Все о пенсиях в России

06.05.2024Военным пенсионерам из ДНР и ЛНР включат в стаж службу на Украине

05.05.2024Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

04.05.2024Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

Школы подстроятся под демографическую ситуацию

В новом учебном году в стране появятся учреждения-трансформеры, а имидж образования улучшится

02.09.2016 12:36

В Правительстве ждут предложений специалистов по совершенствованию системы оплаты труда учителей, снижению административной нагрузки с образовательных учреждений и применению новых типовых решений при строительстве школ. Поручения о широком обсуждении этих вопросов 1 сентября дал премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам Всероссийского августовского совещания педагогических работников. Эксперты «Парламентской газеты» рассказали, какими они видят изменения в этой сфере.

От школ-«самолётиков» к модульным зданиям

До 2025 года численность обучающихся в российских школах, по прогнозу демографов, возрастёт на 3,5 миллиона человек. Вместе с тем к этому же сроку стоит задача ликвидировать вторую смену. Для этого по всей стране идёт активное строительство новых образовательных учреждений: по данным Минобрнауки, в День знаний в России открылись 92 новые школы, в стадии возведения ещё 200 школ. «И тут возникает вопрос, который поставил перед Минобрнаукой и Минстроем глава Правительства: какие проектные решения применять при строительстве, — говорит главный редактор журнала «Вестник образования России» Юрий Глазков. — Будут ли это унифицированные планы или оригинальные здания». Типовые школы хорошо известны взрослым москвичам: самым характерным для периода 1976-1991 годов являлся проект, который часто называют «самолётик» (из-за внешнего сходства с воздушным судном). В них учился каждый третий житель столицы. Государству, естественно, выгоднее строить учреждения именно по унифицированным проектам — любой индивидуальный план делает процесс более дорогим, к тому же денег стоит и сама разработка дизайна. Однако эксперты убеждены: нынешним школьникам необходимы современные здания, отвечающие всем необходимым требованиям, в том числе и безбарьерной среды: во многих недавно построенных образовательных учреждениях есть лифты. «В 2016 году в столице откроется 46 новых школ, в Подмосковье — ещё 20. И все они построены по индивидуальным проектам», — рассказала директор московской гимназии №1409, депутат Мосгордумы Ирина Ильичёва. Появятся и «умные» школы: в зависимости от потребностей их можно будет трансформировать из детского сада в начальную школу и наоборот. Первый такой детский садик откроется в столице уже в 2017 году. Необходимость в зданиях-трансформерах обусловлена в первую очередь ежегодными изменениями количества учеников. «У нас есть демографические пики и спады, а тратить бюджетные средства на содержание огромных комплексов, где мало детей, — экономически нецелесообразно», — подтверждает председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.

Кроме того, все учителя и родители хотят, чтобы дети запомнили свою школу на всю жизнь и не могли перепутать её ни с одной другой, говорит председатель Комитета по образованию и молодёжной политике администрации города Ивантеевка Вера Кириенко. Есть что позаимствовать и из международного опыта: в Финляндии крупные дизайнерские компании делают планы образовательных центров абсолютно бесплатно — такие проекты составляют их портфолио, на котором они делают себе и имя, и рекламу.

Сведения об образовательном процессе открыты для всех желающих

Большая административная нагрузка на образовательные учреждения по-прежнему остаётся проблемой. В качестве спасительной меры в Правительстве предлагают запретить запрос информации, размещённой в открытом доступе, а также оптимизировать подходы при организации контрольно-надзорных мероприятий. На сайтах школ сегодня действительно размещена вся необходимая информация об образовательном процессе. «А с введением электронных журналов и дневников «бумажная» работа у нас сошла на нет», — поясняет Ирина Ильичёва. Кроме того, открытость информации полезна и для педагогов. «Если я хочу посмотреть, как какой-то вопрос решается в другом муниципалитете, просто захожу на сайт органа управления или школы», — делится Вера Кириенко.

А вот регулярные проверки школ различными органами, по словам экспертов, не идут на пользу процессу обучения. «В школе, в которой я являюсь председателем управляющего совета, за последние полгода прошло 24 проверки, — возмущается Виктор Панин. — Это отвлекает учителей от работы с детьми. Выходом из ситуации могло бы стать появление единого контрольного органа, который бы проводил проверки в общеобразовательных организациях».

Работа наставника должна оплачиваться

Совершенствование системы оплаты труда учителей является, пожалуй, одной из важнейших задач в сфере образования. Только в прошлом году накануне первого сентября восьми процентам педагогов задерживали заработную плату. В московских школах после введения подушевого финансирования такая ситуация невозможна, заверяет Ирина Ильичёва. «Деньги идут за учеником, а комплексы полностью укомплектованы», — объясняет депутат. Правда, в ряде регионов базовая часть оплаты труда педагога составляет лишь 30 процентов, остальные 70 — надбавки, схема распределения которых не всегда прозрачна. «Поэтому стоит подумать о распространении московского опыта на всю страну. В любом случае максимальное количество средств, выделяемых на школу, должно идти на зарплату педагогов», — считает столичный парламентарий. Кстати, участвовать в оценке труда школьных преподавателей могут и родители. В частности, управляющие советы в московских школах (куда входят и представители родительской общественности) участвуют в распределении премий.

Стимулировать нужно и учителей старшего поколения: они составляют «золотое звено» образования и могут стать незаменимыми наставниками для молодых педагогов. «Если учитель ведёт работу как наставник, эта деятельность должна оплачиваться. В профессиональном сообществе есть такое мнение», — рассказывает Юрий Глазков. Эксперты уверены, что сейчас созданы все условия для совершенствования образовательного процесса, а престиж профессии учителя будет только расти. Впрочем, уже сейчас в столице почти нет открытых вакансий педагогов. А школьники, считает заместитель директора ГБОУ «Городской методический центр» Андрей Лукутин, уже в этом году увидят изменения в архитектуре российского образования — в широком смысле этого слова.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1373