Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Протоиерей Георгий Ореханов в прямом эфире ответил на вопросы читателей «Парламентской газеты»

09.04.2015 12:42

Доцент кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, протоиерей Георгий Ореханов в прямом эфире ответил на вопросы читателей «Парламентской газеты».

- Иван Хрисанов: Прошу заранее извинить меня за такие вопросы. Возможно, они могут показаться кому-то грубоватыми или даже несколько оскорбительными, но думаю, что честные и открытые ответы на них помогут кому-то. Как события двухтысячелетней давности, бывшие в одной из провинций Римской Империи, относятся лично ко мне, молодому мужчине, живущему в РФ в 2015 году? Ведь Христос и Лазаря воскрешал, и кажется, пророк Илия воскрешал людей, но мы не празднуем воскрешение Лазаря или воскрешение мальчика пророком Илией так как празднуем Пасху? Грубо говоря, что мне с того, что Христос воскрес и как это может влиять на мою жизнь сегодня и сейчас?

- Большое спасибо Ивану за вопрос, это самый важный вопрос и на него я бы хотел подробно ответить, потому что он является ключевым. Действительно, Ветхий завет говорит о том, что ветхозаветные пророки тоже совершали воскрешения, тот же пророк Илия и Елисей, и Господь сам воскрешает Лазаря, но мы действительно почему-то самое главное внимание уделяем именно воскресению Христову. Почему? Именно здесь я обращаю внимание на очень важное замечание самого Ивана - он просит объяснить, какое отношение это событие имеет к нему лично. Этот вопрос надо понимать более широко: вообще вся евангельская история, какое отношение имеет лично к нам? И я обращаю ваше внимание на следующее обстоятельство. Посмотрите, какое уникальное место занимает Евангелие в мировой культуре. Во все времена, во все эпохи именно Евангелие было центром творчества живописцев, музыкантов и т.д. Как каждое евангельское событие значимо, сколько на эту тему написано прекрасных полотен художественных. Почему это так, почему люди такое пристальное внимание уделяли именно Евангелию? Здесь есть два ответа. Первый ответ: они действительно понимали, что евангельские события, в первую очередь Воскресение Христова, имеет в их жизни основное значение. Но есть и другой ответ. И люди Средневековья, и люди нового времени понимали, что вообще вся евангельская история как-то связана с их жизнью. Возьмите притчу о блудном сыне, хорошо известный всем сюжет. Мы знаем, какой прекрасный шедевр у нас в Эрмитаже хранится, это полотно Рембрандта, мы знаем, что Рембрандт несколько раз этот сюжет писал, что та картина, которая хранится в Эрмитаже, — это один из самых лучших вариантов. Но посмотрите, в значительной степени Рембрандт помещает этот сюжет в совершенно другой контекст. Это не одежды людей, которые жили в Палестине, то есть контекст другого времени. Почему так? Потому что Рембрандт осознавал одну очень важную вещь — она заключается в том, что и притча о блудном сыне, и все другие евангельские события каким-то образом связаны и с его жизнью, и с жизнью его поколения, и с жизнью всей его эпохи. Вот это понимание нужно сохранить. Между прочим, это прекрасно понимали и русские писатели XIX века, тот же Достоевский. Почему Достоевский помещает в центр своего романа «Преступление и наказание» эпизод чтения Соней Мармеладовой как раз истории о воскрешении Лазаря? Почему он помещает в роман «Братья Карамазовы», у него есть глава «Кана Галилейская»? Потому что Достоевский сделал замечательное открытие, что вся евангельская история - это некая первооснова человеческой жизни. Все евангельские события, все евангельские притчи, все евангельские чудеса в любую историческую эпоху для человека являются некой метафизической первоосновой. И среди этих событий самое главное место принадлежит Воскресению Христову, и мы должно отчетливо понимать, что Воскресение Христово - это фундамент нашей жизни и христианской, и человеческой. То есть вся наша жизнь связана с конкретным историческим фактом, что Богочеловек Иисус Христос воскрес, что он страдал и воскрес на третий день после своей смерти. Почему это важно, почему это событие отличается, скажем, от воскрешения Лазаря? Потому что воскрешение, которое совершали ветхозаветные пророки, - это воскрешение конкретных людей, воскрешение Лазаря - это тоже воскрешение конкретного человека, который еще какое-то время после этого жил. А Воскресение Христово имеет совершенно другой характер, это событие, которое является метафизической основой человеческого бытия, это победа над грехом, это победа над смертью, это торжество вечной жизни. Когда мы придем на пасхальную заутреню, мы будем слышать замечательные слова, которые принадлежат Иоанну Златоусту, это его великий пасхальный текст, его можно назвать пасхальным гимном. И в этом гимне есть такая фраза знаменитая, что жизнь жительствует, благодаря Воскресению Христову жительствует жизнь, жизнь наполняется своим реальным содержанием и жизнь не ограничивается теперь рамками, в которых мы все пребываем, а имеет бесконечную основу.

- Авит Биджамов: Чем для нас является Пасха и является ли каждый Воскресный день малой Пасхой для нас?

- Конечно, каждый воскресный день — это событие. Во-первых, я обращаю внимание, что Воскресение Христово, Пасха, не является двунадесятым праздником. Мы в течение литургического года выделяем особые праздники, связанные с жизнью самого Христа и Божией Матери, которые называем двунадесятыми, это главные церковные праздники. Так вот про саму Пасху мы говорим, что она в число этих праздников не входит, она находится над ними, потому что сама Пасха и есть фундамент и основа всего литургического года. И с этой точки зрения каждый воскресный день есть определенное повторение этого события в том смысле, что каждый воскресный день определяет вообще структуру и содержание всей недели. Начать с того, что воскресный день в нашем понимании является первым днем недели, то есть наша неделя начинается накануне воскресного дня в субботу вечером. И в этом смысле этот воскресный день дает толчок ко всей неделе, ко всей нашей жизни, и богослужение каждого воскресного дня содержит в себе яркие пасхальные элементы, поэтому в этом смысле это малая Пасха.

- Великий пост и страстная седмица - это два разных поста или они соединены?

- Формально они соединены, просто это определенный период года, но по духовному содержанию это два разных промежутка времени, потому что первый промежуток, который правильно было бы называть четырехдесятницей, — это сорок дней, это промежуток, связанный сугубо с покаянием, с очищением души, с тем, что называли говением, и это такой особый период года, когда человек может как бы еще раз взглянуть на свою жизнь и в каком-то смысле обновляет свои крещальные обеты. А следующий за ним период, который начинается с Лазаревой субботы и кончается собственно Пасхой, это уже период, который имеет немножко другой смысл, здесь акцент ставится не на моем покаянии, а на жизни Христа, потому что каждый день этого периода связан с какими-то событиями в жизни Иисуса Христа. И поэтому здесь человек уже немножко по-другому этот вектор духовный выстраивает, он старается понять и прожить вместе с Господом каждый из этих дней.

- Есть вопрос о значении дней Страстной седмицы. Недавно патриарх подтвердил, что каждый день наполнен таким смыслом, который способен эти смыслы на весь год, открывать некоторые глубины, и человек что-то в них начинает понимать.

- Да, конечно, с этим надо согласиться, надо немножко объяснить, что это значит. Дело в том, что, во-первых, действительно, каждый день Страстной седмицы связывают с определенными событиями в жизни Христа, но мы ведь начали с того, что каждое событие в жизни Христа на самом деле имеет непосредственное отношение к нашей жизни, и оно должно стать ключевым событием моей жизни. Я поясню, как это может быть. Казалось бы, странно. А все очень просто. Сегодня Великая среда. Какова богослужебная тема сегодняшней конкретно среды? Она очень проста и в то же время очень трагична: сегодняшний день посвящен самому страшному событию, которое произошло в человеческой истории, - это предательство Иуды. Иуда - друг Христа, его ученик, предает своего учителя за 30 сребреников, совершает ужасное злодеяние. Это первая тема. А вторая тема - это рассказ о женщине, которая всю свою жизнь грешила, совершала тяжелые грехи и вдруг она совершенно по-другому взглянула на жизнь, она, наверное, на последние деньги купила очень ценную миро, ароматическую смесь, она приносит ее, взливает на Христа и отирает своими волосами, то есть, она таким образом проявляет покаяние. И оказывается, сам Христос говорит своим ученикам, что она не только совершает акт покаяния, но это некоторое пророчество о нем самом, потому что она тем самым готовит его к погребению. Вот две модели поведения, которые имеют отношение к каждому человеку везде и всегда. Каждый человек в каждый ответственный момент своей жизни может либо совершить предательство, либо быть вместе со Христом. Вот то, с чего я начал и о чем я говорил. В этом смысле Великая среда - это не какая-то абстракция, которая имела место две тысячи лет назад, это то слово, которое обращено лично ко мне, буду ли я со Христом или буду я в числе его предателей. И так все другие дни.

- Много вопросов о том, откуда пошла традиция красить яйца на Пасху, есть ли у этой традиции языческие корни, и как это соотносится с православными канонами?

- Во-первых, хочу сказать, что один из важных выводов нашей беседы уже заключается в том, что они должны очень четко в своей жизни, в своем понимании отделить главное — духовное от второстепенного, от того, что связано с обрядовой стороной. Мы говорили о днях Страстной седмицы, один из самых прекрасных дней Страстной седмицы - это Великая суббота. Она по содержанию своему - это уже день Пасхи. Мы переоблачаемся в белые одежды, мы поем тропари второго гласа воскресные, это фактически уже пасхальные песнопения, и в то же самое время большинство людей вне этой реальности, потому что для большинства людей важно освятить куличи и яйца. Конечно, когда такое благочестие присутствует на бытовом уровне, это тоже важно и хорошо, этого тоже нельзя терять. Надо понимать, что это самое главное — быть в храме и быть вместе с церковью. Но если обращаться конкретно к вашему вопросу, то, конечно, крашение яиц - это традиция очень древняя, и она имеет языческие корни, но этого не надо стыдиться и пугаться, потому что многие языческие традиции в христианской жизни и в христианском богослужении были преображены соответствующим образом. Мы воспринимаем пасхальные яйца, красные яйца как символ Воскресения Христова, символ плодородия, возрождения, и поэтому это прекрасная традиция находит и в христианском предании свое отражение, потому что есть предание о том, как Мария Магдалина преподнесла пасхальное яичко императору Тиверию. Насколько так было на самом деле, мы сейчас не знаем и скорее всего не узнаем, но то, что в предании это рассказ присутствует, все-таки свидетельствует о том, что эта традиция достаточно древняя.

- Многие считают, что яйца надо красить в красный цвет.

- Красный цвет - это один из символов спасения и вечной жизни, так сложилось. Но не обязательно красить в красный. У кулича есть свой прообраз, причем эти традиции могут быть разными в поместных православных церквях. Действительно, был такой специальный хлеб, который был связан с пасхальными событиями, эта традиция тоже достаточно древняя. Но на нашей почве она претворилась в такие хлеба, которые готовят по специальному рецепту, — куличи.

- Целый ряд вопросов, который посвящен именно тому, о чем вы говорите, то есть люди спрашивают не о внешней стороне, а о внутренней. В частности, Батюшка, подскажите, пожалуйста, какие места в Евангелии лучше читать в Страстную седмицу. И какого Евангелиста. Есть отдельный вопрос о том, как принимать участие в таинстве евхористии. И вопрос, который может показаться наивным - а как сохранить пасхальную радость в дни Страстной седмицы?

- Это самый главный вопрос. Удивительно, что люди задают самые главные вопросы. Сохранить пасхальную радость и сохранить ощущение сопричастности жизни Христа - это главное. Если человек не покрасит яйца и не освятит их, он не согрешит никак перед Богом. То же самое относится к куличам. А вот если в пасхальную ночь он будет неправильно себя вести, грешить, бросаться на людей, то он согрешит очень тяжело. Сохранить пасхальную радость, вообще приобрести пасхальную радость надо сначала, а потом ее сохранить. Это можно сделать только одним способом - жить в одном ритме с церковью. Вот здесь прозвучал вопрос, какие Евангелия читать? Ответ не очень простой. Надо читать, мне кажется, в первую очередь те Евангелия, которые читаются в этот день в наших храмах. А на каждый день Страстной седмицы это особое евангельское чтение. Особенно большое значение имеет та служба, которую мы будем совершать завтра вечером, это служба 12 страстных евангелий. Обратите внимание, что во всех наших храмах специально делается так, чтобы эта служба начиналась как можно позже - с 6 часов, в 7 часов, чтобы люди могли прийти и слушать внимательно, быть вместе со Христом в его страданиях. Это и есть тот способ, когда пасхальная радость может появиться, потому что радость Воскресения Христова и вообще Воскресение Христово - это событие, которое неотделимо от его страданий, Воскресение Христово обязательно вместе со страданиями Христа. В Великую пятницу я должен понимать, какое это страшное событие и как оно вообще связано с моей жизнью, потому что одни и те же люди сначала кричат «осанна» Господу, а потом в пятницу будут кричать «распни его». Вот вопрос, который адресован мне, как я себя поведу. Сейчас кончится Страстная седмица, отпразднуем мы Пасху, я снова приду на работу, я снова буду в своей семье, снова эти вопросы будут мне адресованы: с Богом я или я в числе его предателей и гонителей? Это так и надо воспринимать, и пасхальная радость появляется тогда, когда человек каким-то образом проживает вместе с церковью эти святые дни, и этому надо обязательно научиться, нужно обязательно научиться любви к этим дням. Нужно обязательно постараться посмотреть те замечательные тексты, которые в наших церквях звучат эти дни - это же вершина человеческой мысли, человеческого творчества, ничего лучше этого человек на земле не написал.

- Действительно удивительно: в воскресенье Христа принимали как царя и уже через пять дней говорят: распните его вместо страшного разбойника. В чем здесь посыл, это выбор человека, это помутнение массовое произошло? Что произошло?

- У этого чрезвычайно важного вопроса есть две составляющие. Одна - конкретно историческая. Дело в том, что те люди, которые встречали Христа в Иерусалиме криками «осанна» и пальмовыми ветвями, встречали его как своего освободителя, как мессию, который должен принести им господство, политическое господство, этого ждали от него в первую очередь. Не все, конечно, потому что разные люди по-разному относились ко Христу, но большинство, толпа, масса именно этого ждала. И вдруг эти люди обнаруживают, что это никакой не царь, не господин, а политический преступник, которого арестовывают, над которым издеваются, и реакция их с психологической точки зрения вполне объяснима. Это один пласт, исторический. Агрессивное разочарование. Но опять же переведем это из исторической плоскости в плоскость нашей жизни. Вы говорите: удивительно. А что здесь удивительного, разве мы в своей жизни не так поступаем каждый день? В ситуации, когда мы должны быть верны кому-то, мы человека можем предать, в ситуации, когда нам что-то нравится, мы впадаем в восторженное эйфорическое состояние, которое на самом деле реальной основы под собой не имеет. Сейчас мне хорошо, потому что мне просто хорошо, меня все устраивает. Как только меня что-то перестает устраивать, я начинаю кричать «распни, распни» - вот оно, предательство.

Как следует причащаться, участвовать в главном таинстве, в Светлую Пасхальную Седмицу, но насколько я понимаю, Новый документ одобрен на Архиерейском Соборе, расскажите об этом?

— Да, это очень важный документ, который принят совсем недавно. Он называется «Об участии верных в Евхаристии», этот документ одобрен на Архиерейском совещании Русской Православной церкви в начале февраля текущего года. И документ этот готовился долго, обсуждался интенсивно. И он содержит в себе целый ряд важных тезисов. В нем речь идет не только, конечно, о Светлой Седмице, но и вообще о практике причащения, о причащении детей, о духовничестве, очень важный раздел о том, кто такой духовник, какую роль он играет в жизни человека. Во-первых, как человеку причащаться, в конечном итоге обязательно должен решать его духовник, то есть тот священник, к которому он обращается регулярно и, который его хорошо знает. Во-вторых, если подходить к Светлой Седмице, то здесь все-таки мы наших прихожан делим на две категории, первая - это те люди, которые ходят регулярно в храм, которые исповедуются и причащаются часто, и вот для таких людей, мы фактически вводим такую практику, которая этим документом одобрена, они могут поисповедоваться один раз, например, сегодня вечером, это будет последняя исповедь перед Великим четвергом. После чего мы благословляем их, уже без исповеди причащаться в Великий четверг, Великую субботу, на Пасху и на Светлую Седмицу. То есть речь идет о людях, которые соблюдали пост и очищали свою душу покаянием. Если же речь идет о людях, скажем, первый раз, пришли в церковь во дни этого поста или ходили не очень регулярно, или не очень понимают зачем пост соблюдать, то с ними, конечно нужно очень серьезно беседовать священникам, а не отмахиваться от них ни в коем случае, уделять им время, выяснять обстоятельства их жизни. И таким образом надо понимать, что эта практика, которая в вопросе названа послаблением, в первую очередь относится к людям, которые ведут регулярную христианскую жизнь.

Что значит регулярная христианская жизнь?

— Это значит, что они соблюдают пост и в течение поста они уже были на исповеди несколько раз и уже причащались не один раз, и в свою очередь, это означает, что они не совершают тяжелых грехов. То есть, это христиане, которые понимают, что некоторые грехи для христианина совершенно недопустимы, некоторые грехи являются объективным препятствием причащения святых христовых тайн. Если человек регулярно совершает убийства, он не может причащаться в святых христовых тайн, пока он в этом не покается и не раскается и этого не прекратит.

А если он регулярно осуждает другого?

— Ну, мы с вами тоже регулярно кого-нибудь осуждаем. Я хочу сказать, что мы все осуждаем с большей или меньшей интенсивностью. Конечно, наши такие страсти не являются препятствием к причащению. Этот вопрос в церковной жизни был решен. В древней церкви существовали три особых греха, я не хочу специально употреблять термин «смертные грехи», который мне не очень нравится, но общую суть передает. Три греха, за которыми должны были следовать особые наказания церковные: это убийства, отречение от Христа и блудные грехи — то, что для нашего времени очень характерно, актуально. Этот документ, который мы обсуждаем, вовсе не означает, что любой человек может с улицы прийти в храм, подойти сразу к чаше, имея у себя за спиной такую разгульную веселую жизнь. Речь идет не об этом.

Если регулярно человек ходит в храм, в великий пост исповедовался, какой пост он должен выдерживать на Светлой Седмице перед тем, как приступить к причастию?

— Светлая Седмица она вообще поста не предполагает. Но эти вопросы он должен решать со своим духовником.

- А если нет духовника?

— Он все равно должен подойти к какому-нибудь священнику и побеседовать с ним на эту тему.

- Наталья Чиж: Отец Георгий, что такое артос и почему во время Светлой седмицы он занимает в храме самое видное место?

— Само слово артос - греческое, означает хлеб. И традиция освещения артоса достаточно древняя, у нас есть упоминание о существовании этой традиции в Греции в XII веке. И здесь говорится о том, что после литургии освещается специальный хлеб, который символизирует действие апостолов после его вознесения — они на том месте, которое занимал Христос, оставляли часть хлеба, как бы для Христа. Подчеркивая тем самым, что хотя телесно Господь вознесся на небо, но реально он с ними соприсутствует. Артос мы освещаем в современной нашей традиции, здесь тоже есть расхождения между разными Поместными Церквями, мы освещаем в русской традиции в первый день Пасхи, а затем в субботу на Светлой Седмице — этот артос дробится и раздается людям, присутствующим в церкви. У нас принято употреблять его натощак и у нас есть традиция воспринимать его как средство помощи больным, например. Как лечение.

- Анатолий Волин: В народе говорят, будто умереть на Светлой Седмице свидетельствует о том, что человек особенно угодил Богу праведной жизнью. Так ли это?

— Это все амбивалентно. С одной стороны, если я скажу, что это правильно, это как будет восприниматься, что какую бы жизнь я ни вел, если я умру на Светлой Седмице - я обязательно попаду в Рай. С этим я категорически не могу согласиться. Потому что в церковной жизни нет ничего автоматического и ничего механического. Не бывает так, что совершение каких-то автоматических действий приносит мне прощение всех моих грехов. Это совсем не так. А с другой стороны - это настолько радостное и светлое время, что отойти к Господу в это время, на Пасху и в дни Светлой Седмицы, действительно воспринималось церковью как особая милость Божья, но только в случае, если человек соответствующую жизнь вел.

- Александр Громов: Отец Георгий, как относится к современной традиции ездить на Пасху на кладбище и оставлять там освященные яйца и куличи?

— Она, конечно, не соответствует духу христианской жизни. Вообще в любые дни оставлять на могиле освященные яйца и куличи - это просто невероятное язычество. Потому что эти яйца и куличи кому достанутся? Они бродячим собакам достанутся. Мы в этот день в церкви что-то освятили, потом пришли, положили. А потом появляются животные, которые все это едят. Я не знаю, как это дальше происходит. Плюс еще надо иметь в виду, что заупокойные поминовения в нашей практике, в практике Русской православной церкви, не предусмотрены, ни на Страстной Седмице, ни на Светлой. Первый день, когда совершается заупокойное поминовение, - это так называемая Радоница, это вторник, следующий за Светлой неделей. И в этот день, конечно, поминать своих усопших - это было бы правильно. Но я обращаю внимание, что и в этот день в наших храмах совершается не заупокойное богослужение, а фактически Пасхальная служба. В этот день съездить на кладбище было бы вполне уместно. Но только для чего надо приходить в церковь и ездить на кладбище? Для того, чтобы молиться об упокоении души усопшего, и каяться перед ним в своих собственных грехах. Наш национальный обычай совершать обильные возлияния в связи с памятью усопших, он насколько ужасен, отвратителен, что вы должны с этим бороться. Пьянство - оно никак не совместимо с христианской жизнью ни в каких ее измерениях. Это имеет отношение и к Пасхальной ночи. Конечно, на Пасхальном столе должно присутствовать вино и это уставом благословляется, но совершенно не благословляется в Пасхальную ночь приводить в «животное» состояние.

- Леонид, Москва: Многие прихожане РПЦ зачастую подменяют обрядами и ритуалами, поклонением реликвиям содержательную сторону церковной жизни. Обрядоверие или даже обрядомания иногда доходят до степени, если говорить жёстко, обрядобесия или реликвобесия. Что с этим делать, как бороться (и надо ли) с разного рода суевериями и поветриями? Какие из них вредны, а какие терпимы для православного христианина?

— Все очень просто. Эта сторона нашей жизни тоже актуализировалась в Советскую эпоху. К сожалению, мы должны признать, что очень часто она имеет некоторую финансовую составляющую и это, конечно, тоже ужасно. И мы должны с этим всеми силами бороться. Потому что, когда мы говорим об обрядах в строгом смысле слова, надо понимать, что обряд - это то, что совершается в Церкви. Есть обряд освящения воды. Никакого отношения в обрядумании не имеет. Это реальное действие. Это реальная молитва о ниспослании благодати Божией на воду, которая становится святой. А когда мы хотим, скажем, за деньги что-то купить, какие-то действия, которые должен совершить священник, совершенно не разбираясь в том, какое отношение эти действия вообще к христианству имеют, какое они имеют отношение к нам. Пример: я один раз приехал квартиру освящать, мне говорят: Батюшка, вы давайте освящайте, а мы пока в театр сходим. А я спросил: А для кого я приехал? Эти стены они души не имеют, ведь освящение квартиры — эти молитвы, которые я читать буду, они вам нужны в первую очередь, вам здесь жить. Вот люди этого совершенно не понимают. Они думают, что пришел Батюшка, заплатили ему, и он сделает все, что нужно. А мы вернемся из театра и будем жить с внутренним убеждением, что мы живем в правильной квартире.

А связано ли это с тем, что есть часть прихожан, которые подают записки и уходят, но не присутствуют на молебнах, как к этому относится?

— Они могут уходить, конечно, по уважительным причинам. Если человек торопится на работу, и он просто зашел на литургию, поставить свечку и подать записку, - это очень хорошо. А если человек совершает некое магическое действие, думая, что если он записку подал и дальше он может заниматься своими делами, и это все никакого отношения к нему не имеет, - это очень плохо. Он должен понимать, что те люди, которых он указал в этой записке, молиться за них, в первую очередь, должен он сам. А церковь ему помогает в этом.

Есть такое мнение, что причастие обязательно, и что христиане должны причащаться в Чистый четверг. Вопрос от Дмитрия: Причастие в Чистый четверг - это дань моде, или благочестивая традиция и поясняет: ведь каждое причастие - само по себе великое событие в жизни христианина и вершина его стремлений. Как к этому относится?

— Конечно, Дмитрий прав в том, что каждое причастие спасительно для человека и укрепляет его в духовной жизни. Но мы сегодня обсуждали вопрос о значении каждого из дней Страстной Седмицы, а Великий Четверг имеет особый смысл. Это действительно установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечери и причастие в Великий Четверг - это соприсутствие со Христом на Тайной Вечери. Поэтому это древнейший церковный обычай и все, кто считает себя православным христианином и кто живет церковной жизнью, они всегда в этот день причащаются. Эта традиция закреплена в церковных документах. И, конечно, если у человека есть возможность в этой Литургии участвовать по обстоятельствам работы и жизни своей, он обязательно должен это делать, безусловно. Что, конечно, не отменяет причащения в любой другой день, когда этого его душа просит.

Можно ли современному человеку объяснить, почему необходимо причащаться? Почему это главное таинство?

— Это тоже один из ключевых вопросов. Участие в Таинстве Евхаристии, причащение Святых Христовых Тайн - это по преимуществу и есть жизнь с Богом, жизнь со Христом, единение с ним и единение со всей церковью. Мы не случайно называем церковь телом Христовым, и вкушаем мы в момент причастия тело Христова. И вкушая тело Христова, мы соединяемся со Христом, и становимся членами церкви Христовой, как бы по преимуществу. Поэтому Богословы говорят, что в Таинстве Евхаристии оно созидает церковь, по преимуществу именно это Таинство. Конечно, участие в Евхаристии - это, не хочу грубо говорить, но это «лакмусовая бумажка» вообще того, является человек христианином или нет. Вот как он к этому относится. Обратите внимание на одну запись, которая присутствует в дневнике Отца Иоанна Кронштадтского, который старался ежедневно совершать литургию и, естественно, причащаться. Потому что священник, который совершает литургию, обязан в этот день причащаться. Он пишет: «Если я не причащаюсь - я умираю». Это пишет человек, который причащается каждый день, вот что важно. И этот принцип должен быть перед глазами любого христианина. То есть, если я не причащаюсь, я умираю, как христианин и как человек. И поэтому вся моя жизнь должна быть направлена на Таинство Евхаристии, оно должно ее выстраивать, потому что дальше за этим следует вопрос, который мы уже обсудили. А если я причащаюсь часто, могу ли я жить так, как я жил раньше, могу ли я совершать тяжелые грехи и так далее. То есть получается, что это Таинство, которое меняет жизнь человека, делает ее христианской.

- Александр: Почему у католиков и православных Пасха празднуется в разные дни и есть ли в этом принципиальное различие?

— В этот вопрос я не хочу сейчас вдаваться подробно, потому что ответ на него легко можно найти на различных ресурсах. Я скажу самое главное: католики и православные пользуются разными Пасхалиями. То есть, по-разному высчитывают тот Воскресный день, на который попадет Пасха. Разными способами это делают и поэтому эти Пасхалии разные в том смысле, что католическая Пасха она либо предшествует православной, либо, в крайнем случае, с ней совпадает.

Для многих камень преткновения для понимания, для принятия Пасхи, это то, что она в разные даты происходит. Почему так, кто это придумал, могли бы Вы объяснить нам?

— Богослужебный год устроен следующим образом. Он состоит из двух кругов, один круг неподвижный и он связан с праздником Рождества. Праздник Рождества соответствует конкретному дню года. Это по-новому стилю - 7 января. А есть подвижный круг. И то, что второй круг подвижный и подчеркивает то особое обстоятельство, что Пасха, Воскресение Христова - это событие, которое даже не укладывается в богослужебный год. Это событие, которое не относится к числу двунадесятых праздников, оно над ними. Оно настолько мистическое, настолько выше человеческого представления, это событие, которое вообще меняет всю жизнь человека, что мы даже не можем его привязать к конкретному дню года. И поэтому уже издревле возникла система составления так называемой Пасхалии, Пасхалия составляется на каждый год своя, в зависимости от различных обстоятельств, в зависимости от календарных дней, в зависимости от дня полнолуния. И, конечно, в разные годы этот день может быть разным. Но, понятно, что Пасха попадает в определенный промежуток года, то есть, за границы которого она выходить не может.

- А когда это понимание пришло в церкви, появился подвижный и неподвижный круг, кем это было установлено?

— Это было установлено церковью, этот вопрос обсуждался на Вселенских соборах, в частности, уже на первом Вселенском соборе в IV веке. Это понимание достаточно рано пришло. А до IV века вопрос о дне праздновании Пасхи был одним из таких ключевых вопросов, который обсуждался и на Западе, и на Востоке. То есть, это произошло не сразу, но эта традиция к IV веку укрепилась.

- Великий пост существует для всех христиан или только для православных?

— Формально Великий пост существует и для католиков, и для протестантов. Но существует, скорее всего, предложение. То есть, у тебя есть возможность провести Великий пост с каким-то благочестивым настроем, с каким именно, сам решаешь. Если у тебя хватит сил, ты откажешься от мяса, если от мяса не можешь отказаться, то от шоколада откажешься. Какое-то самоограничение оно все равно есть. Это что касается католиков. У протестантов практически никаких ограничений с точки зрения пищи уже не осталось, но, тем не менее, они подчеркивают, что это особый период года. И в этот период года надо придаваться каким-то размышлениям, медитациям и так далее. То есть формально и у тех и у других этот период есть. Но, конечно, уже на Западе то богатство богослужебной традиции и духовной традиции, которая связана с нашим Великим постом, оно утеряно. В дополнение к этому скажу, почему эта традиция все-таки остается и на Западе. Потому что исторически Великий пост возник как особый период года, когда люди готовились к принятию Крещения. А само Крещение совершалось, скажем, в Константинополе в Великую субботу. То есть это не просто было какое-то самоограничение, даже не просто говение, а это особый период, когда человек знакомился с учением церкви, изучал катехизис, изучал какие-то молитвы, знакомился с таинствами. Поэтому вот эта составляющая, связанная с Крещением, она очень важна и благодаря этому пост сохраняется и на Западе тоже. Я недавно вернулся из Владивостока, где встретился с очень интересным человеком, протестантским пастором, и он мне с гордостью сказал, что «мы будем в канун Пасхи совершать Крещение», то есть они стараются эту очень древнюю традицию поддерживать.

- В чем значение схождения Благодатного огня и есть ли такое понимание, что, когда огонь не сойдет, то близок конец света?

— По поводу конца света, я могу сказать только одно - в Евангелие об этом ничего не сказано. Что касается самой традиции, то, к сожалению, хотя я был в Иерусалиме, свидетелем этого события я сам никогда не был. Поэтому не испытал этого. Но все люди, которые через это событие прошли, свидетельствуют, что это особый день в их жизни, день Благодатной радости. И день особого свидетельства того, что мы сейчас в нашей богослужебной жизни называем Торжеством православия. Я бы так на это и смотрел. Это церковь торжествующая и человек, который присутствует при этом, он становится сопричастником этой пасхальной радости.

Отец Георгий, всегда возникает вопрос, по числу дней от Пасхи до Пятидесятницы — это все восходит к древней традиции или исчисление дней измеряется сугубо с Нового Завета?

- С одной стороны, и праздник Пасхи, и праздник Пятидесятницы входят в число Ветхозаветных праздников. Праздник Песах, о котором говорится в Ветхом Завете, вообще являлся для древних иудеев главным праздником. Между прочим, интересно, что самое это слово означает переход, причем некоторые толкователи связывают это с особыми прыжками через костер. То есть исторически этот день был связан с выходом из Египта, переходом через Черное море. Но на самом деле Новозаветная церковь главную интенцию этого праздника восприняла — это переход в новое состояние, в новую реальность. Почему с этим днем и связывали по преимуществу день Крещения, потому что Крещение для человека - это переход в новую реальность. А Пятидесятница - это тоже день, который зафиксирован в Ветхом Завете и о том, что произошло на Пятидесятницу мы знаем из Нового Завета, это вторая глава Книги Деяния Апостольских. Мы говорили сегодня об установлении Таинства Евхаристии, но днем рождения церкви христианской мы считаем все-таки день Пятидесятницы. День снисхождения огненных языков на ту общину, которая присутствовала в этот момент в Иерусалиме. И как раз с этими событиями отсчет дней и связан. То есть эта практика зафиксирована в Новом Завете.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1646