Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

ГЧП в здравоохранении: потенциал сохраняется

21.12.2015 17:26

Россия выходит в большой электоральный цикл 2016-2018 годов. Ведущие эксперты, политологи отмечают, что социально-экономическое и политическое благополучие страны в ближайшем будущем во многом зависит от продуманных шагов государства в отношении регулирования национальной системы здравоохранения. Своими размышлениями с читателями делится наш гость, руководитель группы компаний «Эко-безопасность» Роман Константинов.

В мае 2015 года на встрече с представителями Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, президент Владимир Путин говорил о недопустимости отступления от намеченных целей. Этот  тезис также был озвучен в ежегодном послании Федеральному Собранию. Ситуация в сфере здравоохранения — согласно опросу Фонда общественного мнения — в начале 2015 года волновала 26% населения страны. Проблемы правоприменительной практики коснулись многих «майских указов», в том числе и Указа № 597, который чётко формулирует стратегические цели для системы государственного управления здравоохранением. Ожидаю, что к началу электорального цикла  показатель увеличится, поскольку это та область, в которой обострение имеет тесную взаимосвязь с экономическим кризисом.  Цитирую президента В. Путина: «Нельзя прикрываться только тем, что мы делаем нужные вещи, нужно делать их ещё и с умом».

Теперь, похоже, уже ни у кого нет сомнения, что ситуацию в государственном медицинском секторе можно  охарактеризовать медицинским же термином «Синдром обкрадывания». Это неблагоприятное перераспределение крови между органами и тканями чревато серьезными последствиями, вплоть до фатальных. Похожим образом неэффективное финансовое распределение и введение трехуровневой системы снижает доступность медицинской помощи населению, по сути «обескровливает» её.

Помпезные рапорты о запуске очередного государственного медицинского суперцентра в далеком областном центре зачастую вызывают у населения реакцию противоположную ожидаемой, усиливая ощущения несправедливости, сегрегации и недоверия к власти. Существует ряд трудностей, с которыми сталкивается отрасль: низкая экономическая эффективность бюджетной сферы здравоохранения, кадровый дефицит, износ основных фондов. На этом фоне ведётся поиск путей привлечения в отрасль частных инвестиций, форм взаимодействия бюджетных медицинских учреждений и частных компаний, внедрение положительного опыта коммерческих организаций в деятельность бюджетных  предприятий. 

Чем стремительнее развивается частный сектор здравоохранения, тем более актуальными становятся принципы взаимодействия государства и частных медицинских организаций. Хочу подчеркнуть, что рынок «коммерческой» медицины за последние три года продолжил свой рост, он составляет около 30-35% в год.

При этом отметим положительные эффекты коммерческого сектора здравоохранения: рост занятости населения, увеличение налоговых отчислений, оздоровление отрасли за счет финансовых вливаний, экономия средств общественного здравоохранения, вследствие того, что высокодоходные группы населения пользуются платными услугами.

К сожалению, в России мощности частных медицинских учреждений не учитываются в государственной статистике. Вместе с тем по данным аналитического отчета, проведенного компанией Эрнст энд Янг в 2015 году, только 35% опрошенных вовлечены в процесс оказания государственных медицинских услуг. Но даже при такой низкой степени вовлеченности в государственное здравоохранение, доля горожан с невысокими доходами, пользующихся услугами частных клиник, достигает 40%. 

В настоящее время прослеживается тенденция сокращения количества лицензируемых медицинских организаций в государственном секторе и роста в частном. Это ведет к увеличению затрат на частную систему здравоохранения.  В связи с этим, государству необходимо оказывать поддержку частному сектору здравоохранения, тем более, что такая поддержка предусмотрена Конституцией Российской Федерации и не требует никаких финансовых затрат бюджета. Очевидно, что потенциал государственно-частного партнерства в здравоохранении значителен и открывает большие перспективы: экономическое взаимодействие партнёров, дополнительные источники инвестиций, расширение инновационных возможностей и многое другое.

Объем и качество медицинских услуг, оказанных в экономике, влияет не только на благополучие и степень удовлетворенности отдельных лиц, но и на благосостояние всей страны. И в целом на объём человеческого капитала, поскольку национальная система здравоохранения оказывает прямое влияние на продолжительность жизни граждан и их трудоспособность. Накопленный опыт работы частных клиник в государственной системе здравоохранения уже сегодня позволяет принимать взвешенные политические решения по передаче целых блоков бесплатной для населения медицинской помощи на аутсорсинг. И в первую очередь это касается сети первичной медико-санитарной помощи.

Роман Константинов, руководитель группы компаний «Эко-безопасность»

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1659