Кольский залив освоят с запада
Сергей Нарышкин встретился с историками Кольского полуострова и обсудил развитие транспортной инфраструктуры Мурманска
Мурманск занимает четвёртое место среди портов Северо-Запада России по объёму перерабатываемых грузов. На Мурманскую область приходится более 14 процентов морских перевозок. Регион нацелен на развитие транспортного узла, пополнение Ледокольного флота, расширение своего присутствия в Арктике. «Российские ледоколы ходят по Севморпути как трамваи», — говорит губернатор области Марина Ковтун. Она пригласила председателя Госдумы Сергея Нарышкина, который находится в регионе с рабочим визитом, посетить Мурманск в день юбилея города 8 октября.
В Мурманске появится отделение РИО
В рамках «круглого стола» по развитию Кольского Севера спикер Госдумы и глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин сказал, что биография Мурманска служит наглядной иллюстрацией событий вековой давности. Это последний город, построенный в царской России. 102 года назад началась Первая мировая война. «Долгое время она считалась забытой, и наш долг — возрождать правду о тех событиях и героях, — сказал Нарышкин. — Речь идёт не только о раскрытии белых пятен и восстановлении фактов. Речь идёт о понимании исторических процессов и уроков Первой мировой войны». В рамках «круглого стола» решили создать Мурманское региональное отделение Российского исторического общества.Строительство города началось с железной дороги
В этом году Мурманску исполняется сто лет. С момента основания и до 1917 года он носил название Романов-на-Мурмане. Город был построен рядом с портом, создание которого в 1915 году было обусловлено необходимостью выхода России в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей.Губернатор Мурманской области Марина Ковтун согласилась, что именно Первая мировая война положила начало освоению земель Кольского полуострова. Главный архивист Государственного архива Мурманской области Дмитрий Ермолаев отметил, что, с одной стороны, война подтолкнула к строительству города, с другой стороны, она же задержала его развитие. Сначала был построен Святоникольский храм, затем быстро и начерно построили несколько сотен бараков, несколько десятков деревянных домов, а улицам дали имена кораблей и флотилий Северного Ледовитого океана. Затем пришлось обновлять город с точки зрения архитектуры и комфорта жителей.
В Первую мировую войну была построена Мурманская железная дорога. С её строительством связано много интересных фактов. Она была разбита на три участка, два строились русскими с привлечением австрийских военнопленных, а самый северный участок отдали английской фирме Френча. За год они сделали всего 8 километров, и пришлось прервать контракт. Затем через Норвегию прибыли строители из Пензы и достроили этот участок. Строили дорогу и зимой и осенью, в условиях полярной ночи при свете факелов. Дорога по нынешним меркам была аварийной -максимальная скорость составляла 12 км/час, но всего за год после окончания строительства через неё прошло около 100 тонн вооружения.
Освоение Русского Севера продолжается
Мурманск строился именно как город-порт и затем стал отправной точкой освоения российской Арктики, крупным перевалочным узлом и центром промышленного рыболовства на Севере. Годовой оборот порта — 25 миллионов тонн. В перспективе — сервисное обеспечение мореплавания по трассам Северного морского пути и экспорт транспортных услуг, проекты по созданию мощностей для строительства и сервисного обслуживания морских платформ.В регионе реализуется программа «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», вошедшая в перечень 17 наиболее перспективных арктических проектов.
В прошлом году начато строительство железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива, на которое пойдёт 41,5 миллиарда рублей.
Главная задача — освоить западное побережье Кольского залива. «Это важнейший проект в области разработки Арктического шельфа, — сказала Марина Ковтун на совещании по развитию Мурманского транспортного узла. — Кольский залив самой природой создан, чтобы стать стратегическим транспортным узлом Российской Федерации».
По словам Сергея Нарышкина, от освоения западного берега Кольского залива зависит судьба Мурманска, Северо-Западного федерального округа и всей России как морской державы. Речь идёт не только о повышении доходов от транспорта и привлечении инвесторов, но и создании новых рабочих мест, повышении качества жизни граждан в условиях Русского Севера.