Собственник жилья платит за всё и по полной
Так быть не должно, считает глава профильного комитета Госдумы Галина Хованская

Рост тарифов на воду и электроэнергию, некачественно сделанный ремонт, самоуправство хозяев магазинов в жилых домах — вот далеко не полный перечень проблем, которые волнуют сегодня граждан, приходящих к Галине Хованской. Запись к депутату ведётся без ограничений. Она старается принять всех, даже если приём затягивается до позднего вечера.
С чем приходят к депутату
С утра, несмотря на предновогодний день, в помещении Центра защиты прав граждан, созданного партией «Справедливая Россия», толпятся люди. Кто-то уступает место грузному мужчине с всклокоченными седыми волосами. На лбу у него набухает шишка. «Упал по дороге сюда. Тротуары никто не посыпает», — объясняет он. И хотя состояние улиц — это тоже сфера ЖКХ, мужчина пришёл на приём к депутату по другому вопросу.
«Мы собрали подписи жителей протестующих против строительства отстойника для грузовиков на месте детской площадки. Отстойник строит «Пятёрочка», но с нами они не разговаривают, говорят, всё у них согласовано. Но нашим детям выйти теперь некуда!» — пострадавший мужчина переходит на крик и его пропускают без очереди.
«Это уже не первая жалоба на руководство торговых сетей, чьи магазины расположены в жилом секторе. Но даже если у них есть согласование на строительство площадки, они не могут строить, пока нет решения общего собрания жильцов», — говорит Галина Хованская. Депутатский запрос будет направлен в управу, и мужчина, прихрамывая, покидает кабинет. Провожая посетителя взглядом, Хованская напоминает помощнику: «Не забудьте запрос направить и по поводу тротуаров».
Нормативные лазейки
«Наше ТСЖ целенаправленно банкротят», — рассказывает другой посетитель, председатель ТСЖ с Дубнинской улицы. Год назад собственники квартир объединились в товарищество, взяв управление домом в свои руки. На собранные средства они привели дом в идеальный порядок и договорились, что счётчики воды, газа и прочие будут в каждой квартире. И всё вроде шло хорошо, жильцы даже стали задумываться о том, чтобы оборудовать подъезды зимним садом, как вдруг словно гром среди ясного неба — Мосводоканал подал на ТСЖ в суд.
Причина — недоплата за поставленный ресурс. «Недоплаты не может быть, я в каждой квартире счётчик лично проверяла. Но Мосводоканал утверждает, что разница между показаниями общедомового счётчика и приборами учёта в квартирах «тянет» ни много ни мало на 300 тысяч рублей. Такой долг нас разорит», — жалуется глава ТСЖ.

Разницу обычно выставляют управляющей компании, которая, в свою очередь, чтобы покрыть долги, распределяет убытки по жильцам, не имеющим приборов учёта. В итоге и ресурсники получают свою стопроцентную оплату, и управляющие компании не внакладе — за всё и по полной в этом случае платят жильцы.
«Ситуацию может изменить только прямой договор между собственником жилья и ресурсопоставляющей компанией. Такие поправки в Жилищный кодекс подготовлены, однако сегодня им наиболее активно сопротивляются Татарстан и Москва», — по полной информирует Галина Хованская уже другого посетителя, которого также беспокоит их ТСЖ. «Нас собираются штрафовать за долги, но разве есть уже такой закон?» — удивляется женщина.
Хованская успокаивает: законодательной нормы о штрафах для ТСЖ нет, однако управляющие компании усиленно лоббируют такие изменения в законодательство. Депутат намерена этому противостоять и, в свою очередь, предлагает более строго контролировать не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы.
Кстати, на её недавней встрече с журналистами Хованская поднимала эту тему. «Нормативы в отличие от тарифов используются в тех домах, где нет индивидуальных счётчиков, и местные власти каждый раз эти нормативы завышают, чтобы покрыть убытки от неплательщиков, — объясняет депутат. — Между тем большинство наших граждан добросовестно платят за жильё. Получается, мы контролируем тарифы с помощью ФАС, а нормативы у нас бесконтрольно повышаются и иногда в соседних субъектах на аналогичные услуги они отличаются в разы. Поэтому нормативы также должны быть под контролем».
Такая позиция встречает сегодня понимание и в Правительстве, которое намерено передать функции контроля жилнадзору. Галина Хованская считает предлагаемую меру недостаточной: жилинспекторы подчинены губернатору, то есть тем, кто на местном уровне эти нормативы устанавливает. «Так никакого контроля мы не обеспечим», — говорит депутат. — Контроль за нормативами должна осуществлять федеральная структура, а именно — антимонопольная служба».
Серьёзные «мелочи»
У следующего посетителя, женщины — инвалида первой группы, проблема с квартирой. Будучи сиротой, она получила жилплощадь по договору социального найма. Квартира оказалась в ужасном состоянии и требовала ремонта. После неоднократных обращений в управу вставили стеклопакеты, но при этом в стене образовались такие щели, что ходить по квартире можно только в свитере.
Управляющая компания ничего и слышать не хочет: раз жильё приватизировано, то все ремонты — это проблемы жильцов. «В вашем случае это не так, — успокаивает инвалида Хованская, — когда делали ремонт, квартира находилась ещё не в собственности, а значит, за качество работ несёт ответственность управляющая компания». Депутат обещает помочь, отправляя заявление в толстую папку.
Между тем ситуация в сфере ЖКХ такова, что иногда в растерянности оказываются даже люди, которые вроде бы с законом должны быть на ты. Следующий посетитель — бывший сотрудник МВД, прослуживший в органах 15 лет. Сегодня его с четырьмя детьми выселяют из служебной квартиры, и это несмотря на то, что жена бывшего полицейского является действующим сотрудником органов.
«Надо ведь всего лишь договор переоформить на неё, но меня гоняют по инстанциям, и мы уже всерьёз опасаемся, что окажемся после нового года на улице», — говорит мужчина. Когда он покидает приёмную, замечаем, что за окном стемнело. Исчерпан и список посетителей. «С Новым годом, берегите себя! В следующем году ждёт много дел», — прощается с нами депутат Хованская.

Ещё материалы: Галина Хованская