Идёт война больших колёс

Россия и Украина больше не пускают к себе большегрузы друг друга

Идёт война больших колёс

Ситуация на границе в Закарпатье. Кадр из видео Ukrnews.com

15 февраля кабмин Украины официально приостановил транзит российских грузовиков через территорию страны. Таким образом, власти легализовали действия украинских националистов, которые в течение нескольких дней блокировали большегрузы с российскими номерами в девяти областях Украины.

Здесь фуры больше не ездят

Днём ранее российский Минтранс приостановил движение по дорогам нашей страны большегрузов, зарегистрированных на Украине. «Действие указанных мер будет сохраняться до урегулирования украинской стороной ситуации с неправомерным блокированием российских грузовых автотранспортных средств на территории Украины», — говорится в сообщении, размещённом на сайте ведомства. При этом по состоянию на 14 февраля в разных областях Украины оставались заблокированными почти  100 грузовых автомобилей, а 500 фур, возвращающихся в Россию, не могли въехать на территорию Украины со стороны государств Европейского союза.

Тема запрета на транзит большегрузов из России через Украину стала главной на совещании Дмитрия Медведева с вице-премьерами 15 февраля в понедельник. Глава Правительства заявил, что «какие-то сумасшедшие пытаются останавливать наши большегрузные машины» на территории Украины. Премьер-министр заявил, что «терпеть это безобразие нельзя», и призвал присмотреться ко всем видам транспорта, который двигается с территории Украины.

Кремль также отреагировал на ситуацию. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что это возмутительно и «ни в какие ворота не лезет».

По мнению первого зампреда Комитета Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова, нынешние украинские власти «уже не знают, что и придумать, в своей ненависти к нашей стране».

«Ситуация с большегрузами — очередная глупость, — убеждён Владимир Джабаров. — Руководители Украины полагают, что, пока они у власти, никакой дружбы между Россией и Украиной не будет. Но люди приходят и уходят и рано или поздно они тоже уйдут. Причём также пострадают от этой ситуации. Задача — любой ценой насолить России. Ситуация, как в том анекдоте, «не съем, так понадкусываю». Ну а что делать? Как говорится, «собака лает, а караван идёт». Мы всё равно считаем, что эти люди не олицетворяют братскую Украину.  Я не верю, что весь украинский народ настроен к нам негативно. Клика, которая засела сейчас в Киеве, рано или поздно уйдёт. Сейчас они пытаются отвлечь население от внутренних проблем, пытаются во всём обвинить Россию. Я бы назвал это диагнозом, и надо ждать, когда естественным путём созреет ситуация на Украине и её граждане поймут, какую ошибку они совершили, приведя к власти тех людей, которые сейчас руководят Украиной».

Польский след

Российские большегрузы поехали в Европу через Украину из-за невозможности транзитного проезда российских фур через Польшу. Раньше основной маршрут в Европу шёл через Белоруссию и Польшу, но польская сторона умышленно затягивает переговорный процесс и отказывается от осуществления обмена разрешениями, убеждены в российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АМАП). По мнению представителей этой общественной организации, «Польша как транзитное государство использует своё географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков». Эксперты оценивают потери от этой ситуации в сотни миллионов долларов.

Поляки на переговорах требовали от российской стороны отмены Федерального закона от 24 ноября 2014 года №362-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и нормативных актов, принятых Минтрансом России для его реализации.

«К сожалению, польская сторона при пролонгировании контракта о взаимных перевозках на территории Польши российскими грузовиками и на территории России польскими грузовиками затянула подписание этого соглашения, — рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак. — Но Польша всё равно рано или поздно подпишет эти документы, а во-вторых, порты Прибалтики готовы принять любое количество транспортных средств, которые на паромных переправах будут доставлены в страны назначения, и контракты будут выполнены. Поэтому никакого стратегического значения действия украинских властей не имеют. Я уверен, что переговоры между Минтрансом России и министерством транспорта Украины должны привести к обоюдному соглашению и движение будет восстановлено».

Морем и железной дорогой

11—12 февраля 2016 года, в те дни, когда украинские националисты в восточных и северных областях Украины блокировали наши грузовики, въехали в Россию и выехали из неё 1038 украинских грузовых транспортных средств.

«От этой ситуации страдают и российские, и украинские автоперевозчики, а бенефициары сидят в европейских странах в том числе, — пояснил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов. — Понятно, что поток автомобилей между Европой и Россией не остановить. Транзит через Украину будет, но это будут делать восточноевропейские и западноевропейские компании. Понятно, что украинцы вредят не только нам, но и самим себе. Но, видимо, такая ментальность у нынешней власти. Что касается альтернативных способов грузоперевозок, конечно же, они есть, но я не думаю, что морской транспорт может быть серьёзной альтернативой автомобильным перевозкам, а вот железная дорога в известной степени — да».

По мнению политолога и члена Общественной палаты России Сергея Маркова, России нужно воспользоваться ситуацией и переориентировать часть грузопотоков с автомобильного на морской и железнодорожный транспорт.

«Для экономики России это в целом будет иметь позитивный эффект, — убеждён Марков. — Поскольку у нас по сравнению с другими развитыми странами значительно выше доля автомобильных перевозок, а не морских и не железнодорожных. Поэтому эта проблема с транзитом фур может привести к тому, что транспортные потоки переориентируются с автомобильного транспорта на железнодорожный и морской. В результате будут у нас лучше дороги. И в принципе думаю, что эта ситуация может привести вначале к росту цен, а потом к их снижению. Наше Правительство должно не просто выражать возмущение в отношении действий Киева — что выражать возмущение, там же правят откровенные бандиты. Задержка украинских фур не метод решения проблемы. Ответом должно стать создание более эффективных логистических цепочек, использующих железнодорожный и морской транспорт. И конечно, это лишний стимул больше производить самим то, что сейчас мы возим из Европы».

Говоря о действиях украинских властей, Сергей Марков призвал не искать в них логики: «Другая нормальная страна как бы сделала в этой ситуации? Воспользовалась бы этим для получения прибыли! Ведь фуры, которые едут по территории, они заправляются бензином, водители останавливаются в мотелях, покупают продукты и едят в придорожных кафе, то есть это хорошо для экономики областей, по которым они едут. Но главная цель нынешней украинской власти — не сделать хорошо своей стране, а сделать хуже России».

Просмотров 1969

15.02.2016 16:56