Алексей Учитель назвал смехотворными обвинения по поводу его фильма «Матильда»
Материалы художественного фильма «Матильда» уже проверялись прокуратурой, которая никаких нарушений не выявила. Об этом рассказал второго ноября его режиссёр Алексей Учитель, комментируя запрос, который депутат Госдумы Наталья Поклонская направила генпрокурору РФ Юрию Чайке.
«Это уже не первый запрос, уже есть официальный ответ прокуратуры, где сказано, что в фильме всё в рамках закона. Но, видимо, никто не знает об этом ответе», — сообщил ТАСС Учитель. При этом он не стал уточнять, какие именно материалы проверены прокуратурой.
По словам режиссёра, кинолента будет доделана только через несколько месяцев, а пока её целиком никто не видел. В связи с этим все обвинения Учитель считает «смехотворными». Премьера фильма назначена на 30 марта 2017 года. В картине рассказывается об отношениях российского императора Николая II и прима-балерины Матильды Кшесинской.
Ранее сообщалось, что представители общественного движения «Царский крест» попросили Наталью Поклонскую провести проверку фильма «Матильда». Как стало известно в среду, запрос отправлен на имя генпрокурора.
О работе над фильмом и о своём отношении к фигуре императора Николая II Алексей Учитель рассказал в январе 2016 года журналу «Российская Федерация сегодня».
— Алексей Ефимович, о чем повествует кинокартина, премьера которой намечена на октябрь 2016 года?
— Лента под рабочим названием «Матильда» посвящена истории любви известной балерины Матильды Кшесинской и цесаревича Николая Александровича, ставшего затем императором Николаем II, на фоне реальных событий того времени. Когда я стал изучать материалы, то не мог не удивиться, насколько судьба Российской империи зависела от этой маленькой женщины и безумно интересных, даже детективных обстоятельств, связанных с нею. Причем все это в какой-то степени повлияло на ту Россию, в которой мы живем.
Над таким масштабным фильмом я работаю впервые. Достаточно сказать, что пришлось пошить семь тысяч костюмов. Притом ни на «Мосфильме», ни на «Ленфильме» не нашлось павильонов, где мы смогли бы построить огромную декорацию Успенского собора Московского Кремля, для съемки коронации Николая II с огромной массовкой. В конце концов удалось ее возвести в цехе одного из питерских заводов. Очень сложными были съемки крушения царского поезда, Ходынки. Это реалии последнего десятилетия XIX столетия, воссозданные с максимально возможной точностью. Все безумно интересно по сюжету, но и очень ответственно, поскольку речь об истории нашей страны.
— Кому же вы доверили реконструировать облик и поведение исторических личностей прошлого?
— Нам удалось собрать уникальный актерский состав, привлечь практически всех российских звезд экрана. В картине снимались Данила Козловский, Сергей Гармаш, Евгений Миронов, Григорий Добрыгин... Мать Николая II императрицу Марию Федоровну сыграла Ингеборга Дапкунайте. На роль самого императора и императрицы Александры Федоровны мы пригласили очень интересных артистов из Берлина Ларса Айдингера и Луизу Вольфрам. Заняты в фильме также известный немецкий театральный режиссер Томас Остенмайер, француженка Сара Штерн. Для меня это первый опыт работы с зарубежными исполнителями.
— Съемки завершены, имя исполнительницы главной роли всё ещё держится в секрете. Вы сознательно стремитесь заинтриговать публику или на это есть особые причины?
— Это связано с другими контрактами «нашей Матильды». В общем, я надеюсь, что нам удастся создать не просто зрелище и фильм привлечет не только своей изобразительной стороной, но и содержанием. Но... зритель непредсказуем! Возьмем «Сталинград» Федора Бондарчука. Многим, в том числе и мне самому, поначалу казалось, что молодежь (а она у нас главный зритель) тяжелую мрачную картину о страшном периоде Великой Отечественной войны смотреть не пойдет. А лента побила все рекорды посещаемости. Удивительный пример, который я не могу объяснить, но здорово, что так получилось.
— Где вы снимали Ходынскую трагедию?
— У нас показаны последствия катастрофы, приезд императора к ее жертвам. Подходящую натуру нашли под Санкт-Петербургом, ведь само Ходынское поле давно застроено. Снимали мы и почти во всех дворцах нашего города.
— А в знаменитом особняке Кшесинской?
— Нет, но в нем снимались некоторые эпизоды моего фильма «Дневник его жены» об Иване Алексеевиче Бунине.
— Вставала ли перед вами проблема отображения на экране сугубо личной жизни героев, которую в той или иной степени приходилось неминуемо домысливать?
— Перед «бунинским» фильмом я специально побывал на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронен писатель и... у его могилы мысленно попросил у него прощения, считая это своим долгом.
Там же покоятся останки Кшесинской. Решив снимать фильм о ней, я извинился и перед Матильдой Феликсовной. Мы старались быть как можно ближе к реалиям, но все же это не документальное кино.
— Ваш первый художественный фильм «Мания Жизели» два десятилетия назад повествовал о трагической судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой. И вновь кино о знаменитой танцовщице, «пушинке русского балета», как ее называли современники...
— Идею сделать фильм о ней мне предложили Владимир Винокур и его супруга. Владимира Натановича воспринимают, прежде всего, как юмориста, а он между тем основал и возглавляет Фонд в поддержку культуры и искусства, в качестве продюсера проводит в сентябре на сцене Государственного Кремлевского дворца фестиваль «Звезды балета XXI века»... Речь шла о чисто биографической киноленте. Сначала я ответил отказом именно потому, что уже работал на сходную тему. Потом я прочел немало материалов о возможной героине и понял, что надо снимать не столько о балерине и ее жизни, а о том, как люди делают выбор между любовью и долгом, о том, как любовь влияет на судьбу страны. В конце концов именно под этим ракурсом мы со сценаристом Александром Тереховым и многими другими замечательными людьми стали этот замысел воплощать.
— О вашей героине и до 1917 года, и после ее вынужденного бегства в эмиграцию говорили и писали всякое. На это несомненно влияла ее близость к представителям августейшей фамилии. Добавила черной краски на ее репутацию и трагикомичная, как теперь представляется, попытка балерины отсудить у большевиков и даже Ленина захваченный революционерами особняк. Какой вы увидели Кшесинскую после изучения документов, воспоминаний, исторических трудов?
— Я не могу снимать фильмы без симпатий к своим героям, какими бы они ни были. С другой стороны, мне не интересны герои, лишенные недостатков. В реальной жизни таких персонажей не бывает. Мне кажется, она искренно любила Николая II и это было взаимное чувство, которое было изначально обречено. И я пытался показать людей, которые в свою любовь верят и стараются безуспешно найти выход, чтобы остаться вместе.
— А император... Отношение к нему у нас менялось уже не раз и остается неоднозначным...
— Фигура Николая II меня интересует давно. Я даже хотел снять о нем фильм «Дно» по названию станции, где он отрекся от престола... Его абсолютно неправильно понимают, мол слабый, все развалил, но это отнюдь не так. Он действительно не очень хотел на престол по личным причинам, но, став царем в 1896 году, к 1913 превратил Россию в великую страну. Финансово процветали, производство росло... Он был удивительным, порядочнейшим человеком. Все огромное наследство после смерти отца пожертвовал детским садам, больницам. Он ко всему прочему детские сады и ясли ввел в России. Я уж не говорю, как он семью воспитал. Вспомните: жена и дочери работали простыми медсёстрами в госпитале. И в этом не было позы, всё было совершенно естественно.