Табор никуда не уходит

Нужна ли российским цыганам программа социализации

Табор никуда не уходит

Александра Петросяна/ТАСС

16 марта в посёлке Плеханово под Тулой из-за незаконных врезок случилась крупная авария на газопроводе. Ремонтников, которые приехали устранять её последствия, местное цыганское население, в том числе женщины и дети, забросали камнями и палками. Устранять бунт пришлось омоновцам. Этот конфликт власти погасили, однако «цыганская проблема» осталась не только в Тульской области, но и по всей стране.

Закон един для всех национальностей

«Что ж вы делаете, у меня ж дети маленькие замерзают, денег нет», - валится на колени перед телекамерами женщина из Плеханова в норковой шубе. Жители посёлка уже много лет по-тихому «врезаются» в газовую трубу: их дома построены самовольно и официально газ провести туда нельзя. Сами цыгане уверяют, что они добропорядочные граждане, и во всём винят местную администрацию. Чтобы снять напряжённость, власти решили провести голубое топливо только в «узаконенные» дома, остальные снесут: самостроем признан 121 дом. Сейчас решается вопрос, за чей счёт это будет сделано - либо это будут средства администрации Тульской области, либо - федерального бюджета.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрея Туманова, то, что власти согласились официально газифицировать жилища цыган при условии сноса незаконных построек - промежуточный результат. «По закону должны жить все и постоянно. В том числе и цыгане. А врезка в трубу вообще уголовно наказуемое деяние», - пояснил «Парламентской газете» законодатель.

«Недопустимо и противозаконно сопротивление сотрудникам правоохранительных органов, - убеждён председатель Комиссии по безопасности Общественной палаты России Антон Цветков. - Будем надеяться, что после того как ситуацию взял под личный контроль врио губернатора Тульской области Алексей Дюмин, повторения ситуации не будет. Однако странно, что прежние власти региона смотрели на происходящее сквозь пальцы».

«Я вырос в Тульской области, в городе Ефремове, где было достаточно цыган, - рассказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Андрей Соболев. - Это даже вдохновило меня на какие-то литературно-музыкальные произведения. Однако как бы мы ни старались романтизировать этот народ, многие его представители ассоциируются с околокриминальным бизнесом - распространением наркотиков, перепродажей краденого, сомнительными сделками, увлечением оккультными науками и гаданием».

Оседлость по закону

Согласно переписи населения 2010 года, цыган в России без малого 205 тысяч. Однако по данным Федеральной национально-культурной автономии российских цыган (ФНКАРЦ), цыган в нашей стране гораздо больше. «Нас в России - миллион», - сообщает сайт этой общероссийской общественной организации. А это уже весомо.

Российские власти во все времена пытались упорядочить жизнь цыганского народа. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер для закрепления оседлости цыган не проводилось.

А вот в советское время государство попыталось расселить на постоянное место жительства цыган, «занимающихся бродяжничеством, трудоустроить их и организовать культурно-бытовое обслуживание» Сделать это обязывало постановление Совета Министров СССР №1373 от 5 октября 1956 года. Согласно этому документу, при расселении цыган на постоянное место жительства в совхозах, колхозах и на предприятиях Совминам союзных республик надлежало обеспечить их жилой площадью, а в необходимых случаях предоставлять им денежную ссуду для жилищного строительства.

«Я сам долгое время прожил в Воронеже на улице Кронштадской, где селились цыгане, которым по постановлению 1956 года выделялись средства на покупку домов, - рассказал «Парламентской газете» член Комитета Государственной Думы по обороне Алексей Журавлёв. - И что вы думаете? Многие из них после постройки домов продали их и были таковы».

Ещё одна попытка организовать жизнь цыган случилась в 2013 году. 31 января вице-премьер Правительства Дмитрий Козак утвердил «Комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в Российской Федерации на 2013-2014». Разработанный Минрегионом и Федеральной национально-культурной автономией российских цыган план должен был «включить цыганский народ в целый ряд культурных, социальных и бизнес-проектов». Среди прочего документ предусматривал «обеспечение цыганам доступа к СМИ, возможность изменить сложившиеся о них в обществе негативные стереотипы». Планировалась подготовка «ряда фильмов и программ на телеканалах, в которых будет рассказано об истории российских цыган». А в местах компактного проживания цыган молодёжи должны были оказать поддержку в организации кружков по обучению традиционным ремёслам: кузнечному делу, коневодству, шитью. Судя по образу жизни цыган в Плеханове, программа Правительства к эффективным результатам не привела.

Выйти из социальной тени

«Наша страна всегда обращала особое внимание на малые народы и народности, коих в Российской Федерации более 190, - пояснил «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин. - Особняком в этой категории стоят цыгане. У них особый образ мысли и жизни, особая история, начиная с истории переселения, особый менталитет, который передаётся из поколения в поколение. Поэтому, на мой взгляд, нужна отдельная программа, с помощью которой они могли бы полностью вписаться в российское общество. В первую очередь в такой программе нужно уделить внимание обучению молодых цыган, их интеграции в социум».

По мнению Андрея Соболева, сейчас государство практически ничего не предлагает цыганам. «Есть театр, есть ремёсла, есть какие-то другие возможности реализовать себя. Однако общинный образ жизни для цыган оказывается сильнее, чем все вместе взятые социальные институты, - считает законодатель. - И имплементировать цыган в социум не удаётся не только нам. Это происходит и во многих странах Центральной Европы. Это глубокая проблема. Цыгане находятся в социальной тени уже несколько столетий. Что же нужно сделать, чтобы цыгане отказались от своего образа жизни? Прежде всего, самим «рома» - так себя называют цыгане - необходимо выполнять законы общежития. Но и государство должно предоставлять им какие-то решения. К сожалению, если «цыганской проблемой» не заниматься всерьёз, то, в конечном итоге, это может привести к непопулярным решениям, как, например, во Франции, когда властям пришлось депортировать несколько десятков тысяч цыган».

 Откуда под Тулой взялись цыгане

Плеханово — одно из крупнейших в стране поселений цыган-котляров. Их называют так, потому что в прошлом они зарабатывали тем, что лудили, то есть покрывали оловом медные котлы. Пришли они сюда чуть ли не в позапрошлом веке из Бессарабии.

А вот на территорию современной Молдавии, по данным цыганологов (есть, оказывается, такая наука), они попали в 1417 году из Византии. Основным их ремеслом было кузнечное дело, секреты которого передавались из рода в род и чужим не сообщались. Помимо этого, цыгане занимались дрессировкой животных и гаданием, с которым связано и название народа. Дело в том, что в Византии существовала религиозная секта астингани, что означает - неприкасаемые. Её представители не имели ничего общего с ромами, но занимались колдовством. Греческое слово «астингани» стало синонимом волшебства и тайных знаний. Нет ничего удивительного, что именно так стали называть темнолицых и черноглазых женщин в странных одеждах, которые зарабатывали себе на жизнь тем, что ходили по домам, гадали и предсказывали будущее.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии: «Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Как решают «цыганскую проблему» в странах Европы

В 2007 году в ЕС были приняты Болгария и Румыния, где численность цыган доходит до четырёх миллионов. Крупные общины также проживают в Венгрии и Словакии, откуда цыгане мигрируют в более благополучные страны.

Словакия

В Словакии цыганские районы отгораживают бетонными стенами. Кошице - второй по величине после столицы Братиславы город в Словакии. В одном из районов на площади в один квадратный километр проживает самая большая группа словацких цыган, около 6-8 тысяч человек. Словаки из соседнего района постоянно жаловались на кражи и присутствие на улицах нищих, поэтому местный муниципалитет в 2013 году решил возвести двухметровую стену, которая обошлась городскому бюджету в 4700 евро. Это 14-й цыганский район в Словакии, который отгородили стеной.

Франция

Власти страны в 2013 году депортировали со своей территории 19 380 цыган. Одновременно были разрушены 165 таборов, в которых проживали цыгане. Большинству из высланных из страны не предоставлялось никакой помощи, французские власти не пытались где-либо временно разместить их.

Чехия

В августе 2013 года в восьми чешских городах состоялись акции протеста против засилья цыган в стране. В них приняли участие свыше 2,5 тысячи человек. Активисты требовали от властей выселить цыган из Чехии. Цыганское население Чехии составляет примерно 300 тысяч человек, всего же в Чехии проживают 10,5 миллиона человек.

Болгария

В конце сентября 2011 года в Болгарии вспыхнули массовые антицыганские волнения, поводом для которых послужила смерть болгарина, сбитого машиной цыганского барона. 1 октября 2011 года в столице Болгарии Софии прошла многотысячная антицыганская демонстрация под лозунгами: «Болгария без цыган», «Не будь рабом в своей стране»

По переписи 2001 года численность цыган в Болгарии достигла 370 тысяч, а доля - 4,7 процента населения. По удельному весу цыган Болгария занимает первое место в Европе.


Просмотров 3487

24.03.2016

Популярно в соцсетях