Уроки профориентации в школах хотят закрепить законодательно

Молодёжи помогут определиться с призванием

Уроки профориентации в школах хотят закрепить законодательно

Фото Дмитрия Рогулина/ТАСС

По данным Молодёжного парламента при Госдуме, сегодня около восьмидесяти процентов выпускников высших учебных заведений не работают по полученной специальности, а подавляющее большинство первокурсников уже по итогам первого полугодия осознают, что ошиблись с выбором профессии. Такая ситуация невыгодна ни государству, которое тратит средства на обучение студентов, ни молодым людям, которые мечтают о самореализации, ни рынку труда, который страдает от нехватки высококвалифицированных специалистов. Как решить эту проблему, обсудили депутаты и эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».

Профориентация — приоритет национальной политики

В нынешней непростой экономической и демографической ситуации особенно важно не потерять квалифицированных специалистов в сфере образования, науки, социальной работы. «Потому так важны инструменты профориентации — системы, которая помогает молодым людям определиться с профессией»,  — комментирует заместитель председателя Госдумы Сергей Железняк. В советских школах была профориентация, благодаря которой дети как минимум могли понять, кем они не хотят быть в будущем, — такой опыт не менее ценен, рассказывает депутат. Но сейчас процесс выявления у школьников склонностей к определённому роду профессиональной деятельности — удел энтузиастов. У профориентации нет систематической государственной поддержки, более того, хромает даже терминология, у специалистов нет чёткого определения этой системы. «Так что очень хорошо, что этой темой активно занимается Молодёжный парламент, — отмечает Сергей Железняк. — У ребят есть проект «Zaсобой», который помогает молодому поколению определиться с профессией. Эта деятельность заслужила безусловную поддержку Госдумы, профильных министерств и ведомств». Но только лишь проектов недостаточно, пришло время законодательных изменений, считает вице-спикер нижней палаты парламента. К тому же предложения уже сформированы. «Мы будем добиваться того, чтобы понятие профориентации было закреплено законодательно, чтобы этой деятельностью занимались все школы», — делится планами заместитель председателя Молодёжного парламента при Госдуме, руководитель проекта «Zaсобой» Наталья Алиева. Также представители Молодёжного парламента выступают за разработку  методических рекомендаций, которые должны разъяснить, что конкретно включает в себя профориентация.

Эксперты разработают список востребованных специальностей

Пока информация о самых нужных на рынке, особенно региональном, профессиях не структурирована. «Например, в Челябинской области самые невостребованные специальности — бухгалтеры, юристы и экономисты. Нетрудно догадаться, что абитуриентов именно с такой специализацией вузы выпускают больше всего», — указал на местный опыт руководитель комиссии по труду Молодёжного парламента при Государственной Думе Григорий Ваулин. Чтобы избегать таких ситуаций, у ребят ещё со школьных лет должны быть сведения о состоянии рынка труда. Кроме того, сориентироваться на профессиональном поприще поможет и развитие дополнительного образования, уверен Сергей Железняк. «Также совершенствования требует и система среднего специального образования. В то время когда стране остро не хватает представителей технических специальностей, стоимость обучения на некоторых направлениях в колледжах выше, чем в вузах», — объяснил ситуацию депутат.

Наконец, система профориентации должна быть чётко ориентирована на экономическую ситуацию. Для этого нужно заниматься прогнозированием и планированием, чтобы избегать дисбаланса на рынке труда. «Поэтому Госдума также активно поддерживает инициативу Молодёжного парламента о создании соответствующего плана востребованных профессий, который будет обновляться раз в пять лет», — добавил парламентарий.

Рынку труда поможет возрождение программы самозанятости

О неэффективности проводимой сегодня профориентационной работы говорит хотя бы то, что уже в течение полугода на своей первой работе увольняется 54 процента молодых людей. Всего в течение года на новом месте остаётся меньше трети юных специалистов, говорит директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. А возросший интерес ко второму высшему образованию косвенно подтверждает желание недавних выпускников вузов сменить профиль. «Отдельная проблема с теми, кто служит в армии, — только с 23 процентами отслуживших проводили профориентацию, а помогла она лишь в десяти процентах случаев», — констатировал он. При этом и сами работодатели заинтересованы в более зрелых кандидатах: по крайней мере, согласно опросу, проведенному РАНХиГС, идеальный соискатель — человек старше 29 лет, состоящий в браке и имеющий детей. В этой ситуации эксперты настаивают на оказании «постдипломной поддержки», чтобы вуз помогал выпускнику трудоустроиться. «А пока 70 процентов молодых людей готовы в течение нескольких дней сменить свою работу на более высокооплачиваемую должность в другой сфере, то есть за профессию они не держатся», — привёл данные Калмыков.

В этой связи наибольшую ценность для юных специалистов приобретает собственное дело. Поэтому Молодёжный парламент при Госдуме предлагает возродить программу самозанятости, которая действовала в стране до 2011 года. «Треть воспользовавшихся программой — это молодые люди, которые сумели открыть своё дело, создав таким образом рабочие места не только для себя, но и для своих друзей», — резюмировала Наталья Алиева.


Просмотров 1725

27.05.2016

Популярно в соцсетях