В школы вернут курс этики и психологии семейной жизни

С такой инициативой выступает сенатор Лилия Гумерова

01.02.2017 12:21

Автор: Мария Михайловская

В школы вернут курс этики и психологии семейной жизни
 

По данным социологов, больше трети родителей опасаются, что их ребёнка могут травить одноклассники. Ещё 29 процентов считают главным недостатком школьного обучения «равнодушие» системы, нацеленной исключительно на успеваемость. Воспитать в детях нравственные и духовные ценности поможет внедрение курса этики и психологии семейной жизни в школах — с таким предложением выступает первый зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

Культуре общения научат воспитатели

Ещё каких-то тридцать лет назад о безопасности детей в школах родители даже не задумывались — сейчас же информационное пространство постоянно сотрясают новости об избиении подростков в школьных коридорах, о сексуальных домогательствах в образовательных учреждениях и подростковых суицидах. Одной из причин агрессивной среды в школах эксперты называют исчезновение из программы курса этики и психологии семейной жизни.

«Школа должна вооружить детей алгоритмами поведения в разных жизненных ситуациях. Поэтому на ближайшем съезде Национальной родительской ассоциации, который будет посвящён защите традиционных семейных ценностей, я выступлю с инициативой о введении таких уроков повсеместно», — рассказала Лилия Гумерова в пресс-центре «Парламентской газеты». Придумывать «велосипед» не придётся: во-первых, в советское время в школах был предмет «Этика и психология семейной жизни», на котором ребят учили культуре общения; во-вторых, уже сейчас такие уроки проходят в ряде регионов (к примеру, Татарстане и Башкортостане) и уже доказали свою востребованность.

О том, что современная школа должна не только обучать, но и воспитывать, говорила ещё глава Минобразования Ольга Васильева. Поэтому среди задач общеобразовательного учреждения в том числе и подготовка детей к жизни. «По данным Следственного комитета, число преступлений против несовершеннолетних растёт из года в год: только в 2015 году их было совершено 90 тысяч, — напомнила сенатор. — Выросла и статистика по преступлениям против половой неприкосновенности детей. Если в 2012 году их было зафиксировано порядка 6,5 тысячи, то в 2015-м — уже 11 тысяч».

В этих условиях нужно не только воспитывать школьников, но и напоминать родителям о том, что нужно уделять внимание своим чадам, ведь поведение ребёнка во многом определяется ситуацией в семье, считает член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев. На это и направлено возвращение курса этики и психологии семейной жизни в школах, говорят парламентарии.

Программу педвузов адаптируют к новым реалиям

Эксперты также предлагают расширять возможности ребёнка поделиться своими проблемами: недавние скандалы, связанные с домогательствами учителей к школьникам сразу в нескольких элитных образовательных учреждениях, свидетельствуют, что дети могут молчать о том, что с ними происходит, годами, констатирует член общественного совета при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка Руслан Ткаченко. «Они боятся, что если что-то расскажут, у них будут проблемы с учёбой, а одноклассники их не поймут», — поясняет он. Поэтому так необходимо наладить работу школьных психологов (которые есть далеко не во всех образовательных организациях) и шире использовать инструменты телефона доверия для детей.

«Родителям, в свою очередь, важно говорить с ребёнком и о безопасном поведении в Сети, — напоминает ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев. — Если в США и Германии в детском сегменте Интернета на долю соцсетей приходится по 18 процентов трафика, то в России — почти 57 процентов. При этом нужно учитывать, что 36 процентов онлайн-знакомств выходит из виртуальной реальности в жизнь». Для повышения цифровой грамотности детей в Совете Федерации вот уже три года подряд ведут Единый урок безопасности в Интернете: только в прошлом году в нём приняли участие 14 миллионов школьников.

Впрочем, комплексная защита ребёнка и в школе, и вне её невозможна и без грамотной работы классного руководителя, соглашаются эксперты. «Сейчас будущего педагога — классного руководителя работе с родителями почти не учат», — констатировал Алексей Гусев. Сенаторы также считают, что этой теме надо уделять больше часов во время подготовки учителей: в Совете Федерации готовы предложить экспертному сообществу пересмотреть программу педвузов, чтобы адаптировать её к современным реалиям, заверила Лилия Гумерова.

Ещё материалы: Лилия Гумерова

Просмотров 9494