Пётр Толстой. Фото Алексея Белкина, ТАСС
Внесённый фракцией «Справедливая Россия» законопроект «Об общественном совете РФ по телевидению» вызвал неоднозначную реакцию у отечественных тележурналистов. «Парламентская газета» попросила Петра Толстого, Николая Сванидзе и Владимира Соловьёва прокомментировать инициативу справедливороссов.
По мнению авторов документа, состоящий из 25 членов совет должен анализировать всё отечественное медиапространство для «повышения защиты общественной нравственности на телевидении и недопустимости злоупотребления свободой массовой информации».
Пётр Толстой
Вице-спикер Госдумы, телеведущий
Проблема содержания телепередач, безусловно, существует. И определённая часть зрителей не удовлетворена тем, что показывают с экранов ТВ. Именно поэтому им по душе идея создания некоего контролирующего органа, который бы «руководил» каналами. Считается, что в телевидении, как и в футболе, разбирается каждый. Но скажу как профессионал – у нашего ТВ есть функция, с которой оно прекрасно справляется. Это создание единого информационного пространства для населения огромной страны. Что касается передач развлекательных, то их содержание продиктовано вкусом большинства. Возможно, его надо исправлять, но делать это с наскока нельзя. Вот, создано Общественное телевидение, на котором совершенно нет коммерческой составляющей, нет «чернухи». Там работает очень много уважаемых мною людей, и для кого-то канал, безусловно, неплох. Но разве у него зашкаливают рейтинги? То есть каким-то волевым решением государства в одночасье исправить всё общество невозможно. Функция государства как раз в том, чтобы обозначить чёткие правила игры. И если они не основаны на полном запрете и понятны для отрасли, то всё это обсуждаемо. В руководстве телеканалов не монстры сидят, а люди, чувствующие свою ответственность за соблюдение интересов широкой аудитории и готовые прислушаться к голосу общественности. Такая практика есть. Можно вспомнить Хартию телевещателей, которую после теракта в «Норд Осте» подписали представители Госдумы и руководители ведущих телекомпаний. Телеканалы тогда взяли на себя добровольные обязательства по ограничению показа сцен насилия и жестокости. Если сегодня вновь назрела такая необходимость, то я готов участвовать в этой работе.
Николай Сванидзе
Телеведущий, завкафедрой журналистики РГГУ
Разговоры о том, нужен ли нам некий «Совет по ТВ», идут не первый год. Основное препятствие на пути этой идеи состоит в том, что в нашем расколотом обществе нет сегодня авторитетов такого масштаба, которые могли бы утверждать: «это хорошо, а это плохо». Таким человеком национального масштаба был академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, но его, к сожалению, уже нет с нами. Поэтому и разговор о каком-то инструменте, который будет обеспечивать нам нравственность на телевидении, во-первых – неактуален, а во-вторых – совершенно бессмыслен.
Владимир Соловьев
Телеведущий
Я понимаю, всем не терпится чем-то поуправлять и что-то поконтролировать. У меня к господам справедливороссам тоже есть вопрос: как получилось, что на прошедших выборах в парламент одни люди создавали имидж партии и, собственно, благодаря им она и прошла, а во фракции оказались другие? Не пора ли создать общественный совет по нравственности при самой партии «Справедливая Россия»?
Телевидение наше работает прекрасно. Если кому-то не нравятся те или иные передачи, то это тоже совершенно нормально. Для того и создан плюрализм мнений. А авторам законопроекта надо просто заглянуть в Конституцию, где чётко сказано, что цензура в СМИ у нас запрещена. Вы считаете, что нравственность нарушена? Так пожалуйте в суд! Демократические процедуры такого рода отлично у нас в стране работают, и я бы посоветовал воспользоваться ими всем желающим выяснять отношения со СМИ