День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Ольга Казакова: Каждое 9 Мая перечитываем письма моего деда с фронта

вчераПосольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

вчера«Как Запорожье встретит День Победы»

Дальнобойщики парализовали движение на трассах

Остановить протест может только отсрочка на введение платы за дороги для большегрузов, говорят профсоюзы

19.11.2015 16:44

Девятнадцатого ноября по всей стране прокатилась очередная массовая забастовка дальнобойщиков, выступающих против введения системы платы за проезд по федеральным трассам грузовиков, масса которых превышает 12 тонн. Бастуют в Петрозаводске, Перми, Белгороде, Волгограде, Пскове, Челябинске, Липецке, Саратове, Оренбурге, Томске, Краснодаре, Подмосковье, Дагестане и многих других российских регионах. В Межрегиональном профсоюзе водителей-профессионалов предупреждают: протесты становятся неуправляемыми, стабилизировать ситуацию может только трёхлетний мораторий на взимание платы.

Тариф «европейский»

С 15 ноября этого года в стране начала действовать система взимания платы (СВП «Платон») за проезд по федеральным трассам грузовиков тяжелее 12 тонн. Согласно постановлению Правительства, до 29 февраля 2016 года размер взимаемой платы составит 1,53 рубля за километр, с 1 марта 2016 года до конца  декабря 2018 года — 3,06 рубля, а переход на полный тариф —3,73 рубля — отложен на 2019 год. Штраф за неуплату составит 450 тысяч рублей при первом нарушении, миллион рублей — при повторном. Правда, для всех регионов, кроме Подмосковья, введение штрафа отсрочено до мая 2016 года. 

Платные дороги остаются экзотикой для нашей страны, хотя во всём мире это норма, рассказала «Парламентской газете» президент национального Объединения технологического и ценового аудита РФ Анна Лупашко. При этом в Европе, США и Японии доля платных дорог составляет не более двух процентов от общей протяжённости путей, включая и железнодорожные. «Тарифообразование складывается из стоимости строительства новых дорог, их обслуживания, сервиса на этих дорогах, затрат, связанных с их техническим оснащением», — пояснила она. А стоимость дороги, в свою очередь, зависит от её местоположения и характеристик.

Для сравнения: по данным департамента транспорта США, одна миля строительства простой дороги в Вирджинии обойдётся в 1,9 миллиона долларов, тогда как строительство мили дороги с большим количеством мостов и тоннелей в Бостоне — в 188 миллионов долларов. То есть затраты могут отличаться в сто раз. Разнится и стоимость проезда по федеральным трассам в разных странах. В Японии, например, плата самая высокая  — 30 центов за один километр, в США и Европе — от 9 до 13 центов за километр, в Мексике и Бразилии — пять центов. Наше тарифообразование строится по аналогии с европейским. 

Забастовки становятся неуправляемыми

Естественно, одна из главных задач платных дорог — повышение безопасности. Статистика это подтверждает: только за время введения платы за проезд на участке трассы М11 Москва — Санкт-Петербург произошло  два ДТП, тогда как на бесплатном объездном участке М 10 зафиксировано уже десять ДТП. «Высокая аварийность связана с тем, что дальнобойщиков не обучают толком, они вынуждены работать по 16 часов в сутки, институты защиты их социально-трудовых прав почти не работают», — объясняет председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. По его словам, ситуация с дальнобойщиками близка к критической.

«Тариф взялся с потолка. Дальнобойщики посчитали, что это приведёт к разорению множества компаний, повлияет на удорожание товаров и сделает транспортный бизнес бессмысленным. Водители и так платят акциз, включённый в стоимость топлива, который идёт на реконструкцию дорог. Только в Дагестане колонна из грузовиков растянулась на 50 километров, там проходит бессрочная акция. При этом во многих регионах дальнобойщиков задерживают, доставляют в суды поздно вечером. Обстановка накаляется и становится неуправляемой», — подчёркивает Котов. Причём если раньше профсоюзы предупреждали власти региона о проведении забастовок заранее, то акция в Тверской области запланированной не была. Именно там по стечению обстоятельств грузовик въехал в группу протестующих — по данным Госавтоинспекции, водитель не справился с управлением и врезался в другой грузовик, который был припаркован на обочине. В результате аварии один человек погиб, трое пострадали. «Стихийность акций может грозить людскими потерями, ведь на запланированных акциях сотрудники ГИБДД обеспечивали безопасность и движения на дорогах, и самих протестующих», — пояснил глава профсоюза.

Как выехать из тупика

Введение сборов с дальнобойщиков — одно из самых неграмотных решений властей, наряду с налоговым манёвром и повышением ключевой ставки, считает член Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачёв. По его подсчётам, одна треть предприятий малого и среднего бизнеса может попросту разориться из-за дополнительных налогов, что приведёт, в том числе, к уменьшению поступлений в бюджет. Вместе с депутатами Оксаной Дмитриевой, Андреем Крутовым и Натальей Петуховой Грачёв разработал и внёс на рассмотрение Госдумы законопроект, который вводит трёхлетний мораторий на взимание платы с дальнобойщиков. «Реализация закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счёт средств федерального бюджета, в документе мы не посягаем на налоги, потому правительственное заключение нам не нужно. Таким образом, на заседании Думы через полторы недели законопроект может быть рассмотрен, причём рассмотреть его можно сразу в трёх чтениях», — рассказал Иван Грачёв.

А в ЛДПР предлагают перенести введение платного проезда на год. По мнению авторов инициативы депутатов фракции Антона Ищенко, Сергея Каргинова, Ивана Сухарева, Ивана Абрамова и Алексея Диденко, сейчас взимание платы может привести только к ещё большему спаду деловой активности, увеличению темпов роста цен, а также ухудшению финансового положения производителей, особенно в регионах.

Дальнобойщики на отсрочку очень рассчитывают. «Мы считаем, что это единственный выход  в данной ситуации, — заявляет председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. Он полагает, что только введение трёхлетнего моратория на взимание платы с водителей большегрузов способно стабилизировать ситуацию, дать возможность экспертам проанализировать все последствия от введения этой меры, а водителям — привыкнуть к новым реалиям.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 6460