Без вездехода и вертолёта в лечебницу не добраться
В Совете Федерации призвали немедленно остановить закрытие больниц в труднодоступных районах
Закрытие больниц и фельдшерских пунктов на Крайнем Севере, а также заоблачные цены на санитарную авиацию поставили под большой вопрос выполнение поручения президента об освоении этих территорий. Как проблему решить, в Совете Федерации рассказали представители этих регионов.
В Якутии заболевшие мучаются
Один из примеров — ситуация в Аллаиховском районе Якутии, расположенном на побережье Северо-Ледовитого океана. Его площадь — более 107 тысяч квадратных километров, такой территорией не может похвастаться больше половины европейских стран. Будь он отдельным государством, на карте Европы по размерам бы занял 16 место — между Болгарией и Исландией. При этом там проживает чуть больше 2 тысяч 700 человек — если такая же плотность населения была, к примеру, в Москве, то в столице бы жило 65 человек.Из-за огромной территории и низкой плотности населения, заболевшим жителям района даже до ближайшей больницы добираться очень непросто. Среднее расстояние до районного центра — 144 километра, и в большинстве случаев ехать приходится на вездеходе. Тем же, кому необходимо попасть в столицу, Якутск, нужно пролететь ещё 1290 километров — столько же, сколько, к примеру, из Москвы в Варшаву. Стоимость подобной поездки в один конец — примерно 20 тысяч рублей. Медики признают: такая поездка в 40-градусный мороз, может вызвать осложнения болезни, а вылечившись, пациент рискует заболеть снова по пути домой. В связи с этим власти региона стараются сохранить максимальный перечень медуслуг на местах. Но действующее законодательство им мешает.
«Дело в том, что действующие законы не учитывают особенности этих регионов, — признала заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова. — А особенности эти связаны с природно-климатическими факторами, обширностью территорий, труднодоступностью многих отдалённых населённых пунктов, недостаточностью и высокой стоимостью транспортного сообщения. Кроме того мы знаем, что практически во всех субъектах Крайнего Севера — низкая плотность населения и его малочисленность». По словам сенатора, основные проблемы, которые субъектам необходимо решить — это слабое материально-техническое оснащение медорганизаций (в ряде регионах оно значительно ниже, чем в среднем по стране), недостаточная укомплектованность медкадрами, значительные расходы субъектов на санитарную авиацию. «При этом мы имеем не единичные случаи необоснованного закрытия фельдшерско-акушерских пунктов, женских консультаций, сокращается выездное и диспансерное обслуживание, — перечислила Галина Карелова. — Это усугубляет такие проблемы, как соблюдение календаря профилактических прививок, регулярность диспансерного наблюдения и дородового патронажа беременных и наблюдение детей-первогодок».
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов напомнил о задаче, поставленной Президентом Владимиром Путиным, о развитии арктических территорий и регионов Крайнего Севера. «Для освоения территорий необходимо закрепить население, закрепить уже имеющиеся трудовые кадры, привлечь новые трудовые ресурсы. Но чтобы люди жили в этих условиях — в первую очередь нужна социальная инфраструктура, иначе люди туда не поедут. В СССР на это выделялись очень серьёзные деньги. А что получается на практике сейчас? Многие больницы и школы были закрыты. Начали закрывать участковые больницы, сокращать медперсонал».
Крайней Север ждёт поправок в закон об охране здоровья
До 1 января 2012 года специализированная медицинская помощь оказывалась россиянам в стационарных условиях, и, к примеру, только в Республике Саха (Якутия) были открыты 216 учреждений первичной медико-санитарной помощи. Однако действующий закон об основах охраны здоровья граждан предписал, что первичная медико-санитарная помощь должна оказываться только в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. То есть в труднодоступных населённых пунктах круглосуточные стационары должны быть закрыты. Чтобы избежать этого, законодатели региона пытались внести соответствующие изменения в федеральный закон, однако успехом попытка не увенчалась. Власти республики Саха (Якутии) приняли решение продолжить финансирование этих медчучреждений за счёт регионального бюджета. С 2012 на это ежегодно выделяется около 2 миллиардов рублей.«Помимо этого не может не беспокоить отсутствие нормативного регулирования работы участковых больниц, — рассказал министр здравоохранения региона Михаил Охлопков. — В действующих нормативно-правовых актах такое понятие вообще отсутствует — нет нормативов их содержания, стандартов оснащения, порядка оказания в них медпомощи». Тревожит чиновника и отсутствие законодательного регулирования деятельности санитарной авиации, а также высокий тариф на оплату вылетов. «В нашем регионе в год совершается около 1600 вылетов, и мы тратим на это 1 миллиард 21 миллионов рублей. В Красноярском крае при 3300 вылетов израсходовали всего 544 миллионов рублей, в Республике Башкортостан 2250 затратили 49 миллионов рублей» По мнению чиновника, необходимо разработать и принять закон, облегчающий столь ощутимое финансовое бремя. В частности, внести поправку в Налоговый кодекс и освободить от налога на добавленную стоимость реализации услуг по перевозке авиационным транспортом в целях оказания экстренной медицинской помощи.
Другой вариант решения проблемы предложила член Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова, представляющая в Совете Федерации Архангельскую область. «На сегодняшний день содержание санитарной авиации — полностью региональное полномочие. На мой взгляд, было бы логичней, если бы эта обязанность была хотя бы разделена между федеральным центром и регионами», — сказала она в разговоре с «Парламентской газетой». В частности, экстренную медицинскую помощь по авиационному направлению сенатор предложила передать федеральному центру, который смог бы организовать соответствующую службу в системе МЧС, привлечь для этого материально-техническую базу и кадровый потенциал региональных центров медицины катастроф. «На всех северных территориях, практически без исключения, такая база есть, есть и авиационная техника, — подчеркнула Людмила Кононова. — А за субъектами нужно оставить полномочия по организации санитарной авиации для перевозки тех пациентов, кто нуждается в помощи врачей в плановом порядке. В этом случае регионы могли бы арендовать самолёты не только у частных авиакомпаний, но и у МЧС».
Не менее важно, по мнению Людмилы Кононовой, развитие телемедицины. «Но в нашей области есть серьёзнейшая проблема со связью, — признала она. — Мы очень большие надежды возлагали на программу, которая реализуется под руководством Минкомсвязи по ликвидации цифрового неравенства в малонаселённых пунктах России. Но сейчас финансирование этой программы существенно сокращено. В связи с этим мы уже вышли с инициативой: надо в первоочередном порядке эти проекты реализовать именно для северных территорий», — рассказала она.
Ещё материалы: Александр Акимов