За «убитые» дороги начнут штрафовать по-крупному

Вступают в силу новые поправки в Административный кодекс, а в Интернете появился рейтинг самых плохих магистралей страны

За «убитые» дороги начнут штрафовать по-крупному Фото: Интерпресс

За состояние российских дорог строителям и ремонтникам придётся отвечать по-крупному. В конце марта вступают в силу подписанные президентом поправки в Административный кодекс, карающие дорожников за ямы и ухабы, которые угрожают безопасности дорожного движения.​ Ответственным лицам придётся раскошелиться на штраф от 20 до 30 тысяч рублей, а дорожным компаниям -  до 300 тысяч рублей. ДТП, тем более с пострадавшими, выльется для дорожников в ещё более серьёзные суммы.

Что сначала?

По идее, более жёсткое администрирование состояния отечественных дорог должно побудить причастные к ним службы  и местные власти к более качественному содержанию магистралей и своевременному их ремонту. Будет ли эта цель достигнута — покажут время и практика. Ведь плохих дорог по всей стране много, а денег на их починку мало.

Федеральный бюджет запланировал на 2017 год 494 «дорожных» миллиардов. Львиная  доля — 375 миллиардов — пойдёт на ремонт федеральных трасс, 115 миллиардов — на строительство 213 километров новых. Ещё 120 миллиардов Центр отправит в регионы в виде субсидий, чтобы там было на что чинить местные дороги.

Региональные дорожные фонды формируются в основном благодаря акцизам на топливо и дорожному налогу. И тут ситуация везде разная. Например, в Петербурге в этом году на дороги потратят огромные по сравнению с большинством регионов деньги — 3,4 миллиарда. А то и больше: весной ожидается корректировка бюджета, где планируют довести эту сумму до шести миллиардов. Но этого не хватит, чтобы привести в порядок все улицы. Что уж говорить о Ленинградской области, где на ремонт дорог выделено только 700 миллионов? Или о Кировской области, где на эти цели потратят миллиард.

Так что властям придётся решать, на какие магистрали тратить деньги в первую очередь, а какие немного подождут. Помочь им в этом периодически вызываются местные жители: они сообщают на различные специализированные сайты, куда, по их мнению, надо пригонять ремонтную технику как можно скорее. Власти некоторых регионов на эту информацию ориентируются. Например, в Московской области регулярно смотрят, какие дороги отмечают на сайте «Добродел».

Подсказка общественности

Очередной подобный проект запустил и Общероссийский народный фронт, причём на сей раз он охватит всю страну — «Дорожная инспекция ОНФ». Сайту, запущенному ими, всего месяц от роду, но и за столь малое время пользователи успели отметить на интерактивной карте России свыше четырёх тысяч убитых дорог. И 25 тысяч человек проголосовали за самые плохие по их мнению магистрали.

- Органы власти будут ремонтировать именно те участки, которые указали им граждане, — объяснил цель проекта его идейный вдохновитель, депутат Госдумы Александр Васильев. — Люди отмечают разбитые улицы и голосуют за них. Получается рейтинг убитых дорог — и это уже повод для разговора с местной властью.

Рейтинги, кстати, получаются и по всей стране сразу, и отдельно по регионам, городам и муниципалитетам. Это неспроста: у каждого муниципалитета, как и у каждого региона, есть свой дорожный фонд — именно из него и будет финансироваться отработка заявок граждан.

Первые успехи уже есть: в Волгограде верхнюю строчку рейтинга заняла Кубинская улица — и местные власти объявили конкурс на её ремонт. Обещают заделать ямы на Колмовском мосту и власти Великого Новгорода. А в Крыму уже приступили к ремонту нескольких убитых дорог, обозначенных на сайте проекта.

- Для граждан это возможность поднять проблему, которая давно не решалась, — уверен депутат Васильев. — А сейчас наступает весна — появится много ям, разбитых дорог, это станет поводом для недовольства.

По мысли парламентария, с помощью сайта люди смогут высказать своё недовольство в законной и конструктивной форме.

Необязательно самому фотографировать ямы, да и не все это умеют. Можно просто написать на сайт. Так поступил, например, житель Сыктывкара, сообщивший об улице Малышева: «Дорога в очень плохом состоянии из-за последнего ямочного ремонта, подрядчик выдолбил канавки по всей улице и залепил глиной вместо асфальта». Активисты ОНФ поехали на указанный участок и сфотографировали его. В итоге улица Малышева вышла не первое место в народном рейтинге как самая плохая дорога.

- Интернет-голосование — это обратная связь, своего рода народный референдум за то, какие дороги местные власти в первую очередь должны приводить в порядок, — рассказал координатор проекта в Коми Роман Литвин. — Конечно, в Сыктывкаре больше интернет-пользователей, чем в глубинке. Однако голосование в разных муниципалитетах не накладывается друг на друга — у каждого муниципалитета свой рейтинг.

Деньги не на ветер

У сайта убитых дорог есть и сверхзадача: изменить всю систему взаимодействия дорожных властей и водителей.

- Очень трудно объяснять людям, что на ремонт улиц требуется всё больше денег, когда они видят, что и те, что есть, расходуются неэффективно, — пояснил депутат. — Сейчас средства регионального дорожного фонда разбазариваются на другие нужды. Счётная палата назвала цифру: 35 процентов денег идёт на другие цели. Фонды не защищены — вот губернаторы и используют их не по назначению. Нет гарантий на ремонт дорог — она существует только на федеральных трассах, но отсутствует на региональных. Местные власти сами устанавливают этот гарантийный срок, например, годовой. И через год дорога ещё жива, а через два она уже убита. Когда не будут класть асфальт в снег, когда не станет ямочного ремонта, когда люди увидят нормальное отношение властей к дорогам — денег на ремонт можно будет собирать гораздо больше. Но пока у сорока миллионов человек, ежедневно ездящих по российским дорогам, имеются вопросы к тратам тех сумм, которые есть сейчас.

По замыслу общественников, положение дел в том или ином субъекте Федерации должно оцениваться в том числе и по качеству дорог.

- Это обязательно! — воскликнул Васильев. — Причём не только качество дорог, но и эффективность использования средств дорожного фонда должны стать индикаторами при составления рейтинга эффективности губернаторов.

Парламентарий намерен приближать тот день, когда за плохие дороги и неспособность привести их в порядок руководителей регионов станут автоматически отправлять в отставку.



Автор: Александр Горелик

Просмотров 1078

14.03.2017

Популярно в соцсетях