Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Михаил Таратута: «окно возможностей» в российско-американских отношениях остаётся открытым

Российский журналист-американист и политолог прокомментировал «Парламентской газете» обострение отношений между Россией и США

04.10.2016 16:45

Автор: Анатолий Анисимов

Михаил Таратута: «окно возможностей» в российско-американских отношениях остаётся открытым
  © Владимир Афанасьев/ПГ

 

– Президент Владимир Путин для восстановления американо-российского сотрудничества предложил США снять антироссийские санкции, компенсировать нанесённый ими ущерб, отменить «закон Магнитского» и сократить воинские контингенты в странах НАТО, вступивших в альянс до 2000 года. Насколько реалистичны эти требования, пойдут ли США на их выполнение?

– С таким же успехом можно было предложить американцам распустить НАТО, разоружиться, но никакого положительного ответа никто не ожидает, насколько я понимаю. Это наше «фэ» американцам.

– Что означает для нашей страны приостановление сотрудничества с США по Сирии?

– Первое, самое важное, – была хоть какая-то надежда закончить этот кошмар, эту страшную трагедию. То, что сделали с этой страной, – это ужас. Без этих двух стран – без России и без Америки – закончить эту войну не удастся. И мне кажется, что в первую очередь это очень печально для Сирии и вообще для Ближнего Востока, потому что то, что там американцы заварили, это просто страшно. Это, на мой взгляд, самое большое последствие. Но это, конечно, будет иметь последствия и для наших отношений с Америкой тоже. Или правильнее будет сказать, что это индикатор наших отношений.

– В связи с ситуацией в Сирии упоминается о возможном изменении статуса авиабазы Хмеймим. О чём тут речь? И будем ли мы создавать там новую базу?

– Очень вероятно. У меня лично полное впечатление, что есть серьёзные намерения наращивать нашу группировку и более серьёзно вовлекаться в военные действия. Я не военный, я не берусь судить, но ощущение такое есть.

– Происходящее сейчас резкое обострение отношений с США – каковы перспективы этого процесса? Надолго ли этот рецидив холодной войны? Есть ли угроза перерастания в военный конфликт?

– Сейчас очень многое зависит от результатов выборов в США. Если к власти придёт Хиллари Клинтон, то, я думаю, отношения долго не будут налаживаться – тогда, скорее всего, при нынешнем российском президенте, очень маленькая вероятность, что они исправятся. У меня такое впечатление, да и все политические обозреватели разделяют это мнение, что это будет продолжение политики Обамы, но в очень жёстком варианте. Хиллари Клинтон в международной политике, безусловно, значительно правее и занимает более «ястребиную» позицию, чем Обама. Обама всё-таки был очень осторожен, притом что он не друг России. Хиллари занимает более жёсткую позицию, во всяком случае, если судить по её заявлениям.

Если придёт Трамп, это вообще ни о чём не говорит на сегодняшний момент, потому что мы просто не знаем, что будет на самом деле.

Если придёт Трамп, это вообще ни о чём не говорит на сегодняшний момент, потому что мы просто не знаем, что будет на самом деле. Опять-таки, исходя из его заявлений, можно предположить, что появляется «окно возможностей». Но есть несколько моментов. Первый: то, о чём говорит Трамп, противоречит общепринятому консенсусу в политическом классе в вопросах международной политики. А этот консенсус сводится к тому, что Америка должна быть мировым лидером, что Россия – это страна, которую необходимо сдерживать, потому что она опасна. А у Трампа другое представление – он в большей мере изоляционист, он предлагает убрать идеологию из внешней политики и руководствоваться исключительно рациональными соображениями. Но поскольку это противоречит настолько сильному представлению всего правящего политического класса, то ему будет оказано очень сильное противодействие. Сможет ли он преодолеть это противодействие – трудно сказать. Противодействие будет и в Конгрессе, и на всех абсолютно уровнях. Хватит ли у него политических сил для этого – большой вопрос. Дело в том, что президент Соединённых Штатов имеет большие полномочия, но не всесилен. Есть институты – такие как Верховный суд, Конгресс США и, кстати говоря, гражданское общество. И трудно сказать, сможет ли он преодолеть тот сложившийся консенсус, который сейчас имеется.

– Может ли быть дальнейшее обострение ситуации к холодной войне?

– Всё может быть. Мы не знаем Трампа. Всё, что мы видели, – это то, что его поведение крайне взрывное, импульсивное, он очень сильно руководствуется инстинктами и в меньшей степени рациональными соображениями, во всяком случае, в своём поведении. Как он будет реагировать, допустим, получив отказ от Путина или посчитав, что Россия его обманула, мы этого не знаем. И поэтому вполне возможно, что он может очень сильно обидеться на что-то, считая, что его обманули или подвели, он ждал одного, но не получил, чего хотел. Поэтому Трамп – это неизвестность. Очень наивно рассчитывать, что если будет Трамп, то всё будет хорошо. «Окно возможностей», да, есть. И в плане санкций, кстати, тоже.

 

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4515