Теракт в «Крокус Сити Холле»

08:20В МВД рассказали, как вычислили автомобиль исполнителей теракта в «Крокусе»

вчераМоскалькова считает, что избежание самосуда над террористами показало зрелость государства

вчераВ ОНК опровергли сообщения о смерти двух террористов в СИЗО

С чего начинается патриотизм?

На этот вопрос у гимназии имени Капцовых есть свой ответ

09.02.2017 11:43

Автор: Ольга Шульга

С чего начинается патриотизм?
Образовательная поездка коллектива Гимназии №1520 им. Капцовых в Волгоград. Фото с сайта гимназии.

23-25 марта московская гимназия №1520 имени Капцовых проведёт Х юбилейную, межрегиональную конференцию проектно-исследовательских работ школьников по краеведению и истории Отечества «Россия — моё Отечество». В течение десяти лет проекты на конкурс привозят ученики из разных регионов, в том числе Москвы, Великого Новгорода, Волгограда, Назрани, Казани, Карелии, Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска, Грозного.

Школьникам из региона есть чем заинтриговать москвичей

Если десять лет назад на суд жюри было представлено  всего 43 работы, то в этом году ожидается больше 300 исследований. «Все номинации конференции связаны с историей края, где живут участники конкурса, исследованием творчества, биографий и свершений представителей этих территорий, осмыслением различных аспектов культуры и истории, перспектив развития края», — рассказала «Парламентской газете» директор гимназии Вита Кириченко.

Темы проектов ученики предлагают разные, чаще всего  довольно интригующие: «Наш многонациональный класс», «Самовар как символ России», «Маршрут памяти Ольги Ковалевой — первой женщины-сталевара, защитницы Сталинграда», «Шоколадная история моего города».

«Очень важно, что, готовясь к конференции, дети стараются сформулировать  свою точку зрения, а не просто передать информацию, — говорит  учитель гимназии, член Оргкомитета конференции Ирина Перевозчикова. — Есть проекты, которые представляют историю семьи, семейных реликвий. В 2015 году на конкурсе была представлена работа ученицы из Карелии о маленьком народе весь — их осталось  всего семь тысяч человек. Очень хорошо, что девочка не просто интересуется историей своего народа, а учит родной язык, рассказывает ребятам из других регионов о своих земляках, о том, как они живут, как сохраняют свои традиции. Один из конкурсантов сравнивал костюмы эпохи Петра Первого и одежду, которая была в Германии во времена Моцарта. Видно, что многие темы придумали сами дети: взрослые не способны так ярко и нестандартно мыслить. Размышляют школьники XXI века и о дне сегодняшнем, прежде всего о героях нынешних — тех, кому можно и должно подражать (например, работа «Герой нашего времени. Елена Исинбаева»), обсуждают проблемы современности. Эти исследования — по-настоящему заинтересованное мнение о необходимых преобразованиях, о своем возможном участии в них, искреннее желание сделать мир лучше: «Найти себя в судьбе России», «Юношеский футбол России: кому стать чемпионом?», «Проблемы социализации и воспитания гражданской позиции у современной молодёжи», «Казанский МЖК», «Проблемы развития Сольвычегодска», «Влияние СМИ на формирование современного подростка».

От музея до квеста

Гимназия приглашает к участию в конференции всех заинтересованных, и откликаются не только школьники из России. Не менее интересные работы присылали учащиеся немецкой гимназии Кристофа Шайнера в Ингольштадте (Бавария).

Защищают свои проекты ребята в Москве, в зданиях ведущих музеев и библиотек. В общей сложности задействовано до десяти площадок — в том числе в залах Исторического музея, Русского географического общества, МГОМЗ «Коломенское», Музея современной истории России, Дома Гоголя, Государственного музея — гуманитарного центра «Преодоление». «Оценивает работы независимое жюри, состоящее из работников высшей школы, научных институтов,  представителей методического сообщества системы образования и сотрудников музейных площадок, где гости конференции выступают», — рассказала Вита Кириченко.

По словам директора гимназии №1520, конференция позволяет решить сразу несколько задач: «В первую очередь она даёт возможность нашим детям почувствовать себя не только московскими гимназистами, но и частью единого образовательного пространства России. Мы хотим, чтобы ученики увидели Родину глазами своих сверстников, познакомились с историей страны не только по книгам, учебникам и рассказам с экранов телевизора. А для детей из регионов — это возможность побывать в Москве, посетить столичные музеи, съездить на интересные экскурсии, узнать больше о культуре Москвы».

В этом году для юбилейной конференции участникам конкурса также подарят возможность поучаствовать в двух увлекательных квестах. «Один, для маленьких, пройдёт во дворце царя Алексея Михайловича в  Коломенском. Ребят постарше ждёт увлекательный квест, посвящённый столетию Октябрьской революции 1917 года, в Музее современной истории России», — рассказала Ирина Перевозчикова.

Для победителей конкурса — учащихся гимназии имени Капцовых учителя готовят особый приз. «Четвёртый год подряд, по итогам конференции мы награждаем своих победителей поездкой в один из тех регионов, откуда мы принимали гостей. Как правило, это происходит на апрельские каникулы», — рассказала Вита Кириченко.

Гимназисты уже побывали в Волгограде, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде. В этом году в планах руководства гимназии — поездка в Тюмень и Тобольск.

Что дарит конференция детям и школам — участникам

«Десять лет назад, когда мы готовили первую конференцию, под патриотическим воспитанием в образовании понимали скорее воспитание с уклоном в военную сферу, — напомнила Перевозчикова. — В стране массово создавались военно-патриотические клубы, а о том, что детей нужно знакомить с историей Родины и историей родного края, говорили значительно меньше. Сегодня у нас есть возможность обратиться к своим истокам».

Лицей № 5 имени Гагарина в Волгограде участвует в конференции с 2009 года. И если в первый раз в Москву приезжали только 4 участника, то в этом году свои проекты планируют представить 34 ученика — от пятого до десятого класса. «Благодаря участию в этой конференции сначала в нашем лицее, а потом и в Волгограде начали развиваться социальные и краеведческие проекты, — рассказала «Парламентской газете» заместитель директора лицея Марина Шилина. - Для детей участие в конференции — это та высокая планка, к которой они стремятся. Им очень важно попасть в команду от лицея и поехать в Москву.  И конкуренция становится всё более серьёзной: с 2009 года уровень работ неизмеримо вырос».

По словам заместителя директора лицея, важно, что превосходные площадки для защиты проектов ученикам предоставляют сразу несколько главных музеев России. «У учеников появляется возможность представлять свои работы высококвалифицированному жюри, — продолжила Шилина. - В наше время договориться о том, чтобы детей слушали люди с учёными степенями, весьма сложно, и мы прекрасно понимаем, какую работу по подготовке к этой конференции проводят Оргкомитет и гимназия. Кроме того, они из года в год готовят для детей шикарную экскурсионную программу».

И сами школьники это ценят. «Если бы меня тогда не пригласили  на конференцию, я бы просто бросила заниматься научно-исследовательской деятельностью. Вернее, я сказала маме: «Все, больше не буду!» И вдруг приглашение в Москву! — рассказала жительница Тобольска Мария Сайфуллина. — Где бы я ни была, я всегда буду помнить об  этой конференции, подарившей мне уверенность в себе и своих творческих возможностях. Я благодарна гимназии Капцовых от всей души».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2885