Профессионалы слова отмечают праздник

13 января — День российской печати

13.01.2017 12:23

Автор: Андрей Петров

Профессионалы слова отмечают праздник
Фото Сергея Бобылева / ТАСС

Журналисты старшего поколения привыкли к празднику 5 мая — в этот день в 1912 году вышел первый номер газеты «Правда», ставшей на долгие годы главной газетой СССР. Более того — истиной в последней инстанции, критическая публикация в которой могла стоить человеку карьеры, а то и жизни.

Но с исчезновением «великого и могучего» Советского Союза День печати дату поменял. Вспомнили о том, что периодическая печать в России появилась благодаря Петру Первому, по указу которого 13 января 1703 года начала издаваться газета «о заграничных и внутренних происшествиях» «Ведомости». Полное название её было для современного читателя зубодробительным: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах».

Как удержаться на плаву

Прошло три века, и в современной России, по данным на минувший год, зарегистрировано 83 352 печатных СМИ. Лидируют журналы — их в этом числе 37%, газет же 28%. За последние тридцать с лишним лет периодика испытала многое — невиданное ранее читательское внимание в конце 1980-х — начале 90-х, вызванное появлением в прессе разоблачительных статей на исторические темы и критических материалов о КПСС, финансовый кризис и резкое падение тиражей в середине 90-х, возникновение множества новых изданий в начале 2000-х и закрытие некоторых из них в последнее время. 

Из предстоящих потерь — отказ по финансовым причинам руководства Издательского дома «Коммерсантъ» от выпуска журналов «Коммерсантъ-Деньги» и «Коммерсантъ-Власть». Издания уйдут в Интернет. С лета прошлого года не выходит еженедельник «Русский репортёр», выпускавшийся ИД «Эксперт». Пять лет продержался журнал Interwiew и тоже исчез. А в конце 2015 года в Санкт-Петербурге перестали выходить сразу три известные газеты с большой историей — «Вечерний Петербург», «Невское время» и «Смена». Новый владелец информхолдинга, в который они входили, счёл нерентабельным их выпуск. Перестали выходить издававшийся с 1908 года общественно-политический еженедельник «Челябинский рабочий» и ежедневная газета «Самарские известия»…

Список утрат можно продолжать долго. Но есть и прорывы. Многие издательские дома стараются больше внимания уделять цифровым технологиям, увеличивая количество подписчиков в Сети. Кроме того, крупные и не очень печатные СМИ занимаются своим продвижением благодаря информационному спонсорству — они поддерживают музыкальные и кинофестивали, спектакли и выставки.

Основным же источником дохода для прессы остаётся реклама. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (AKAP), расходы рекламодателей на медиа в целом по сравнению с 2015 годом в минувшем году несколько увеличились. Но у печатных СМИ объём рекламы сокращается: в газетах её стало меньше на 13%, в журналах — на 9%. 

Увы, становится всё меньше и киосков с периодикой. Их сносят по всей стране, часто совершенно необоснованно. Как сказал интернет-изданию PlanetaSMI.RU один из руководителей компании -распространителя печати, количество её киосков сократилось с 200 до 65, пришлось уволить 22% сотрудников. Альтернативу многие издания видят в продажах в магазинах шаговой доступности, в супермаркетах, даже в музеях и библиотеках. Но, как с грустью говорит заместитель руководителя рабочей группы Ассоциации распространителей печатной продукции по московскому рынку прессы Алексей Федотов, в России сейчас наблюдается чудовищное падение потребительского спроса: «Ситуация становится похожей на ту, что была в начале 90-х годов прошлого века, но лишь с одним отличием — при резком падении образа жизни в тот период рост всё же был стремительным. Сейчас рост экономики не наблюдается уже в течение двух-трёх лет. Для отрасли распространения СМИ это смерти подобно». 

Добавим ко всему перечисленному постоянный рост цен на бумагу, рост подписных тарифов «Почты России»… Уже который год крайние скептики предсказывают рынку печатной прессы полное исчезновение. Называются даже сроки — кто-то даёт ему ещё десять лет жизни, кто-то чуть больше. Но настоящие «акулы пера» сохраняют оптимизм. Ему способствуют и мнения тех, для кого они трудятся, — читателей. Вот только одно из них, опубликованное в Интернете: «Любители старых добрых газет всегда поддержат печатную продукцию. За нашу жизнь она уж точно не исчезнет, а что будет дальше уже не так интересно».

Журналистам надо быть смелее

«Парламентская газета» собрала несколько мнений о настоящем и будущем периодики.

Никуда печатные издания не денутся, уверен член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Ревенко. «Наша задача как законодателей — поддержка прессы всеми возможными способами, особенно региональной, — говорит депутат. — Журналистам в регионах часто приходится сильно рисковать, проявлять настоящее мужество, когда они разоблачают местных князьков-коррупционеров. И надо очень любить свою профессию, чтобы заниматься журналистскими расследованиями». Среди последних по времени мер поддержки СМИ Евгений Ревенко назвал вступивший в действие закон об увеличении объёма рекламы в печатных изданиях. Это даст им возможность получать больше денег. «Мы готовы рассмотреть любые другие формы содействия прессе в непростой финансовой ситуации», — сказал депутат, пожелавший журналистам в праздник «лёгкого пера, фарта и творческого горения».

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, постоянно читает газеты в Интернете, в том числе и сайт нашего издания. «Читаю прессу, конечно, выборочно, — признаётся он. — Но сейчас, наверное, почти не осталось людей, которые как раньше начинают утро с пролистывания нескольких бумажных изданий. Немного тоскую, правда, по этому периоду. Сейчас я ориентируюсь на мнения моих друзей в Фейсбуке. Они выкладывают то, что меня может заинтересовать». Печальным прогнозам об исчезновении бумажной прессы и полном переходе периодики в Интернет Владимир Леонидович не верит: «Ни книги, ни театр не исчезли с появлением кино и телевидения. Но, видимо, газеты постепенно займут более скромную нишу. В чём-то это хорошо, в чём-то плохо. Положительный аспект в том, что печатные СМИ вынуждены будут обращаться к более квалифицированному читателю». Владимир Жарихин и сам пишет статьи — как он говорит, «руководствуясь только внутренним импульсом». Поэтому может высказать пожелания газетчикам: «Не следует ориентироваться в своих публикациях на общеупотребительные стандарты. Это сразу снижает ценность материала. Хотелось бы чаще видеть авторскую позицию, с которой можно соглашаться или не соглашаться, но именно она всегда влечёт к чтению и размышлению».

С Владимиром Жарихиным согласна Вероника Крашенинникова, директор Института внешнеполитических исследований и инициатив:

«Печатным изданиям после появления Интернета предсказывали скорый конец, так же как и театру после появления кино. Театр сегодня процветает — так и печатная пресса переживёт предсказателей её конца. Шелестеть газетой за завтраком — это та традиция, которая точно стоит сохранения. А для меня особое удовольствие — набрать газет в авиарейс и погрузиться в них, не отрываясь на звонки.

За последние три года российская журналистика обрела политические позиции. Наконец-то, и по-другому быть не может. Да, журналист освещает все точки зрения, но не должен вертеться вместе с ними как флюгер. Он освещает их со своей принципиальной позиции. При этом важно не попасть в спираль пропаганды и стать её жертвой. Нашей аудитории нужен анализ, нужно понимание — тогда люди сами сделают правильный выбор.

Поздравляю коллег с Днём печати! Новых творческих достижений, новой глубины и много новых читателей!»

Известнейший петербургский художник-карикатурист Виктор Богорад судит о положении дел в прессе со своей колокольни. «С карикатурами всё не очень хорошо, — говорит он. — У многих редакторов выработалась самоцензура: они отказываются от сатирических рисунков потому, что хотят себя обезопасить. Мало ли кто и как их оценит. Год назад я был на международном фестивале карикатуристов во Франции, и общее настроение его участников можно передать в двух словах: карикатура теперь — мина. За неё можно заплатить кровью, как это и было с тем же «Шарли Эбдо». Не хочу оценивать работу художников этого журнала, просто обозначаю тенденцию — в мирное время, чего недавно ещё не было, коллегам по цеху стало очень опасно работать. Если раньше без злободневного рисунка газеты трудно было представить, то теперь карикатура исчезает с их страниц, уходит в Интернет». 

Выпускающий редактор информагентства «Леноблинформ» Анастасия Петрова вспоминает свои детство и юность, когда не было никаких экранов перед глазами, кроме чёрно-белого телевизора с тремя каналами, по которым в основном «шла какая-то скукота. А ведь хотелось чего-то нового, интересного, и это желание удовлетворяли именно газеты и журналы. Когда началась перестройка, они стали ещё интереснее. По пути в школу я вытаскивала из ящика свежую молодёжку, и главной задачей было успеть до начала уроков хотя бы мельком просмотреть, какие в ней сегодня статьи. Самые крутые вырезала, давала почитать подружкам, наклеивала в тетрадку… Теперь всё изменилось. Недавно я была на одном семинаре для журналистов, где очень авторитетные в мире электронных СМИ эксперты утверждали: сегодня люди до 35 лет бумажных газет не читают». Журналистка считает, что в перспективе отдельные газеты, конечно, останутся — «их будут покупать примерно так же, как покупают прогулку на лошадях, когда можно добраться до нужного места на автобусе».

А вот народная артистка России Ирина Мазуркевич продолжает покупать газеты — и общественно-политические, и спортивные. «Потребность знакомиться с ними «в бумаге» не исчезла, — говорит Ирина Степановна. — Раньше мы с мужем Анатолием Юрьевичем Равиковичем читали между строк. Теперь между строк ничего читать не надо. Нынче надо сравнивать разные издания, то, как они освещают ту или иную проблему. Именно уровнем аналитики меня и привлекают печатные СМИ. Желаю их сотрудникам быть смелее, не изменять себе, отстаивать свою точку зрения».

Афоризмы о газетах

  • Томас Джефферсон, 3-й президент США, один из авторов Декларации независимости: «Если бы пришлось выбирать, иметь правительство без газет или газеты без правительства, я бы не раздумывая выбрал второе».
  • Артур Миллер, драматург: «Нация, которая ведёт беседу сама с собой, — вот что такое хорошая газета».
  • Жан Ануй, французский драматург и сценарист: «Читать нужно только старые газеты. Лет через десять все плохие новости кажутся просто смешными».
  • Илья Ильф, Евгений Петров, советские писатели-сатирики (устами своего героя Остапа Бендера): «Людей, которые не читают газет, надо морально убивать на месте».
Просмотров 2680