Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Дмитрий Ливанов: В России более 1 миллиона учителей и 40 тысяч школ

04.10.2014 15:35

В Совете Федерации прошёл итоговый тур Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2014» в формате «круглого стола образовательных политиков». Главной темой обсуждения стала свобода учителя: что это такое и как ею пользоваться? В мероприятии принял участие Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

По мнению министра, есть две категории свободы. Первая — личная свобода, которая является свойством характера человека и свободой не от чего-то, а для чего — то: «Это масштаб интеллектуального поиска, способность оценивать ситуацию, делать выводы и действовать. Но эта категория не связна с профессиональной принадлежностью. А вот вторая категория — профессиональная. На ней и нужно сосредоточиться». Дмитрий Ливанов подчеркнул, что свобода — есть функция от профессионализма, то есть мастер всегда свободен, а подмастерье — нет. «Если человек — автор методики, технологии, урока, то он может его изменить, а если он копирует, то изменить не может и, следовательно, несвободен». Министр напомнил, что учитель работает не с одним ребенком, а с разными детьми, объединёнными в классы и должен именно в этом пространстве и с этой аудиторией выстраивать дискуссию, не забывая, что есть и технология преподавания. «Поэтому главное — совместить творческую работу учителя с технологизацией процесса», — подчеркнул министр.

С ним согласился и ведущий «круглого стола», главный редактор «Учительской газеты» Пётр Положевец. Он поинтересовался у пятерых финалистов, что же все-таки свобода учителя? Прозвучали разные мнения. Например, что свобода учителя — это когда у него есть выбор учебников, методик, технологий, творчества. Но, к сожалению, не каждый учитель такую свободу чувствует. При этом все зависит от личности учителя, чью свободу ограничивать никто не может. Также речь шла о свободе с особыми детьми — одарёнными, детьми мигрантов, детьми с ограниченными возможностями. Но сошлись, в итоге, на том, что учитель — профессия общественная, а значит, включает в себя соблюдение и корпоративной этики, и норм морали, и закона: «Если учителя будут действовать, не нарушая этих норм, то будет баланс между волей и словом».

Дмитрий Ливанов в свою очередь сказал, что профессия учителя — массовая: «В России — более 1 миллиона учителей и 40 тысяч школ. Нужно работать путём стандартизации и договариваться, какой минимальный набор для каждой школы должен быть создан, который обеспечит высокий профессиональный подход и создание надлежащих условий детям и учителям».

Ещё один вопрос, который прозвучал, был таким: должен ли педагог перед учениками показывать свои религиозные, философские и политические взгляды?

Финалисты сошлись во мнении, что, с одной стороны да, с другой — так будут ограничиваться права ребёнка и выбор. Есть свобода учителя в узком смысле, но есть более широкое понятие свободы, когда учителям предложено разнообразие учебников и программ. Учителя должны обосновывать свой выбор: «Свобода учителя — это свобода знаний. И учитель в своей свободе не должен подавлять свободу ученика».

Отдельно шла речь о том, что бумажная работа — ограничитель творчества учителя и остаётся мало времени на детей и сосредоточение на своём предмете. Звучали предложения ввести единую электронную базу, куда учителя будут помещать отчёты и сведения.

Также собравшихся волновала тема того, насколько творческим человеком должен быть учитель. Кто-то отметил, что большинство родителей это не волнует — им просто нужен хороший результат учёбы их ребёнка. Но многие хотят креативного учителя для своих детей. Тут важно понимать, что свобода учителя — это не вседозволенность и чувствовать эту грань.

Главред «Учительской газеты» поинтересовался у Дмитрия Ливанова, нужна ли ему свобода тех, кто сидит сегодня за столом финалистов? Министр ответил: «Хочется, чтобы наши дети были достойными гражданами страны. И от того, в каких условиях они будут учиться и с какими учителями, зависит будущее страны. Нам нужны высокопрофессиональные свободные творческие учителя! И только при этом условии наша система образования будет развиваться».

Об этом же сказала и глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина: «время идёт вперёд и нам кажется, будто учителя сегодня другие, нежели десятилетия назад. Но во все времена и столетия в нашей стране были и есть прекрасные учителя. Мы сегодня, проводя «круглый стол образовательных политиков» записали новую строчку в историю Совета Федерации. А спикер палаты регионов Валентина Матвиенко предложила сделать такие встречи, накануне ежегодного Дня учителя, нормой». Также сенатор поздравила коллектив «Учительской газеты» и лично главного редактора Петра Положевеца с 90-летием издания. «Ждём с нетерпением, кто завтра в Кремлевском дворце получит гран — при Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2014», — сказал в заключение Зинаида Драгункина.

Финалисты всероссийского конкурса «Учитель Года России — 2014»:

1.Алла Головенькина, средняя школа №1 города Нурлат Республики Татарстан, учитель биологии

2.Екатерина Новикова, гимназия №1558 имени Росалии де Кастро города Москвы, учитель испанского языка

3.Денис Рочев, Гатчинская гимназия «Апекс» среднего (полного) общего образования Ленинградской области, учитель немецкого языка

4.Анна Стельмахович, средняя школа №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области, учитель литературы, ОРКСЭ

5.Алексей Фоломкин, средняя школа села Ягодное Самарской области, учитель информационно-коммуникационных технологий

Читайте нас в Telegram
Просмотров 657