Пенсионный возраст

НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ

В России создадут систему профилактики правонарушений

В её основе будет соцподдержка тех, кто решит встать на путь исправления

В России создадут систему профилактики правонарушений

Фото: РИА «Новости»

По данным ФСИН, в России сегодня около 650 тысяч человек находится в местах лишения свободы. Ежегодно примерно 250 тысяч человек выходит из тюрьмы и столько же туда попадает. При этом каждый второй заключённый — рецидивист, за плечами которого две-три судимости. Не случайно значительный сегмент правительственного законопроекта «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который 10 июня рассмотрели в Госдуме, составляют меры по ресоциализации ранее судимых и их адаптации к честной жизни.

Сегодня почти в каждом субъекте Российской Федерации действует своя собственная система профилактики правонарушений, учитывающая местную специфику. Деятельность таких систем регулирует более 130 региональных законов. Основное внимание уделяется профилактике правонарушений несовершеннолетних, ранее судимых лиц, граждан, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, подверженных наркотической зависимости, алкоголизму, нуждающихся в социальной адаптации.

Важнейший механизм борьбы с преступностью

Вместе с тем отсутствие на федеральном уровне отдельного закона, регулирующего вопросы организации системы предупреждения правонарушений, обуславливает недостаточную эффективность профилактической работы, о чём и говорит статистика ФСИН.

Проект такого закона разработали и внесли в Госдуму ещё в 2013 году, но, по мнению парламентариев, документ носил скорее рамочный характер и в нём не был прописан целый ряд конкретных положений. Над законопроектом основательно поработали в профильном комитете, и ко второму чтению документ дошёл практически полностью переработанным.

— Это фактически первый правовой документ, который создаёт основу для действия в Российской Федерации системы профилактики как важнейшего инструмента и механизма борьбы с преступностью и снижения уровня криминогенности, — пояснил заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.

Согласно поправкам, ответственность за профилактику правонарушений возлагается на федеральные и региональные органы исполнительной власти, Генеральную прокуратуру и Следственный комитет. Кроме того, в законопроекте определяются формы профилактического воздействия, среди которых правовое просвещение и информирование, профилактическая беседа, предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, профилактический контроль, социальная адаптация и реабилитация.

Главная задача — снизить количество рецидивов

— Четверть миллиона человек возвращается из мест лишения свободы, не имея, по сути дела, ничего: ни стартовых денег, ни жилья, ни работы, — рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин. — Новый закон гарантирует ранее судимым помощь в бытовом и трудовом устройстве, и тогда им не захочется возвращаться к криминальному ремеслу.

По словам сенатора, специальная система стимулирования работодателей позволит бывшим «арестантам» рассчитывать на пусть и не престижные рабочие места, но зато обеспечивающие стабильный заработок. Также экс-заключённые смогут получить небольшую банковскую ссуду под ответственность работодателя, медицинскую и юридическую помощь.

Естественно, что на реализацию таких мер социальной поддержки вставших на путь исправления понадобятся огромные средства. К примеру, только в 2012 году на финансирование 4547 региональных и местных программ профилактики правонарушений было потрачено 17,5 миллиарда рублей.

— Закон обязан быть затратным, — пояснил Александр Чекалин, который в прошлом занимал пост замглавы МВД. — Только вкладывая деньги в эту систему, можно получить общественно полезный результат — исправленных людей.

Экономическая ситуация в стране сейчас не располагает к большим тратам, — признаёт сенатор, — но на безопасности лучше не экономить.

По мнению профессора кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Любови Крапылиной, главная проблема кроется даже не в возможных перебоях в финансировании — само общество не готово поддерживать бывших преступников на пути перевоспитания.

— Рецидивы ведь происходят по вполне прозаичным причинам, — пояснила она. — Открытое гражданское общество на деле оказывается недостаточно открытым по отношению к тем, кто однажды преступил закон. А вот криминальная среда всегда готова встретить и помочь бывшему «сидельцу», что и ставит крест на его дальнейшем исправлении.

Сегодня у россиян достаточно много проблем, связанных с выплатой зарплат, безработицей, маленькими пенсиями.

Именно эти темы дня для них массово значимы, а не профилактика правонарушений, уверена эксперт.

Однако разработчики законопроекта всё же надеются изменить отношение общества к необходимости проведения профилактической работы. Для этого документом предполагается широкое освещение её хода в СМИ, Интернете и на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления.

Просмотров 2201

10.06.2016

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...