Российским водителям выдадут «снежные билеты»?

Жителям российских городов понравилось, как в Риге освобождают дороги от машин, чтобы убрать с улиц снег

Первая рабочая неделя оказалась погребена под мощным циклоном «Даниэлла» — снег засыпал города Северо-Западной и Центральной России. Москва и Петербург замерли в пробках. Коммунальные службы бросились на расчистку сугробов, но природа явно одерживала победу в битве.

Как и каждый год в подобных ситуациях, власти крупных городов слёзно попросили автомобилистов воздержаться от поездок и пересесть на общественный транспорт. Мол, очень трудно убирать улицы, когда они забиты машинами. И традиционно эти мольбы услышаны практически не были: водители по-прежнему не очень-то хотят мёрзнуть на остановках, уж лучше сидеть в тёплом автомобиле. Тем более что цены на билеты таковы, что себестоимость поездки до работы на метро, автобусе, трамвае или троллейбусе часто выше, чем на своей машине.

Пример для подражания

На этом фоне Интернет буквально взорвали новости из Риги. Власти латвийской столицы, похоже, придумали, как всё же пересадить автовладельцев в общественный транспорт. Накануне прихода циклона мэр Риги Нил Ушаков разместил на своей страничке в социальных сетях объявление: «Внимание автоводителей! Завтра будут работать «снежные билеты». Автоводителям общественный транспорт — бесплатно! Завтра по прогнозу погоды снегопад начнётся около 14:00 и продлится до полуночи. Основная нагрузка выпадает на время, когда все едут после работы домой. А убирать снег в час пик занятие неприятное. Снегоуборочные машины системой вертикального взлёта не оснащены. Поэтому они просто со всеми вместе стоят в пробках. Поэтому завтра запускается уже опробованная ранее система «снежных билетов». Берёшь с собой техпаспорт и едешь бесплатно. К водителю подходить не надо, показывать надо только контролю. К маршрутным такси и электричкам это не относится. Чем больше водителей оставит машины завтра дома, тем меньше будут пробки вечером и тем быстрее уберут снег. Пожалуйста, по возможности, оставьте свою машину завтра у дома».

Оказывается, «снежные билеты» работают в Риге аж с 2012 года — они действуют лишь во время сильных снегопадов. Благодаря им с улиц города исчезает едва ли не половина частного транспорта. Так, в первый день непогоды в этом году свои машины оставили около дома почти семь тысяч человек — для небольшой Риги это довольно серьёзная цифра.

Опыт латышей приглянулся и россиянам: их комментариев под сообщениями Нила Ушакова больше, чем рижан. Тон в основном восторженный: «Нам бы так!». «Нил, может, вы к нам, в Россию, хотя бы на недельку? Очень хочется поездить по убранным дорогам и перестать после каждой зимы клеить бампер», — написал Антон Цируль из Новокузнецка. «Оригинальное решение, можно и у нас такое ввести, а что, налог на дороги заплачен, чем не проездной!» — согласен Геннадий Фёдоров из Петербурга. Впрочем, нашлись и скептики, возмущённые тем, что те, у кого нет денег на своё авто, будут платить за билет, а те, у кого есть, — не будут. Им ответил сам Нил Ушаков: «С точки зрения справедливости — владельцы машин налогов платят немало, общественным транспортом не пользуются. Поэтому несколько раз в год абсолютно справедливо, что им ради общего блага можно и бесплатно проехать в общественном транспорте».

Будем решать

Оказалось, что власти российских городов следят за Интернетом и сообщения о «снежных билетах» они увидели быстро. Первыми на них откликнулись в Ярославле и Рязани — там решили устроить эксперимент по примеру латышей и пустить автолюбителей в общественный транспорт бесплатно. Задумались о новации и в Москве. Правда, в столице предпочли не торопиться и вынести вопрос на голосование самих горожан: обсуждение рижского опыта открыли на Едином транспортном портале Москвы. В Петербурге глас народа изучать не стали, но к идее прибалтов присматриваются. Во всяком случае, председатель городского Комитета по транспорту Александр Головин пообещал, что тщательно её изучит. Хотя особой уверенности в его голосе слышно не было. В Смольном, как оказалось, вообще скептически относятся к «снежным билетам» — мол, вы только представьте себе толпу людей с техпаспортами на машины в руках, осаждающих турникеты метро. Кроме того, вопрос упирается в деньги: кто заплатит перевозчикам за дополнительных пассажиров? Значит, это вопрос бюджета, то есть депутатов Заксобрания.

Между тем петербургский парламент уже начал изучать прибалтийский опыт.

- Мысль правильная: «снежный билет» помогает убирать город, — признал председатель профильной комиссии петербургского Закса по транспортному комплексу Алексей Палин. — Но давайте смотреть объективно. Ну, введём мы такой билет, водители пересядут на метро, а машины где останутся? Вдоль проезжей части и во дворах — и будут мешать уборке. Это ведь логично?

Поэтому Палин предложил развить идею рижан: создать в каждом районе специальные парковки, куда бы автолюбители загоняли своих железных коней перед снегопадом и только потом ездили по «снежным билетам». Правда, сам он не верит, что это сработает:

- К сожалению, наш народ не станет напрягаться и отгонять свой автотранспорт на парковки, — вздохнул депутат.

- Но почему в Риге это работает? Там же наполовину наш народ.

- Другой менталитет. Русские, которые живут в Риге, не вчера туда приехали, они приучены соблюдать правила. Да и если смотреть на наших россиян в Финляндии, заметно, что они ведут себя по-другому: никогда не оставят машину на парковке, не заплатив, не бросают автомобиль там, где нельзя. А дома они это себе позволяют: строгость законов нивелируется необязательностью их исполнения.

Так что рижский опыт «снежного билета» в Петербурге, скорее всего, перенимать не будут. Но придумывать, как всё же стимулировать автолюбителей пользоваться общественным транспортом, депутаты продолжат. Может, что и придумают когда-нибудь.

Просмотров 1520