Все о пенсиях в России

04.12.2024Россиянам напомнили, какой будет пенсия без стажа работы

03.12.2024Россиянам напомнили, что перерыв в работе не влияет на страховой стаж для пенсии

03.12.2024Депутат Гаврилов предложил освободить от НДФЛ пенсии работающих пенсионеров

Александр Ведерников: Опера требует государственного лечения

03.03.2014 17:14

Событием в музыкальной жизни Москвы стала постановка оперы Верди «Дон Карлос» Государственной академической симфонической капеллой (ГАСК) Валерия Полянского. Еще не утихли споры вокруг «Дона Карлоса» в Большом театре, как ценителям классики снова представилась возможность окунуться в перипетии политической борьбы католической Испании и протестантской Фландрии. Оба спектакля ГАСК, один в Концертном зале Чайковского, другой на сцене Российского молодежного театра прошли с феноменальным успехом. После премьеры легендарный бас, заслуженный и народный артист Александр Ведерников поделился своими мыслями по поводу современного прочтения классики.

- Счастлив, что у зрителей есть возможность услышать классическую оперу без режиссерских изысков и искажений замысла композитора. Традиция концертного исполнения оперных шедевров сложилась в России в пятидесятые годы. Еще в бытность студентом Консерватории, участвовал в такой постановке, исполнял партию князя Юрия в «Сказании и невидимом граде Китеже». Дирижер Самуил Самосуд тогда представил эту оперу Римского-Корсакова именно в концертном исполнении на сцене Большого зала Консерватории. И это в пору, когда театры бережно относились к сценическому воплощению оперы. Что же говорить о современных тенденциях? Уверен, оперу как жанр сохранит именно концертная интерпретация и зрители это понимают. Не случайно на концертных проектах Валерия Полянского аншлаги.

Сейчас в академических театрах засилье режиссуры, так ставятся спектакли, что их не узнать! Горжусь, что 35 лет своей жизни отдал Большому театру, но за теперешние новации стыдно. На «Евгения Онегина» детей уже не поведешь, а ведь раньше, помню, это был семейный спектакль. Нет ни вкуса, ни меры, спасибо хоть наркоманских страданий и непристойностей в «Евгении Онегине» не обнаружилось! Не спорю, опера — синтетический жанр, где драма, сценография, костюмы имеют значение. Но главное средство выразительности — музыка, воплощенная в вокальном, хоровом, инструментальном мастерстве!

Модернизация классической оперы вводилась исподволь, постепенно. У нас вивисектором стал Борис Покровский, с него все началось. Поймите, я не противник нового, не консерватор, хотя мне уже скоро девяносто лет исполнится. Классическая опера призвана душу ласкать, нести высокую духовность, пробуждать добрые чувства. Непозволительно театральным режиссерам превращать классику в балаган, разрушать замысел композитора!

Опера в концертном исполнении — отдушина, убежище для классических произведений, тут только музыка, мастерство исполнителей и фантазии, которым предаются зрители. Валерий Полянский, спасибо ему, понимает это. Его «Дон Карлос» — образец стиля, истинный Верди. Это возможность показать свой талант замечательным певцам. «Дон Карлос» ставится редко, тут нет проходных партий, все участники должны быть незаурядными, а собрать такой ансамбль непросто. У Полянского получилось.

Партию короля Филиппа, признаюсь, слушал с пристрастием, с этой ролью у меня связана личная история. В 1968 году после интервенции СССР в Чехословакии Пражская опера пригласила меня на роль Филиппа. Думаю, мотивы были отчасти политические, дескать, пусть попробует себя советский певец в роли кровавого испанского тирана, а мы посмотрим. Пел сначала на русском, в зале чувствовалось напряжение, а в третьем действии в ключевой арии Ella giammai m`amo перешел на итальянский. И зрители устроили-таки овацию!

Филипп не только деспот, он одинокий человек, окруженный ложью, страдающий от неразделенной любви, бессильный перед властью инквизиции. Михаил Гужов, солист «Геликон-оперы», в этой роли вокально безупречен, но, на мой взгляд, добавить бы ему величия, царственности. Что касается женский партий, особо отмечу солистку ГАСК меццо-сопрано Людмилу Кузнецову. В арии O don fatale она продемонстрировала мастерство вердиевской певицы. Необычный тембр вкупе с духовным потенциалом певицы создал правдивый и сильный образ: красавица Эболи получилась одновременно коварной и сердечной, мстительной и страдающей. Блестящее сопрано Большого театра Елена Евсеева трактовала образ Елизаветы по-своему, как сильной и решительной женщины. Хотя традиционно королева в «Дон Карлосе» воплощение нежности и кротости.

Радостно от возвращения на большую сцену моего ученика Сергея Москалькова в роли маркиза Поза: знаменитый прежде баритон оправдал надежды публики. И как обычно, хорош был солист ГАСК тенор Олег Долгов в заглавной партии Дона Карлоса.

Хочу поздравить маэстро Полянского с отличной работой, надеюсь, его молитвами сохраним классическую оперу как жанр, покуда театральные режиссеры будут пренебрегать канонами высокого искусства и переиначивать на свой лад главный принцип оперы, провозглашенный во Флоренции четыре века назад, «dramma per musica». Драма для музыки, а не наоборот!

Нынешний 2014 год объявлен годом культуры, не настала ли пора поддержать традиции классического оперного искусства на государственном уровне?

 

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1091