Все о пенсиях в России

два дня назадСтраховую часть пенсии с 1 апреля 2026 года проиндексируют по темпу роста зарплат

20.06.2025Минтруд предложил учитывать стаж большего числа крымчан

20.06.2025При расчете пенсионного стажа многодетным предложили учитывать всех детей

Как подготовить врача будущего

Парламентарии призвали повышать качество медобразования материальными стимулами

02.12.2015 12:36

Попытки повысить эффективность медпомощи без совершенствования системы подготовки медицинских кадров успехом не увенчаются. Такое мнение высказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Козлова в ходе «круглого стола», организованного сенаторами. На следующей неделе, 7 декабря, проблемы в сфере медобразования на парламентских слушаниях в Госдуме планируют обсудить депутаты.

Стимул для педагога

«Мы много говорим о том, как нам повысить эффективность нашего здравоохранения, как сделать так, чтобы и доступность, и качество оказания медицинской помощи были соответствующими. Но есть аксиома: качество медицинской помощи не может быть выше качества полученного образования», — сказала Людмила Козлова.

Где спрятаны источники проблем, секретом давно не является. «Падение престижа специальности преподавателя медвуза, отсутствие собственных клинических баз в медицинских институтах и университетах не может не сказываться негативно на качестве обучения будущих врачей», — перечислила сенатор. Сложности, по её мнению, есть и с последипломным образованием: главврачи жалуются на длительность курсов повышения квалификации, на которые вынуждены отлучаться их подчинённые. Помочь здесь могло бы дистанционное образование. Однако оно пока что находится лишь на стадии внедрения. «Необходимо разработать методическое и законодательное обеспечение дистанционного обучения», — призвала Людмила Козлова. Настало время бороться и за престиж профессии преподавателя медвуза. «Вспоминаю то время, когда уровень зарплат в этой сфере был в два раза выше, чем в практическом здравоохранении, — рассказала парламентарий. — И это накладывало на преподавателей серьёзные обязательства: они считали необходимым и в профессиональном плане быть выше практикующих медиков. Что делать, мотивация сейчас определяется не только моральными, но и материальными стимулами».

Кнутом или пряником?

Проблем с набором студентов в медвузы нет, заверила директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семёнова: каждый год подведомственные Минздраву вузы выпускают 32 тысячи молодых специалистов. К 2017 году этот показатель планируется довести до 37 тысяч человек. «Но просто готовить кадры мало, нужно, чтобы они пришли в отрасль работать», — отметила эксперт. А с этим имеются проблемы: наиболее непопулярными остаются специальности врачей «первичного звена» — терапевтов и педиатров. «Выпускники не хотят ими быть, подавляющее большинство из них стремятся устроиться на работу в стационары», — признала Татьяна Семёнова.

Это рождает дискуссии о том, не стоит ли вернуться к системе госраспределения. Ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова Пётр Глыбочко уверен: «закрепить» выпускников медвузов на местах можно и менее спорными методами. «Мы живём в XXI веке, и нужно использовать новые законы, подходы и практики. Один из них — создание системы непрерывного медицинского образования по следующей цепочке: школа-вуз-клиника, — призвал он. — Нужно готовить профессионально-ориентированного школьника. Тогда нам не придётся отчислять студентов из медицинских вузов после того, как они «неожиданно» выяснят, что не хотят учиться на врача, а хотят быть экономистами». Проект «медицинский класс в медицинской школе» «первый мед» реализует совместно со столичным департаментом здравоохранения. Сегодня в нём участвуют 63 школы. «Однако количество школ не должно быть слишком большим, в будущем они будут отбираться на конкурсной основе», — пообещал Пётр Глыбочко.

В поисках «лёгких» денег

Не лучшим образом на качестве медобразования сказывается и тот факт, что слишком много студентов в медвузах обучаются на коммерческой основе, отметила член Комитета Госдумы по охране здоровья Салия Мурзабаева. По её данным, в целом по стране на коммерческой основе учатся более 35 процентов будущих медиков. «В ряде вузов доля коммерческого обучения значительно выше и достигает 50 процентов, — сказала депутат. — Однако увеличение числа студентов за счёт обучающихся на коммерческой основе влечёт за собой рост нагрузки на преподавателей, нехватку учебных аудиторий, превышение нормативов по числу студентов в группах. Соответственно, страдает качество подготовки молодых специалистов».

По словам парламентария, в настоящее время ограничений по объёму коммерческого обучения не предусмотрено. Этот процесс идёт на основе лицензионных требований каждого вуза, и ректор вправе сам принимать решение. В результате желание заработать зачастую идёт в ущерб качеству образования. «Единая Россия» совместно с Минздравом рассмотрит возможности регулирования приёма на коммерческой основе», — пообещала Салия Мурзабаева. Взамен вузам могут увеличить бюджетное финансирование на одного студента. «В этой ситуации увеличится и стоимость платного обучения, так как она не может быть ниже стоимости обучения на бюджетной основе. Но в любом случае это соотношение должно быть оптимальным, обеспечивая высокое качество образования. Если будет иначе, дети просто не пойдут учиться», — считает парламентарий.

Читайте нас в Дзен