Дальнобойщики не спешат разъезжаться
Снижающий штрафы для водителей большегрузов законопроект рассмотрели во втором чтении
Депутаты Госдумы во втором чтении рассмотрели законопроект, снижающий штрафы для водителей большегрузов, не заплативших сбор за пользование трассами федерального значения. По действующей системе штраф для них составляет 5 тысяч рублей, 40 тысяч — для индивидуальных предпринимателей и для должностных лиц, 450 тысяч — для юридических лиц.
Законопроект предлагает установить штраф как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц 5 тысяч рублей, а за повторное нарушение — 10 тысяч. Снижение штрафов станет очередным шагом властей навстречу дальнобойщикам, возмущённым введением с 15 ноября в России системы по взиманию платы за пользование федеральными дорогами «Платон».
Так, на период с 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года уже был снижен тариф за пробег по федеральным дорогам автомобилей массой свыше 12 тонн до 1,53 рубля за километр пути. В пресс-службе Министерства транспорта также сообщают о создании рабочей группы по мониторингу работы новой системы взимания оплаты. В её состав вошли представители государственных ведомств, профессиональных ассоциаций, рынка ретейла, крупных грузоперевозчиков, а также транспортных предприятий, относящихся к малому бизнесу. В Министерстве подчеркнули, что в группе всегда готовы увидеть новых участников, заинтересованных в обсуждении данного вопроса.
На сегодняшний день дальнобойщики добились исполнения практических всех своих требований по работе системы, кроме полной её отмены. Штрафы и тарифы снижены в разы, работа «Платона» будет пересматриваться из-за множества обнаруженных в нём недочётов. Тем не менее, о завершении протестной деятельности координаторы сообщества речи не ведут. Акция по перекрытию трасс, ведущих в Москву, в пятницу была перенесена на воскресенье. Председатель профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов заявил, что за это время Правительство должно принять меры по отмене «Платона», а протестующие пока дождутся подкрепления в лице своих дагестанских коллег.
Выйти из тени
Главным аргументом Правительства в пользу «Платона», после разрушительного воздействия грузовиков на дороги, является высокая доля серых схем на рынке грузоперевозок. По данным Минтранса, примерно 45 процентов из всего парка грузовых автомобилей в России приходится на теневой рынок. До сих пор в РФ нет точной цифры, поскольку владельцы этих транспортных средств платят только транспортный налог и акциз на топливо, но не делают отчислений в налоговые органы и пенсионный фонд. «Перевозят зачастую несертифицированный товар, например, арбузы и дыни, а иногда и опасные, незастрахованные грузы. Одна из задач системы — привести рынок в соответствие с требованиями законодательства», — сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе ведомства.Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко не отрицает существование серого сегмента в грузоперевозках, но при этом он не считает его выше, чем в любых других отраслях экономики. На его взгляд «Платон» не сможет стать эффективным налоговым инспектором. «Основная часть автоперевозчиков, не зарегистрированных в системе — это индивидуальные предприниматели, с шести процентной налоговой ставкой. Вывод их из тени добавит, в лучшем случае, несколько сотен миллионов рублей в бюджет. При том, что обслуживание и эксплуатация самого «Платона» обходится в 10 миллиардов рублей», — приводит слова Войтко газета «Московский комсомолец».
В открытом режиме
При высоких штрафах и некорректной работе системы, едва ли не самый сильный повод для негодования дальнобойщиков — это то, что сбором денег занимается частная структура «РТ-Инвест Транспортные системы», подконтрольная Игорю Ротенбергу, сыну миллиардера Аркадия Ротенберга. «Следует считать, что если органы государственной власти не в состоянии выстроить грамотное администрирование сбора налогов — в пределах своей компетенции и имеющихся прав — то коммерческая структура, ООО «РТИТС» сделает это лучше?», — возмущается Валерий Войтко.В Минтрансе парируют это тем, что изначально проект системы взимания платы с «12-тонников» должен был быть реализован на принципах государственно-частного партнёрства на основе открытого международного конкурса. Однако, ввиду напряженной геополитической обстановки соответствующим распоряжением Правительства было решено без конкурсной процедуры уполномочить в качестве партнера со стороны бизнеса госкорпорацию «Ростех». «В открытом и максимально прозрачном режиме Росавтодором было подготовлено концессионное соглашение. В установленный срок произведено финансовое закрытие проекта. Все эти события проводились максимально публично, с привлечением прессы, перевозчиков, ассоциаций и профсоюзов», — сообщили в пресс-службе ведомства.
Средства, собранные системой «Платон», в ближайшей перспективе должны пойти на поддержку строительства Лискинского тоннеля в Воронежской области, путепроводов через железнодорожные пути в Тверской и Ленинградской областях и моста «Фрунзенский» в Самарской области. Также деньги будут выделены на реконструкцию Ворошиловского моста в Ростове-на-Дону, реконструкцию Гоголевского путепровода в Петрозаводске, строительство и реконструкцию автодорог на Северном Кавказе и многих других проектов.