Эмоциональная составляющая должна стать доминирующей в образовании — эксперт
Директор губернаторского Светленского лицея Томской области Александр Сайбединов заявил в Совете Федерации, что эмоциональная составляющая должна стать доминирующей в образовании третьего тысячелетия.
Педагог выступил перед сенаторами в рамках «Времени эксперта» с докладом «Эмоциональное образование как новая модель развития современной школы».
Сайбединов уверен, что стране необходимо эмоциональное образование, направленное на развитие творческих способностей человека.
«Именно над зарождением этого образования и работает наш лицей. Он имеет статус федеральной инновационной площадки Министерства образования и науки. Мы изменили содержание образования и ввели в учебный план художественно-эстетическое воспитание — в результате качество успеваемости по основным предметам увеличилось», - рассказал директор учебного заведения.
Он подчеркнул, что там действует многоступенчатая система обучения изобразительной деятельности, есть уроки практической философии.
«Сегодня в школах надо уходить от классно-урочной системы — появляется семейное образование, дистанционное. Мы предложили модель развития от обязательного образования к образованию по выбору, от элементарного образования - к элитарному», — объяснил Сайбединов.
Он подчеркнул, что обучение в лице бесплатное и там, в частности, на интернатной основе учатся дети не только из отдалённых уголков Томской области, но и, например, из Красноярского края, Республики Хакасия, Республики Тыва.
Сайбединов отметил, что нужно понимать следующее: человечество, живущее в режиме ежедневно происходящей научно-технической революции, нуждается не столько в качестве знаний, сколько в качестве человека, способного эти знания правильно использовать.
По мнению директора, сейчас в современной системе образования процветает несколько стереотипов. Первый заключается в уверенности, что главные уроки в школе сопряжены с точными и гуманитарными науками, а потом уже идут естественно-научные и эстетические.
«Но в самой жизни человека всё по-другому. Жизненные приоритеты расставлены в ином порядке. На первом месте — стремление к красоте как стремление сделать свою жизнь и жизнь вокруг лучше», — уверен директор лицея.
Он не сомневается, что отсутствие диалектической гармонии между жизненными и образовательными ценностями закладывает противоречие в человеке, с которым он потом борется на протяжении жизни. «В нашем лицее для такого предпосылок к этому нет!» — заявил Сайбединов.
Вторым стереотипом он назвал восприятие школы как только классно-урочной системы. Но сейчас, отметил эксперт, она малоэффективна и не единственная на фоне зарождающихся форм образования, например семейной.
«Можно, конечно, отправить на свалку эту классно-урочную систему, но не лучше ли её изменить, вынести из неё элементарные знания, а в освободившееся пространство ввести нового учителя с новыми ценностями?» — обратился Сайбединов к сенаторам.
По его словам, школа не то место, где детей учат, а то место, где их учат учиться.
Александра Сайбединова поблагодарили за прекрасное выступление и выразила уверенность, что лицей под его управлением будет выпускать не только людей образованных, но и мыслящих.
Видеофильмом, демонстрирующий подборку художественных работ воспитанников лицея, вызвал восхищение. Сенатор Виктор Кресс пригласил коллег увидеть эти работы вживую в холле Совета Федерации.
По итогам выступления директор лицея подарил руководству палаты копию портрета «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, нарисованную восьмиклассницей.