Зарплаты учителей на селе сокращают вопреки указам президента

В ситуации разберутся спикер Совфеда Валентина Матвиенко и министр образования Ольга Васильева

«Не ставьте памятник в деревне, поставьте на ноги её» — эти слова из стихотворения Антонины Голосной можно считать лейтмотивом общения председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с представителями сельской интеллигенции из разных регионов. Разговор получился откровенным и вскрыл многие «язвы» сельского образования.

Минфин решил экономить на сельских школах

Известно, что село живёт, пока есть школа. Сегодня 40 процентов дошкольных учреждений и почти 60 процентов школ в России — сельские. Однако нацеленность на их «оптимизацию», которые подразумевают зачастую ликвидацию школы на селе, сегодня стала практикой. При этом внимания технической части уделяется больше, чем сельским учителям врачам, работникам культуры и соцработникам. Минкомсвязь и Минобрнауки договорились о приоритетном подключении к Интернету школы в населённых пункта, где проживает более 200 человек. Однако Минфин в качестве оптимизации расходов бюджета решил сократить финансирование нужд сельских учителей.

Причина как минимум странная — в ведомстве Антона Силуанова говорят о том, что учителя не «дотягивают» до «подушевой» нормы (11 учеников на одного учителя вместо 19). Министр образования Ольга Васильева увидела в этом лукавство — по её словам, сельские школы  финансируются не по «подушевому» принципу: «На сельских школьников должно выделяться денег в два раза выше, чем в городе. И разговоры о недостаточной нагрузке непонятны. Надо встречаться и разговаривать».

Использовать площадку Совета Федерации для встречи представителей Минфина и Минобразования тут же предложил сенатор Сергей Лисовский: «Было бы хорошо выяснить  — будет ли всё-таки Минфин экономить на малокомплектных школах?» Спикер палаты регионов высказалась однозначно за проведение такой встречи: «Надо эти игры заканчивать — тема очень важная».

Семь тысяч рублей — зарплата учителя

Не менее важную тему подняла учительница малокомплектной школы в Ивановской области Вера Маранова. Её сообщение вызвало бурную реакцию в президиуме — финансирование учителей в малокомплектных школах региона резко упало.

По словам преподавателя, сейчас оклад составляет в лучшем случае 14 тысяч рублей, а где-то сократился до семи тысяч рублей. При этом там работают педагоги, имеющие  международные профессиональные премии. Как наглядное свидетельство — прямо во время встречи на телефон Веры Марановой пришло сообщение о начислении половины зарплаты в… 6 тысяч рублей. Сама она скромно предложила лишь проработать допустимые нижние границы финансирования «малокомплектов».

Однако Валентина Матвиенко поинтересовалась — а как учителям объяснили падение зарплаты? Оказалось, что власти на местах объяснили всё просто — уменьшилось финансирование. Спикер регионов заявила, что это нарушение майских указов Президента РФ в той их части, где говорится, что зарплата учителя должна быть не ниже, чем зарплата по региону. И пообещала разобраться в ситуации.

Активно подключилась и министр образования Ольга Васильева, которая также была в зале,  — после встречи она ещё несколько минут общалась с ивановской учительницей тет-а-тет. Глава Минобразования взяла ситуацию под свой личный контроль.

Ольга Васильева также высказала однозначную позицию: «Мы будем сохранять малокомплектные школы. О закрытии таких школ речи не идёт». Но на это некоторые учителя в зале заметили: если такой подход к сельским «малокомплектам» в регионах и «экономическом блоке» Правительства будет сохраняться, то никому не придётся школы закрывать — они закроются сами.

В связи с этим первый вице-спикер Совета Федерации Николай Фёдоров предложил при ежегодной оценке работы губернаторов, которую осуществляет Правительство, показатели жизни на сельской местности выделять из общей картины. Например, в отчёте будет отражено, что «средняя зарплата по региону такая-то», а рядом указано — «в сельской местности — такая-то». Это предложение было поддержано спикером палаты регионов и всеми участниками встречи. В течение двух недель сенаторы направят его в Правительство.

Министр образования и науки Ольга Васильева пообещала разобраться с мизерной зарплатой учителя сельской школы Ивановской области Веры Марановой (слева). ФОТО: Игорь Самохвалов

Детям нужен автобус

На встрече удалось вскрыть ещё одну проблему  - её поднял молодой директор одной из муниципальной школ Курганской области  Юрий Гилев. Закрытие сельских малокомплектных школ привело к нагрузке на детишек, которым для того, чтобы вовремя попасть на уроки в ближайшую школу, приходится вставать в пять-шесть утра!

38 млн россиян живут в сельской местности.
Ни о каком качестве образования при такой усталости у детей, конечно же, речи нет. Как минимум нужны школьные автобусы, которых не хватает. В Курганской области закрыто 57 (!) сельских школ, которые во многом служили центром жизни для своих населённых пунктов. «Открытие таких школ требует больше усилий, нежели их закрытие, — это очевидно. Поэтому считаю необходимым поставить вопрос о законодательной защите малокомплектных школ в России», — заявил Юрий Гилев.

Его слова были встречены одобрением всего зала. Пользуясь случаем, Валентина Матвиенко обратилась с личной просьбой к министру Васильевой: «Поручите разобраться с данной конкретной школой Гилева и помочь ей автобусами. Чтобы дети не вставали в пять-шесть утра. И мне потом доложите».

И всё же позитивные тенденции есть. Ольга Васильева напомнила, что за сельскими педагогам закреплена особая норма — они имеют право на компенсацию платы за жильё, воду и отопление. «Все регионы чётко выполняют это указание. Половина из них распространяют эту норму на членов семей учителей, а ещё 20 регионов оставляют льготы и по выходе педагогов на пенсию. Это будет благо, если такие льготы сохранятся», — заметила министр образования.

А Валентина Матвиенко призвала создать юридический механизм, чтобы обеспечить кадровый набор сельских учителей. Она уверена, что «крепостного права» не будет и возврата к принудительному распределению ждать не стоит. Но можно использовать такие механизмы, как подписание договоров о целевом наборе регионов с профильными федеральными вузами. Кроме того, можно использовать схему, по которой оплату кредита на  образование студента  берёт на себя регион — в его селах по окончании обучения данный молодой специалист должен отработать определённый договором период времени.



Автор: Никита Вятчанин

Просмотров 3566

03.02.2017

Популярно в соцсетях