Есть такая профессия

Как талантливые студенты становятся специалистами Госкорпорации «Росатом»?

Есть такая профессия

Где же ты, работа моей мечты?

Россия является одной из самых сильных атомных держав в мире. Дальнейшие планы страны по обеспечению глобального лидерства невозможны без соответствующего уровня специалистов, это ключевой фактор конкурентоспособности на мировом рынке.

Где «куются» самые ценные кадры отрасли? Как талантливые студенты становятся специалистами Госкорпорации «Росатом»? Какие задачи стоят перед завтрашними выпускниками? В «День карьеры Росатома» в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» ответить на этот вопрос старшеклассникам и студентам помогали руководители и специалисты предприятий Госкорпорации «Росатом».

Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв, выступив в МИФИ с лекцией, напомнил, что Россия намерена расширять своё присутствие на мировых атомных рынках, но делать это придётся в сложных геополитических условиях. По мнению Алексея Лихачёва, чтобы и в дальнейшем оставаться лидером энергетического рынка, необходимо решить три сверхзадачи. Среди них: укрепление и расширение участия Росатома на традиционном мировом атомном рынке, подготовка линейки новых, неядерных продуктов и, наконец, снижение себестоимости новых технологий, доведение их до уровня коммерциализации, – напомнил он.

Лихачёв рассказал, что к 2030 году Росатом намерен увеличить свою минерально-сырьевую базу урана в 1,3 раза по сравнению с 2015 годом, достигнув показателя в 890 тысяч тонн. Также к 2030 году в планах госкорпорации довести уровень совокупной установленной электрической мощности всех российских энергоблоков АЭС до 30 ГВт, тогда как по итогам 2015 года этот показатель составил 26,2 ГВт. Совокупная же выработка электроэнергии российскими АЭС к 2030 году планируется в объёме 229 миллиардов киловатт-часов (в 2015 году этот показатель составил 195 миллиардов киловатт-часов). Что касается выручки компании, то предполагается, что к 2030 году Росатом нарастит свою совокупную выручку в 3,5 раза по сравнению с 2015 годом – до уровня свыше 2,8 триллиона рублей.

Ядерная энергетика будущего – это и развитие технологий на быстрых нейтронах, и создание нового реактора на свинцовом теплоносителе, что позволит замкнуть топливный цикл и добиться нового качества безопасности, и вовлечение в топливный цикл урана-238, которого хватит на тысячелетие. Задача, стоящая перед атомной отраслью России, – сохранить и усилить лидирующие позиции на мировом рынке, и это «поколенческая» задача, сравнимая с «атомным проектом» 40-х годов.

Куда уйдём со школьного двора?

Задачи перед атомщиками стоят амбициозные, они открывают огромные кадровые перспективы для молодых специалистов. Директор образовательных программ Департамента управления персоналом Госкорпорации «Росатом» Валерий Карезин рассказал, что сегодня всё большее значение приобретают проекты, связанные с взаимодействием предприятий отрасли с профильными учебными заведениями. Для студентов и выпускников действуют программы, которые позволяют в ходе обучения получить практический опыт сотрудничества с предприятиями отрасли, сформировать чёткое и объективное видение будущей специальности. 

Справка
«Дни карьеры Росатома» – проект, стартовавший в 2010 году и давший уже практические результаты: благодаря ему тысячи выпускников вузов трудятся на предприятиях госкорпорации. 29 ноября «Днём карьеры Росатома» завершилась серия таких мероприятий, ежегодно проводимых в семи регионах страны на базе профильных вузов. Участие в них приняли более 7000 студентов и выпускников и около 60 предприятий атомной отрасли. Будущие специалисты смогли познакомиться с деятельностью Росатома и его организаций, записаться на практику или получить предложение о трудоустройстве.

Система подготовки молодых кадров для атомной отрасли охватывает все уровни образования, начиная со школ, откуда талантливые ребята вскоре придут и в вузы. «Школы Росатома» – наиболее значимый проект в данной области, реализуемый с 2011 года и направленный на развитие систем образования 21 города на территории расположения предприятий атомной отрасли. В нём участвуют не только дети (дошкольники и школьники), но и взрослые: педагоги, руководящие работники образовательных организаций, команды городских управленцев в сфере образования, жители городов – участников проекта.

Одним из наиболее интересных форматов в рамках данного проекта являются атомклассы – специальные профильные классы в лучшей школе каждого города, где предполагается обеспечить более высокий уровень физико-математической подготовки школьников. Особенностью профильного обучения в атомклассе является углублённое изучение ядерной физики и ядерных технологий. При этом важной частью проекта является оснащение учебного заведения самым современным лабораторным оборудованием.

Ещё одним проектом, связанным с профориентацией школьников, являются представительства Центра карьеры Росатома в приёмных комиссиях профильных вузов. В 2016 году такие представительства были организованы в семи ведущих технических вузах России. В рамках проекта для каждого вуза разработаны информационные материалы с наиболее востребованными специальностями, проводятся консультации родителей и абитуриентов, предоставляется информация о предприятиях отрасли.

В рамках обеспечения атомной отрасли молодыми кадрами разработана и функционирует система по прогнозированию потребности в выпускниках вузов «Мониторинг». Рос­атом чётко устанавливает кадровый заказ образовательной системе на ближайший год и прогноз по набору сотрудников на десять лет вперёд: по какой специальности, из какого вуза и в какой момент нам потребуются специалисты. В соответствии с точечным запросом госкорпорации в профильные вузы, работать на предприятия Росатома ежегодно приходят около 1500 молодых специалистов из более чем 200 вузов России. «Естественно, мы следим за дальнейшими успехами тех, кто приходит к нам работать, и это лучшие из лучших», – подчеркнул Валерий Карезин.

Главной кузницей кадров для атомной отрасли по-прежнему остаётся НИЯУ МИФИ. Но есть и другие. Для обеспечения потребности отрасли был создан консорциум опорных вузов Рос­атома, куда входят 14 ведущих университетов страны, поставляющих кадры для атомной отрасли. Среди них: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский энергетический институт, Ивановский государственный энергетический университет, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Томский государственный университет. «Эти вузы, качество подготовки специалистов в которых не вызывает сомнений, имеют контакты с предприятиями Росатома в силу традиционно сложившихся связей», – пояснил директор образовательных проектов гос­корпорации.

Программы лидерства

В атомную отрасль не приходят на два-три года, в погоне за высоким заработком или славой. В ней остаются навсегда, проникаясь этим образом жизни, мыслей, философией. Для тех, кто готов к глобальным целям и небанальным задачам, в ком уже сегодня заметен интеллектуальный, творческий, управленческий потенциал, в Росатоме действует система отбора и развития выпускников – будущих лидеров отрасли. Так, в рамках проекта «Турнир молодых профессионалов ТеМП» около трёх тысяч человек по всей стране работают над реальными задачами предприятий отрасли под руководством ведущих экспертов в режиме online на базе краудсорсинговых технологий. Ежегодно 80 финалистов проекта получают возможности для ускоренного карьерного роста с целью попадания в кадровый резерв.

Задачу подготовки лидеров, способных решать стратегические задачи, одну из приоритетных задач в области управления персоналом в атомной отрасли, призвана решать академия Рос­атома. Академия создана в 2012 году как отраслевая образовательная организация и является полноценным партнёром бизнеса в реализации масштабных проектов в области управления персоналом. Академия Росатома разрабатывает и реализует программы развития для руководителей, кадрового резерва и будущих лидеров, проводит программы обучения по функциональным компетенциям. В её портфеле более 140 программ обучения, охватывающих все уровни управления – от специалистов до руководителей высшего звена. По итогам 2015 года обучение по программам академии прошли более 17 тысяч человек, в 2016 году ожидается увеличение этой цифры.

В каждом дивизионе Росатома также действуют отдельные центры подготовки специалистов. Их организовывает Центральный институт повышения квалификации Росатома (ЦИПК), ведущее образовательное учреждение атомной отрасли, которое специализируется на дополнительном профессиональном образовании, профессиональной переподготовке руководителей и специалистов атомной энергетики и промышленности, «Атомтехэнерго», где занимаются подготовкой лицензированного персонала для АЭС различных проектов, Всероссийский научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций (АО «ВНИИАЭС»).

Нужен нам берег турецкий

Согласно «дорожной карте» ввода блоков в России и за рубежом, имеющейся в Госкорпорации «Росатом», начиная с 2022 года ожидается ввод до шести блоков в год. Это требует серьёзного пересмотра подходов к функционированию инфраструктуры подготовки российского и зарубежного персонала. Между тем во многих странах – партнёрах России атомная энергетика лишь зарождается, а потому важным элементом работы со странами-партнёрами является повышение общественной приемлемости использования ядерных технологий. Для этого в ряде зарубежных стран, таких как Турция, Вьетнам, Бангладеш, Беларусь, созданы информационные центры атомной отрасли, целью работы которых является просвещение в области атомной энергетики и популяризация науки.

Создавая АЭС за рубежом, Рос­атом стремится поддерживать тесную связь с партнёрами в странах, где строятся новые станции, оказывая активное содействие в создании собственной системы подготовки кадров. Речь идёт не только об обучении студентов по специальностям в российских вузах, но и о сотрудничестве с университетами за рубежом с перспективой организации подготовки специалистов отрасли по российским образовательным стандартам.

Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв

Так, Анкарским и Стамбульским университетами и российским ­МИФИ была разработана совместная программа обучения, по которой студенты обучаются в Турции и в России. Каждый университет выделяет определённые блоки дисциплин, которые будут изучать студенты, и на этой базе строятся совместные программы. По окончании обучения студенты получают русский и турецкий дипломы, а также возможность работать на атомной электростанции «Аккую», которую проектирует и будет строить российская сторона.

На сегодняшний день уже создана система подготовки иностранных студентов на базе российских вузов. В 2016 году на обучение по атомным специальностям в Россию прибыли уже около 1400 студентов из 37 стран, с ежегодным набором около 300 человек. Важно, что иностранные молодые специалисты не только готовятся для работы на АЭС российского дизайна. Они учат русский язык, знакомятся с историей и культурой нашей страны. В будущем эти студенты будут научной, инженерной, управленческой элитой своих стран, обучившиеся именно на российских технологиях, понимающие и ценящие экономические и политические связи с Россией. Следующий этап работы в этом направлении – частичный перенос образовательного процесса на территорию страны-партнёра в рамках совместных образовательных программ. «Мы должны научиться экспортировать ядерное образование наших университетов в страны-партнёры. Считаю, что здесь важно объединить усилия государства, Госкорпорации «Рос­атом» и профильных университетов РФ», – подчеркнул директор образовательных программ госкорпорации Валерий Карезин.

 

Просмотров 2969

09.12.2016 13:45