«Разгрузка» фур от частников: за и против

Парламентарии неоднозначно отнеслись к инициативе ГИБДД разрешить регистрацию грузовиков только юрлицам

ГИБДД России выступила с инициативой запретить регистрацию грузового транспорта частными лицами — по мнению авторов идеи, таким правом могут обладать лишь лица юридические. Предложение сразу же получило резонанс, причём логика правоохранителей, с помощью которой они аргументируют плюсы возможного нововведения, устраивает далеко не всех экспертов и законодателей.

Запрет не коснётся пикапов

Официальный эксперт в области регистрации транспортных средств, в недавнем прошлом начальник отдела регистрационно-экзаменационной деятельности Главного управления ОБДД МВД России Борис Ионов объясняет запрет недобросовестностью большинства частных собственников грузовых машин. По его словам, перед выездом на трассу они не проводят техосмотр, предрейсовый контроль для водителей не обязателен. Эту «лазейку» используют некоторые организации, которые регистрируют свой транспорт на водителей, которые становятся таким образом «за всё в ответе». Не говоря уже о том, что штраф для частного лица в десятки раз меньше, чем для юрлица.

Вместе с тем под категорию грузового транспорта подпадают даже автомобили-«пикапы», не говоря о популярных в народе «газелях» и «бычках». Их «частникам» тоже нельзя будет регистрировать? Российский сенатор Владимир Фёдоров, в прошлом — многолетний глава Госавтоинспекции РФ, считает, что данные страхи не обоснованны: «Проблема эта решается просто — надо установить минимальный предел грузоподъёмности. На мой взгляд, начинать надо минимум с 1,5 тонн. Замечу, что данная инициатива была разработана мною и экс-сенатором Михаилом Капуро ещё четыре года назад. Но только сейчас она получила отражение в поправках ко второму чтению в проект закона о государственной регистрации транспортных средств».

Он назвал инициативу ГАИ «правильной», причём считает, что распространить её надо не только на грузовики, но и на автобусы. «Сейчас они регистрируются в частное пользование, но используются в коммерческих целях — создаётся абсолютно теневой рынок. Если же оформлен юридический статус, статус индивидуального предпринимателя, то на тебя распространяются все требования закона о безопасности движения. Замечу, что проблему вокруг системы «Платон» создали в основном физические лица. А юрлица давно всё оформили, и серьёзных вопросов у них «Платон» не вызывает», — заявил парламентарий.

Депутаты против того, чтобы лишать работы частников

А вот в Госдуме инициативу не поддерживают. Как пояснил первый зампредседателя Комитета ГД по транспорту Михаил Брячак, депутаты поддерживают аргументы, что, «пропуская» автомобили через юрлица, упрощается контроль за их техническим состоянием. Однако вместе с этим «теряется» огромное количество частных лиц, которые сегодня обеспечивают себя и свои семьи за счёт перевозок на личных автомобилях. «У ГИБДД сегодня есть большое количество норм и механизмов контроля, и если не хватает, мы можем разработать недостающее. В частности, одной из причин появления данной поправки, вводящей запрет на регистрацию грузовиков частными лицами, является невозможность осуществлять весовой контроль «перегруза» машин — его сложно контролировать, когда его осуществляют частные перевозчики. Если нужны новые системы контроля, санкционные меры — давайте обсуждать, разрабатывать. Но лишать возможности работы частных перевозчиков в тот период, который мы сейчас переживаем, недопустимо. Лично я, как, думаю, и многие депутаты Госдумы, будут против такой инициативы», — заявил Брячак.

В том, что «серый рынок» в грузовых перевозках наносит урон экономике России, эксперты согласны. Вот только методы борьбы с этим, в том числе на законодательном уровне, могут быть разные. Директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко напомнил, что здесь возможен не только путь «чистого запрещения»: есть опыт европейских стран, где создаются условия, чтобы «частники» объединились в профессиональные ассоциации. «У нас по факту запрет регистрации грузовиков частными лицами заставляет последних либо уйти с рынка вообще, либо пойти в качестве наёмников в крупные компании. Третий путь — объединяться в ассоциации, которые смогут отстаивать свои интересы, — возможен, но его нужно существенно облегчить. То, что такие ассоциации не на слуху, свидетельствует о том, что здесь не всё так просто», — отметил эксперт, добавив, что сфера грузоперевозок связана не только с экономическими выгодами, но и с важнейшей социальной задачей по обеспечению рабочими местами людей, которые зачастую умеют только водить машину.

Просмотров 2154

29.12.2015

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...