Строители плохих дорог раскошелятся на полмиллиона

Госдума одобрила во втором чтении проект закона, предусматривающий административные штрафы за укладку некачественного дорожного покрытия

08.02.2017 15:00

Автор: Ксения Редичкина

Строители плохих дорог раскошелятся на полмиллиона
Фото Сергея Конькова/ТАСС

Инициатива наказывать штрафами дорожных строителей принадлежит кабмину, который объяснил это необходимостью сокращать количество ДТП. По данным исследовательского отчёта РАНХиГС, опубликованного в 2016 году, до 40 процентов ДТП в России происходят именно из-за плохого качества дорог.

Штрафы обещают быть нешуточными

Введение жёстких штрафов за некачественный ремонт дорог предполагалось планом по борьбе с аварийностью, который премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил ещё в августе 2015 года. А в 2016 году тема дорожного ремонта поднималась во время прямой линии с президентом. Жительница Омска пожаловалась Владимиру Путину на состояние городских магистралей.

По данным МВД, если в 2013 году подрядчикам было выписано 298 тысяч предписаний за некачественный ремонт дорог, то в 2014 году — уже 313 тысяч. В ДТП из-за плохих дорог ежегодно гибнет в среднем 4,5 тысячи граждан. 

Законопроект Правительства вводит в КоАП новые нормы. В частности, предусмотрено наказание в виде штрафа за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, а также железнодорожных переездов. Для физлиц  штраф составит от 20 до 30 тысяч рублей, для юрлиц — от 200 до 300 тысяч рублей. Если же указанные нарушения повлекли нанесение гражданам лёгкого вреда здоровью или вреда средней степени тяжести, штраф составит от 50 до 100 тысяч рублей для физических лиц и от 400 до 500 тысяч рублей для юридических.

Законопроект также вводит ответственность за непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении в установленный предписанием срок. За это должностные лица заплатят штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Повторное в течение года правонарушение повлечёт наложение штрафа на должностных лиц в размере от 70 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, а на юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей. Рассматривать эти дела будут в суде.

В суд можно пойти и сейчас

Согласно действующему законодательству, любой водитель может получить с дорожников компенсацию за  урон, который был причинён автомобилю или непосредственно водителю. Просто многим жалко времени на судебные тяжбы и нет веры в то, что дело увенчается успехом.

Кстати, у ям и выбоин на дороге также есть свои нормы и стандарты. В частности, существует отдельный ГОСТ, оговаривающий размеры повреждений и их допустимые отклонения. Длина ям, выбоин или смещений должна быть не более 15 сантиметров. Ширина — 60, и глубина  — 5. Если размеры превышают указанные значения, то составляется административный протокол и назначается штраф в размере 2-3 тысяч рублей. Для юридических лиц — 300 тысяч рублей.  При обнаружении недостатков, которые не вписываются в нормы, дорожники отделываются предупреждением. В течение 10-15 суток они должны устранить проблему, а иначе заплатят штраф в 20 тысяч рублей. Если же погибли люди, то в отношении должностных лиц дорожных организаций могут возбудить уголовные дела.

О том, что эти штрафы смешны и давно пора повышать ответственность дорожников, сказал «Парламентской газете» первый зампред думского Комитета по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, который принял непосредственное участие в разработке поправок. «Главное — соблюдать требования безопасности при строительстве не только дорог, но и железнодорожных переездов. Мы рассчитываем, что эти наказания помогут», — отметил Лысаков. Он считает, что в ближайшее время законопроект пройдёт в Госдуме третье чтение, и не исключено, что поправки в КоАП вступят в силу уже этой весной

Введение штрафов полностью поддерживает глава Всероссийского союза автомобилистов Валерий Солдунов. В комментарии «Парламентской газете» он обратил внимание на то, что сейчас нет чёткой координации ведомств в вопросе строительства дорог, то есть тендеры проводятся, осваиваются бюджетные деньги на ремонт, но приходят они, зачастую, поздно. Как следствие — программу по укладке полотна или ремонту начинают в марте и заканчивают зимой. «Получается, что деньги надо осваивать, а погода уже не позволяет, и асфальт кладут как попало», — объяснил Солдунов.

Он также напомнил, что в конкурсах чаще всего побеждают компании, которые в разы занижают цены. «И нашим законодателям надо тут тоже навести порядок. Тогда проблема некачественных дорог будет решаться комплексно», — заключил глава всероссийского союза автомобилистов.

А пока в международном дорожном рейтинге Россия занимает 136 место из 144. Информация была подготовлена The Global Competitiveness Report 2012-2013 в рамках Всемирного экономического форума. Дорожная сеть в разных странах оценивались по семибалльной шкале: от одного балла, то есть абсолютно неразвитая, до семи — протяжённая, эффективная и соответствующая всем международным стандартам. Россия набрала 2,3 балла, столько же, сколько Габон и Украина.

Хуже дороги оказались лишь в Восточном Тиморе, Гвинее, Монголии, Румынии и на Гаити. Самыми отвратительными эксперты ВЭФ назвали дороги Молдавии — 1,5 балла.


Топ-5 стран с лучшими дорогами

Хорошие дороги — это не роскошь, а жизненная необходимость в разных странах к этому процессу подходят по-своему.

Германия

О немецких дорогах ходят легенды среди автомобилистов, многие считают их если не идеалом, то близкими к нему. Недавно исполнилось 80 лет первому автобану, построенному в Германии. Удивительно, но большая часть дорог строилась ещё во времена Второй мировой войны, они были рассчитаны на танки. Поэтому современные машины для них не проблема.

Основная особенность дорог в Германии — очень большая подложка под асфальт, насчитывающая несколько слоёв разных материалов. И только после укладки этой подушки дорога заливается асфальтом либо бетоном.

Финляндия

Страна, чьи дороги по праву считаются наилучшими. Даже невзирая на неблагоприятный климат, финны умудряются строить замечательные дороги. Финны начали строить дороги даже в тех местах, где ранее хорошие не делались в силу неустойчивости земли. Для стабилизации грунта подложку для асфальта делают из торфа или глины, в которые добавляют особенные вещества, которые её упрочняют.

Китай

Китайские компании, выполняющие строительство, дают гарантии на свои дороги на 20-25 лет. Но самый удивительный нюанс китайских дорог — скорость их строительства. За час здесь могут проложить до 750 метров, а за один год в Китае строится около 30 тысяч километров автострад.

Япония

В Японии строят дороги в основном из бетона, потому что он прочный, долговечный и неприхотлив к весу. Японцы строят многоэтажные дорожные развязки. В строительстве и создании проектов принимают участие десятки специалистов, каждый из которых несёт ответственность за определённый участок.

США

Здесь дорожное полотно строится по той же технологии, что и в Японии. Они могут оставаться без обслуживания десятки лет. Но существует один неотъемлемый минус бетонных дорог — если дорога пострадала, её ремонт будет дорогостоящим и довольно проблематичным. Подготовка к строительству дорожного полотна начинается с рытья ямы глубиной в метр, которая потом засыпается различными материалами, обеспечивающими будущей дороге прочность и упругость.

Просмотров 4209