Теракт в «Крокус Сити Холле»

12:38Джабаров назвал теракт в «Крокусе» попыткой столкнуть россиян с мигрантами

11:49Захарова: Отсутствие позиции по теракту в «Крокусе» говорит о деградации СЕ

11:17Сдавший квартиру напавшим на «Крокус» террористам Касимов обжаловал арест

Игра в «шашки» на дороге обойдётся в пять тысяч рублей

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о наказании за опасное вождение

27.01.2017 18:28

Автор: Ксения Редичкина

Игра в «шашки» на дороге обойдётся в пять тысяч рублей
Фото: PhotoXPress

Смогут ли предлагаемые кабмином меры навести порядок в среде недисциплинированных автомобилистов и улучшить дорожную ситуацию, депутаты Госдумы эмоционально выясняли на пленарном заседании 27 января. Одобрив правительственную инициативу, законодатели отклонили законопроект ЛДПР на ту же тему.

Запрет был, подоспело наказание

Замглавы МВД Игорь Зубов напомнил депутатам, что понятие «опасное вождение» появилось в ПДД только в мае 2016 года. И обозначает оно неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, которые создают на дороге угрожающую ситуацию. Это, в частности, может быть резкое торможение (манёвр, который пришлось совершить, чтобы избежать ДТП, нарушением не считается), намеренное препятствование обгону, перестроение в момент интенсивного движения, так называемые шашки, движение с несоблюдением безопасной дистанции и бокового интервала, перестроение при интенсивном движении.

В итоге получилось, что в мае прошлого года запрет на опасное вождение в ПДД установили, а административное наказание за его нарушение — нет. Чтобы исправить ситуацию, МВД в июле 2016 года и разработало свой проект закона, согласно которому, лихачей будут штрафовать на пять тысяч рублей.

До сих пор административная ответственность была установлена лишь за совершение отдельных действий, перечень которых есть в ПДД. Например, за отказ уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимуществом, штраф составляет 500 рублей, а за перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты, действует штраф в 1,5 тысячи рублей. Но в МВД посчитали, что административная ответственность за опасное вождение должна быть выше, чем ответственность за отдельные нарушения ПДД.

Таким образом, опасное вождение выражается в «неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий». И штраф будет применяться в том случае, если эти самые действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение или движение других водителей в том же направлении и с той же скоростью создало угрозу гибели или ранения людей, а также повреждения транспортных средств.

На сайте правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения опасноевождение.рф главными в России видами опасного вождения признаны «Шашки» — перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты и «Нервяки»  — невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.

Альтернатив не надо, а наказание — ужесточить

Вместе с правительственной инициативой депутаты рассмотрели, а потом отклонили и законопроект фракции ЛДПР о наказании за опасное вождение, где была прописана аналогичная сумма штрафа — 5 тысяч рублей.

Представляя документ коллегам, глава думского Комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов напомнил, что в 2012 году ЛДПР первой заговорила о привлечении водителей к административной ответственности за агрессивный метод вождения.

В 2014 году законопроект был переработан и внесён на рассмотрение повторно. В документе либерал-демократов акцент делался на том, что в действиях водителя должен быть умысел, то есть он намеренно совершал противоправные действия, ставящие под угрозу жизнь и безопасность других участников дорожного движения, обязательно должна быть видеозапись такого противоправного поведения, а решение о виновности или невиновности должен принимать только суд. Нилов сказал, что все эти положения депутаты фракции оформят в виде поправок ко второму чтению правительственной инициативы.

Вопрос о видеофиксации так и остался до конца не ясен. Сейчас движение авто фиксируют камеры, установленные на эстакадах, в автомобилях сотрудников ГИБДД, а также регистраторы рядовых автолюбителей. Однако сами руководители Госавтоинспекции признают, что имеющихся технических средств недостаточно: не все уличные камеры рассчитаны на фиксацию подобных нарушений, а экипажи ГАИ не скоро получат оборудование для слежения за опасными манёврами водителей.

Также считает и глава Всероссийского союза автомобилистов Валерий Солдунов. В комментарии «Парламентской газете» он предположил,  что после того, как появится закон, снизится уровень подобных нарушений. Но в целом, считает Солдунов, обольщаться не нужно. «По мановению волшебной палочки всё не встанет на свои места. Главное — неотвратимость наказания, ведь подобное хулиганство может стоить человеческой жизни», — сказал эксперт, добавив, что Союз будет впоследствии отслеживать применение закона.

«Штрафы — ничто, пусть работают на свежем воздухе»

За инициативу ЛДПР выступил эсер Олег Нилов. Он уверен, что дорабатывать ко второму чтению нужно именно его с поправками не о повышении суммы штрафов, а об административном аресте и обязательных работах на свежем воздухе. Парламентарий спросил у Зубова, а что будет, например, с тихоходами, которые еле движутся по полосе? Замминистра ответил, что их поведение точно так же подпадает под определение «опасное вождение».

Безапелляционно высказался первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, объяснив, почему Комитет поддерживает именно правительственный законопроект.

«По этому тексту нам будет проще подготовить поправки ко второму чтению. С законопроектом ЛДПР это сложнее. Там есть расхождения с действующим Административным кодексом в части особого порядка привлечения к ответственности автомобилистов и ещё ряд несоответствий», — объяснил Лысаков.

Он отметил, что критерии понятия «опасное вождение» не исчерпывающе прописаны в Правилах дорожного движения и нужна конкретизация. «Либо мы это сделаем в тексте законопроекта ко второму чтению, либо в ПДД», — уточнил первый зампред думского комитета, добавив, что надо усилить ко второму чтению ответственность тех, кто неадекватно ведёт себя на дорогах — либо лишать водительского удостоверения на серьёзный срок, либо направлять на обязательные работы, либо давать административный арест. «Этих отморзков штраф в 5 тысяч не остановит», — уверен Лысаков

Он привёл в пример Белоруссию, где за опасное вождение сразу конфискуют машину. Правда, не глядя перенимать эту практику не советует: «Я знаю случай, который там произошёл. Человек поставил на мойку машину, мойщик поехал покататься, и в итоге машину конфисковали, не разобравшись. Нам такие ситуации не нужны. Так что будем хорошенько думать».

А как у них

Правила дорожного движения многих стран мира включают термин «опасное вождение», а за подобное поведение накладывают самые жёсткие санкции.

Под понятие «опасного вождения» в других странах подпадает и такое, например, поведение: «нарушение линий разметки», «подрезание при обгоне», «езда по обочине», «проезд на красный свет светофора», «обгон автомобиля справа», «включение дальнего света фар в дневное время», «не включение сигналов поворота», «не предоставление преимущества пешеходам», «злоупотребление звуковым сигналом», «оскорбление других участников дорожного движения», «агрессивная жестикуляция и мимика».

В Великобритании за это наказывают штрафом и тюремным сроком до 5 лет, в Германии — штрафом в 250 евро и лишением водительских прав на три месяца. А в 11 штатах США штраф вообще составляет от 500 до 2500 долларов плюс тюремное заключение на срок до 6 месяцев. Но, пожалуй, жёстче всего с водителями за опасную езду обходятся в Австралии. Нарушителям грозит там административный арест, штраф до 5500 австралийских долларов и лишение водительского удостоверения на три-пять лет, а в Японии, помимо  выплаты штрафа, обязательны исправительные работы в течение полугода.