Герман Клименко: YouTube из России не уйдёт
А законопроект об онлайн-кинотеатрах может заставить эти ресурсы сменить учредителей
Что изменит внесённый в Госдуму законопроект, ограничивающий долю иностранного участия во владении онлайн-кинотеатрами 20 процентами? Об этом «Парламентской газете» рассказал советник Президента РФ по вопросам развития Интернета Герман Клименко.
– Герман Сергеевич, законопроект был внесён в Госдуму совсем недавно, 25 ноября, но уже успел породить множество слухов и домыслов на тему того, что произойдёт в интернет-пространстве после его принятия. Много ли вообще в России онлайн-кинотеатров, которые попадают под действие этой законодательной инициативы?
– Сложно сказать. В нашей стране огромный пласт сделок по владению такими ресурсами оформляется на зарубежные компании. К примеру, мы знаем, что Яндекс – российская компания с голландским участием, и отношения между акционерами там регулируются по голландскому праву. При этом мы помним, что произошло, когда тот же самый вопрос об иностранном участии коснулся, к примеру, прессы. Некоторые газеты, в том числе очень известные, просто поменяли учредителей с зарубежных на российских.
– Есть ли риск, что многие онлайн-кинотеатры из России в итоге уйдут?
– Я пока не общался с владельцами тех сервисов, которые потенциально попадают под действие этой законодательной инициативы. Но мне кажется, что в том случае, если этот законопроект будет принят, никаких значимых изменений не произойдёт. Даже если государство предъявит требования, чтобы у онлайн-кинотеатров было не более 20 процентов зарубежных собственников, подозреваю, что в самих компаниях просто поменяются учредители и на этом дело закончится.
– Некоторые эксперты прогнозируют, что в случае принятия этого закона сложности возникнут даже у тех ресурсов, без которых современный Интернет сложно представить. И из России придётся уйти, к примеру, YouTube. Насколько реальны такие опасения?
– Я не думаю, что этот законопроект вообще касается YouTube. В документе речь идёт только об онлайн-кинотеатрах, которые работают на территории России и оказывают конкретные коммерческие услуги. Насколько я понимаю, это чистая история взаимоотношений между миром продюсеров и владельцами авторских прав. И YouTube здесь ни при чём.
– В законопроекте речь также идёт о том, что Роскомнадзор должен будет создать и вести реестр онлайн-кинотеатров, которые ежедневно в течение месяца посещают более 100 тысяч пользователей из России и более 20 тысяч пользователей в том случае, если речь идёт о региональном сервисе. Могут ли возникнуть с таким реестром технические сложности?
– Думаю, что нет. В данном случае реестр – это просто название, на деле технически сложной эта процедура не будет. Всё пропишется в одном файле.
Законопроект об онлайн-кинотеатрах внесли в Госдуму первый зампред Комитета по информационной политике Шамсаил Саралиев и член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой. Этот документ предполагает внесение поправок в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В частности, законопроект предписывает, что доля иностранных владельцев в уставном капитале онлайн-кинотеатров (аудиовизуальных сервисов, монетизирующих свои услуги за счёт просмотра рекламы либо предоставляющих видеоконтент отечественному потребителю за плату) должна ограничиваться 20 процентами. В том случае, если документ будет принят, привести структуру собственности в соответствие с законом онлайн-кинотеатрам будет предложено до 1 марта 2017 года. Вести реестр подобных сервисов, которые ежедневно в течение месяца посещают более 100 тысяч пользователей из России (более 20 тысяч для регионального сервиса) придётся Роскомнадзору.
Ещё одно немаловажное требование к онлайн-кинотеатрам – они будут обязаны удалять по требованию пользователя недостоверную информацию о частной жизни, а также данные, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию.