарковский, Гайдай, Рязанов.

Сегодня ученики Николая Степановича и Людмилы Ивановны Василий Румянцев и Вадим Бирюков занимаются поиском и изучением «особо опасных астероидов», сближающихся с Землей. Важность этой работы легко уяснить, вспомнив реальные истории о Тунгусском или Челябинском метеоритах или посмотрев один из многочисленных фантастических фильмов вроде «Армагеддона».

Другое традиционное направление деятельности Крымской обсерватории — исследования Солнца. «Эта работа имеет как теоретическое, так и прикладное значение, — рассказывает директор обсерватории Алла Николаевна Ростопчина-Шаховская. — Ведь вспышка на Солнце может привести не только к выходу из строя электронного оборудования, но и к гибели находящихся на орбите космонавтов».

«Космические субботники»

А ещё крымские астрономы принимают активное участие в… Годе экологии, ведь можно и нужно говорить не только об экологии Земли, но и об экологии космоса. «В течение многих лет мы бездумно засоряли космос, — говорит Алла Николаевна. — Как результат - сегодня вокруг нашей планеты вращаются сотни тысяч обломков брошенных спутников, которые начинают представлять реальную угрозу для космонавтики в целом». В связи с этим в обсерватории активно развивают новое направление — наблюдение за космическим мусором. А там, глядишь, дело дойдёт и до «космических субботников».

«В последние, «украинские», годы нам катастрофически не хватало денег не то что на модернизацию или проведение научных исследований, а даже на зарплату — большинство научных сотрудников работали на 0,25-0,5 ставки, фактически выполняя при этом полный объём работы. Это был единственный способ сохранить людей», — рассказывает Ростопчина-Шаховская. Сегодня проблем с выплатой зарплат нет, однако после 23 лет украинского безвременья обсерватория, конечно, нуждается в модернизации. Сотрудниками обсерватории разработана программа развития науки. Суть её заключается в продолжении старых и развитии новых направлений научных исследований. В частности, в рамках реализации этой программы астрономы планируют построить несколько новых телескопов для наблюдения за тем самым космическим мусором.

Обслуживающие работы в недрах телескопа имени академика Шайна - одного из самых больших телескопов России © Алексей Васильев/ПГ

Вот только, увы, на Западе российский выбор крымчан приняли не все. Непризнание российского статуса Крыма затрудняет работу учёных. Свёрнуто сотрудничество на уровне официальных договоров между обсерваторией и западными партнёрами. Ряд международных журналов отказываются принимать к публикации статьи наших учёных, другие не указывают в выходных данных страну, где находится обсерватория, или пишут, будто она находится, например, в… Великобритании. «Впрочем, это касается прежде всего бюрократического механизма, — говорит Ростопчина-Шаховская. — Большинство астрономов, где бы они ни жили, — люди, стоящие над политикой, поэтому мы продолжаем сотрудничать с нашими коллегами из США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и других стран, так сказать, в частном порядке».

«Главный калибр» крымской астрономии

Учёный секретарь обсерватории Алексей Бакланов из-за нас не выспался. Рабочий день у него, как и у многих его коллег, длится «от заката до рассвета». Минувшей ночью исследователь наблюдал за «вспыхивающей звездой» в созвездии Малого Льва, а теперь вместо того, чтобы отправиться отдыхать, по поручению директора выступает нашим «проводником на местности».

Обсерватория — это не только специалисты, не только огромные средства, вложенные в инструменты, — так астрономы называют свои телескопы, но и… ясные тёмные ночи и чистый воздух. Не случайно ведь её построили подальше от людей, в горах. Особые требования предъявляются к засветке территории. Естественно, сегодня Крым «светится» намного ярче, чем 70 лет назад, и мешает своими огнями астрономам работать — они теряют из-за этого около двух звёздных величин. А радиотелескопы серьёзно страдают от радиозагрязнения в результате работы мобильной связи и вайфаев.

Как уже говорилось, «главный калибр» крымской астрономии — зеркальный телескоп имени академика Григория Шайна диаметром 2 метра 60 сантиметров. Когда-то он был крупнейшим в СССР и Европе и третьим в мире. Сегодня его место в мировой «табели о рангах» уже в пятом десятке, но всё равно он остаётся одним из главных астрономических инструментов России. Управляет телескопом, наводит его на объект оператор, а учёный-астроном сидит в небольшой комнатке этажом ниже и следит за показаниями компьютера, разобраться в которых нам с фотокорреспондентом не дано. Всё, что мы понимаем, — отсюда можно заглянуть очень-очень-очень далеко — на расстояние в несколько миллионов световых лет от Земли.

Кстати

- Для пятерых депутатов Государственной Думы VII созыва День космонавтики — особый праздник. Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Роман Романенко, Максим Сураев и Елена Серова — лётчики-космонавты СССР и Российской Федерации.

- Одна из открытых в ходе наблюдений из Крыма малых планет носит имя Чайка в честь позывного, который использовала в космосе Валентина Терешкова, ныне депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Есть в космосе и малая планета Гагарин — её также открыли из Крыма, сделала это в 1968-м Людмила Ивановна Черных.