Как продвинуть за рубеж наши товары в Сети

В России появился проект интернет-площадки для экспорта отечественной продукции, которая облегчит жизнь её производителям

По оценкам специалистов, портал может заработать уже летом.  Есть ли чем торговать? Оказывается — есть. Зарубежные покупатели чаще всего через Интернет заказывают в России  детские игрушки, сувениры, альбомы живописи. В Китае бешеным успехом пользуется шоколадка «Алёнка».  Её тоже можно заказать через Интернет.

Поток товаров направлен не туда

Несмотря на кризис и падение доходов наших сограждан, рынок интернет-торговли растёт интенсивно, прибавляя в год до 40 процентов. Это вполне сопоставимо с показателями Европы и США. Используют Интернет для покупок 57 процентов россиян. Только вот, к сожалению,  в закладках у них порталы типа «Али-бабы», предлагающие в кратчайшие сроки доставить из-за рубежа (большей частью из Китая) всё, что душа пожелает. Настоящий вал посылок из Поднебесной получили россияне в прошлом году — 80 миллионов. Всё бы хорошо, да только поток товаров устремлён сегодня не в ту сторону.  Деньги-то покупателей тем самым подпитывают зарубежные компании, а могли бы доставаться нашим производителям.

Вообще же рост зарубежных покупок через Интернет позволил некоторым экспертам сделать крайне мрачные прогнозы в отношении российского интернет-ретейла. По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексея Фёдорова, если правила ввоза посылок в нашу страну не изменятся, наш сетевой ретейл обречён на вымирание. Речь идёт о том, что в России на сегодняшний день самый высокий порог беспошлинной торговли. Не оплачивая пошлины, можно ввозить товара на 1000 евро, тогда как в странах Европы порог составляет 22 евро. Все эти непростые вопросы стали темой обсуждения в рабочих группах при президенте. В их задачу входит разработка  «дорожных карт» по ряду направлений  развития Интернета, в том числе и по трансграничной торговле. Уже в феврале было подписано  соглашение между Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) и «Почтой России», что значительно ускорит доставку товаров, купленных в Сети. Не за горами и решение вопроса с поднятием ввозных пошлин на интернет-товары. Сегодня пошлины по-прежнему остаются низкими.

Впрочем, по мнению руководителя портала  «Яндекс.Маркет» Павла Алёшина, пошлина сильно не изменит расстановку сил на рынке. Прежде всего потому, что подавляющее большинство покупок, которые делают россияне через Интернет, не дотягивают до порогового значения в 22 евро. Помочь отечественным производителям и сетевому ретейлу, по мнению Павла Алешина, могла бы собственная площадка. Именно эта идея сейчас воплощается в Правительстве.

Единая среда экспортёров, а есть ли она?

В концепции интернет-площадки для экспорта за рубеж произведённых в России товаров, разработанной в  Министерстве экономического развития, говорится, что единая среда отечественных экспортёров получит поддержку государства.  По мнению Павла Алешина, в этом есть серьёзная необходимость, поскольку сегодня  экспортировать из страны что-либо — крайне затратная процедура. Согласно концепции,  сертификацию и стандартизацию продукции возьмёт на себя недавно созданный Российский экспортный центр (РЭЦ). После чего он будет направлять  экспортёров к агрегатору. В концепции также предусмотрено создание на экспортном портале  личного кабинета для каждого поставщика.   С его помощью можно будет принимать и исполнять заказы, предъявлять претензии, оплачивать и направлять товары. Также российский агрегатор будет выполнять роль и налогового агента, упрощая взимание налогов за экспортные операции.

Словом, как оптимистично считают авторы экспортной концепции, благодаря новой организации повысится эффективность продвижения российских товаров, лучше станут логистика, платёжный сервис. Однако Павел Алёшин, несмотря на то, что в «Яндекс.Маркете» заявили о готовности стать  площадкой для сетевого экспорта, настроен не так радужно. «Прежде всего надо понять, есть ли нам что экспортировать по Сети», — отметил он, добавив, что китайские сервисы «Али-баба» и другие были созданы не потому, что такую задачу ставило правительство Китая, а чисто рыночным путём. «В стране просто появилось очень много производителей, которые стремились выйти на внешние рынки. У нас сегодня несколько иная картина», — говорит Алёшин.

Сенатор Людмила Бокова  работу, проделанную в Правительстве, одобряет. По её мнению, создание площадки   позволит пополнить бюджет страны. До сих пор наши производители находились в ситуации нечестной конкуренции с зарубежными партнёрами, беспошлинно ввозящими свой товар в РФ. «Нужно  создавать отечественные интернет-площадки, ассортимент которых будут составлять сертифицированные и качественные отечественные продукты», — замечает сенатор.

 «Сейчас опробованы уже тысячи позиций отечественного сетевого экспорта, и все они могут войти в перечень экспортируемых товаров единого портала», — рассказывает исполнительный директор АКИТ Артём Соколов. По его словам, концепция Минэкономразвития позволяет решить вопрос с возвратом НДС. Он являлся основным тормозом на пути экспорта из России. Решён вопрос и с сопроводительными документами. Пока мы ничего не можем отправить конкретному лицу, говорит Соколов, даже в случае с «Озоном» торговля идёт между самой компанией и их зарубежным представителем. Дело в том, что для экспортной операции необходимо представить контракт с получателем, что невозможно, если получатель — физическое лицо. В новой концепции этого требования нет, нужно только подтверждение оплаты. «Концепция министерства хорошая, но мы хотели бы пойти ещё дальше, заменить все документы единой декларацией. Сейчас это обсуждается», — сообщил Артём Соколов.

По его мнению,  единая  торговая площадка экспортных товаров может заработать уже к лету.


Просмотров 1585

08.04.2016

Популярно в соцсетях