Спасать от наводнения хотят без бюрократии
В Госдуме предложили строить дамбы в режиме чрезвычайной ситуации, не обращаясь за согласием к чиновникам
17 февраля Госдума рассмотрит законопроект, разрешающий при наводнениях проводить строительство временных сооружений и проведение аварийно-спасательных работ без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Автором поправок в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» выступил Иван Абрамов из ЛДПР.
Бюрократия или спасение
В соответствии со статьёй 50 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, и реконструкции нужно получение согласования федерального органа исполнительной власти в области рыболовства. А затем Росрыболовство принимает решение «за» или «против» в течение 30 календарных дней. «Но в условиях чрезвычайных ситуаций реализация вышеуказанных норм федерального законодательства практически невозможна», — заявил Иван Абрамов.Он объяснил, что внесение законопроекта связано с возникающей на практике необходимостью при введении режима чрезвычайной ситуации осуществлять деятельность, оказывающую воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без соблюдения требований и сроков, установленных федеральным законодательством.
Парламентарий напомнил, что в 2013 году территории Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края подверглись крупномасштабному наводнению в результате подъёма воды реки Амур. Ущерб, причинённый экономике регионов, составил около 30 миллиардов рублей. Во всех перечисленных субъектах был введён режим ЧС федерального уровня. «На водных объектах и их берегах, чтобы предотвратить развитие чрезвычайных ситуаций и для защиты населённых пунктов проводились многочисленные работы по укреплению дамб и других объектов инженерной защиты. Они были связаны с изменением дна и берегов водных объектов, воздействием на водные биоресурсы и среду их обитания», — сказал Абрамов. В пример он привёл территории Ленинского и Октябрьского районов Еврейской автономной области, которые больше всего пострадали от наводнения. Там без проведения каких-либо согласований возводились временные дамбы, при этом использовались гравий, щебень, песок в мешках, отходы строительных конструкций. Вместе с тем такое воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания несравнимо с негативным воздействием на водные биоресурсы и среду их обитания факторов чрезвычайной ситуации. В результате наводнения были затоплены скотомогильники, сельскохозяйственные земли, содержащие химические удобрения, промышленные предприятия, полигоны по размещению отходов.
«Уж простите, но люди важнее!»
Комментируя инициативу, председатель исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей», член Общественной палаты Сергей Щетинин высказал недоумение: а в чём вообще заключается проблема? «Если вспомнить наводнение на Дальнем Востоке в 2013 году, то, я вас уверяю, никто разрешения на строительство сооружений и заграждений там не спрашивал. И не будет спрашивать, можно ли спасти людей, а рыб сохранить, случись подобная ситуация опять. Уж простите, но люди важнее!», — заявил Щетинин. Кроме того, по словам спасателя, и руководители местных органов власти в чрезвычайных ситуациях всегда реагируют адекватно — принимают мгновенное решение, которое необходимо без всяких разрешительных документов.С ним полностью согласен и думский комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Члены Комитета дали отрицательное заключение на документ, рекомендовав коллегам его отклонить при рассмотрении в первом чтении. «Вопросы регулирования хозяйственной и иной деятельности в случае наступления чрезвычайной ситуации не относятся к предмету регулирования Закона о рыболовстве, следовательно, предлагаемые изменения в части спасения жизни и снижения материальных потерь не могут быть поддержаны Комитетом», — говорится в официальном заключении. Кроме того, комитет напоминает, что меры по защите населения и территорий при введении режима чрезвычайной ситуации регулируются Федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
«В соответствии с этим законом проводимые в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий работы могут осуществляться не только в режимах повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, но и в режиме повседневной деятельности. А это позволяет производить все необходимые согласования таких работ в установленном законодательством Российской Федерации порядке», — говорится в заключении профильного Комитета Госдумы. Там не видят причин в дополнительном законодательном регулировании предлагаемого законопроектом вопроса.
Кстати, 17 февраля 2015 года аналогичный законопроект, внесённый Законодательным Собранием Еврейской автономной области, был отклонён Государственной Думой в первом чтении. Это произошло, в том числе с учётом отрицательных заключений Государственно-правового Управления президента и Правительства РФ.
Крупнейшие наводнения в России последних лет
2001 год — Республика Саха-ЯкутияКрупнейший паводок в истории Якутии произошёл в мае 2001 года. В народе его окрестили «ленский потоп». Наводнение случилось из-за небывалых по величине ледовых заторов на Лене. Уровень воды в реке превысил максимум половодья и достиг отметки в 20 метров. Уже в первые дни было затоплено 98% территории города Ленска. Было разрушено более 3 тыс. домов, пострадали 30,8 тысячи человек. Общий объем ущерба составил 7 миллиардов рублей.
2002 год — Ставропольский край
Летом 2002 года на юге России из-за сильных ливневых дождей произошло крупное наводнение, которое охватило 9 субъектов. Сильнее других пострадал Ставропольский край. В зоне затопления оказались 377 населенных пунктов. Стихия разрушила более 13 тысяч домов, более 40 тысяч зданий было повреждено. Более 100 человек погибло. Общий объем ущерба оценивается в 16-18 миллиардов рублей.
2004 год — Кемеровская область
В апреле 2004 года в Кемеровской области произошел паводок из-за поднятия уровня местных рек Кондома, Томь и их притоков. Разрушению подверглись более шести тысяч домов, 10 тысяч человек пострадали, девять погибли. В городе Таштагол, находящемся в зоне паводка, и ближайших к нему поселках паводковыми водами были разрушены 37 пешеходных мостов, пострадало 80 километров областных и 20 километров муниципальных дорог. Стихия нарушила также телефонную связь. Ущерб, по оценкам экспертов, составил 700-750 миллионов рублей.
2012 год — Краснодарский край, город Крымск
6-7 июля 2012 года сильнейшие ливни в Краснодарском крае привели к самому разрушительному наводнению за всю историю региона. Основной удар стихии пришелся на Крымский район и непосредственно на Крымск — город с населением в 57 тысяч человек. В результате наводнения в Крымске, по данным МЧС, погиб 171 человек. Пострадавшими от стихии признаны 53 тысячи человек, из них 29 тысяч утратили имущество. Разрушенными оказались свыше 7 тыс. частных домовладений и 185 многоквартирных домов. Были нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, автомобильное и железнодорожное движение. Специалисты присвоили данному наводнению статус выдающегося, а зарубежные СМИ охарактеризовали его как flash flood — внезапное. Общий ущерб от наводнения оценивается примерно в 20 миллиардов рублей.
2013 год — Дальний Восток
В конце лета 2013 года на Дальний Восток обрушился мощный паводок, который привел к самому масштабному наводнению в регионе за последние 115 лет. Оно охватило пять субъектов Дальневосточного федерального округа, общая площадь затопленных территорий составила более 8 миллионов квадратных километров. Всего было подтоплено 37 муниципальных районов, 235 населенных пунктов и более 13 тыс. жилых домов. Пострадало свыше 100 тыс. человек. Наиболее пострадали Амурская область, первой принявшая удар стихии, Еврейская автономная область и Хабаровский край.