Теракт в «Крокус Сити Холле»

16:24Следствие попросило арестовать девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

Школы и вузы смогут сами распоряжаться историческими зданиями

Депутаты Госдумы хотят разрешить учреждениям образования и науки стать собственниками объектов культурного наследия

15.11.2016 17:01

Автор: Мария Соколова

Школы и вузы смогут сами распоряжаться историческими зданиями
Объект культурного наследия "Новое здание" (конец XVIII в. - начало XIX в. В 1837 г. перестроено Е.Д.Тюриным из дома Пашковой (архитектор В.И. Баженов), более известный как Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет журналистики, по адресу Моховая ул., дом 9, строение 1. Фото Ирины Афонской, ТАСС

Многие школы и вузы в крупных городах России располагаются в зданиях – памятниках культурного наследия. Однако учебные заведения не могут по своему усмотрению реконструировать аудитории или сдать помещения в аренду под лаборатории.

Использовать во благо науки

Чтобы убрать излишние ограничения, депутаты при поддержке Правительства решили законодательно закрепить право государства предоставлять в собственность в безвозмездное пользование учреждениям науки и культуры исторические здания и памятники архитектуры. Законопроект об этом планируют рассмотреть на пленарном заседании Госдумы 16 ноября. Единороссы Рафаэль Марданшин, Василий Максимов и депутат VI созыва Госдумы Рустам Ишмухаметов, предлагают внести изменения в Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

Сейчас владелец исторических зданий в лице государства имеет право передавать имущество государственным и муниципальным учреждениям только в оперативное управление, то есть все действия по использованию и распоряжению помещениями возможны лишь с согласия собственника. Авторы законопроекта отмечают, что одной из приоритетных форм современного образования является сетевая форма, предполагающая совместное использование образовательными и научными учреждениями помещений. Но такая кооперация существенно затрудняется запретом предоставления им в безвозмездное пользование объектов культурного наследия. Законодатели особо подчеркивают, что они не предлагают передавать государственное недвижимое имущество частным организациям.

Пока что лаборатории и учебные центры удаётся открывать только в обычных школах и вузах. Директор московской гимназии № 59 имени А.С. Грибоедова Марина Соловьёва рассказала «Парламентской газете», что их учебное заведение объединяет семь зданий. В их числе то, в котором раньше находилась общеобразовательная школа № 59 имени Гоголя (Староконюшенный переулок, 18-20).

Эта школа была учреждена в 1901 году по указу императора Николая II и затем стала одним из самых известных средних учебных заведений дореволюционной Москвы. Сначала гимназия занимала помещение на Поварской улице, а с 1903 года начала работать в собственном здании в Староконюшенном, и с тех пор не меняла адреса и не прерывала занятий. Сейчас там учатся около 600 детей. Проблем с размещением научных центров у гимназии нет, потому что, помимо памятника архитектурного наследия, у них есть ещё шесть зданий. А вот школам или вузам, которые расположены в одном единственном здании, которое является объектом культурного наследия, законопроект пойдёт на пользу.

«Это хорошая инициатива – нужно давать как можно больше возможностей использовать пустующие помещения, которые есть у всех вузов, – сказал «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, депутат от ЛДПР Борис Чернышов. – Необходимо использовать весь потенциал, который есть у региональных и столичных вузов, независимо от того, в каких зданиях они расположены».

Это совершенно разумное предложение. Сейчас есть положение, что помещения в исторических зданиях должны сдаваться только с согласия Росимущества. Вузы являются там арендаторами или пользователями, и без Росимущества они не могут предоставить помещения в пользование.

Депутат считает, что можно пойти дальше и дать образовательным учреждениям право передавать помещения в пользование не только государственным и муниципальным учреждениям, но и частным организациям, занимающимся образованием и наукой. Например, есть частные организации, которые выигрывают гранты на научную деятельность, но им негде проводить свои мероприятия, круглые столы, встречи.

«Для этих целей можно использовать площадки вузов, тем более многим молодым учёным будет приятно приехать в большие образовательные центры, – считает Чернышов. – Но если частная организация преследует только коммерческую выгоду, то им не нужно давать доступ к объектам культурного наследия».

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко также поддерживает законопроект. «Это совершенно разумное предложение. Сейчас есть положение, что помещения в исторических зданиях должны сдаваться только с согласия Росимущества. Вузы являются там арендаторами или пользователями, и без Росимущества они не могут предоставить помещения в пользование», – объяснила депутат.

Собственник в ответе за тех, кому предоставил помещение

Директора Историко-архивного института РГГУ Александра Безбородова устраивает и действующий порядок предоставления помещений в пользование. Он подчеркнул, что вуз от сотрудничества с «Росимуществом» «никакого стеснения не чувствует». Институт находится в историческом здании Синодальной типографии на Никольской, 15.

«Это государственная собственность, «Росимущество» вмешивается в решения, кому предоставлять помещения в пользование, проводит экспертизы, и государство содержит здание в порядке, – сказал Безбородов корреспонденту «Парламентской газеты».  У него есть сомнения по поводу эффективности законодательного нововведения: «Если дать вузам и школам право решать самим, что и как делать с историческим зданием, то они могут сдать помещение кому-то, кто начнёт там «долбать» отбойным молотком, и половина здания рухнет. И кто будет отвечать?».

Координатор общественного движения «Архнадзор», член Совета при Президенте по культуре и искусству Константин Михайлов не видит ничего страшного в том, чтобы исторические здания были предоставлены в собственность образовательным или научным организациям. «А если кто-то использует помещение ненадлежащим образом, памятнику всё равно, кто это делает: законные собственники или незаконные, – сказал эксперт. – Здесь важен контроль со стороны тех, кто предоставляет помещение в безвозмездное пользование». Если кто-то нарушил правила, в законодательстве прописана ответственность за ненадлежащее обращение с памятниками архитектуры – уголовная и административная.