Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

СОВЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ

«В политике государства усиливается региональная и местная составляющая»

04.06.2012 14:41

Многие из них закреплены в первых Указах главы государства. Для достижения поставленных целей потребуется необходимая законодательная база, в том числе на региональном уровне. Считаю, что мы можем говорить о начале нового правотворческого цикла.

В этой связи необходимо тесное взаимодействие не только между ветвями, но и между уровнями власти. И если в системе исполнительной власти принципы такого взаимодействия определяются Конституцией и законами, то нам, законодателям, соответствующие принципы выработать ещё предстоит.

Это тем более важно, потому что в политике государства усиливается региональная и местная составляющая. Посмотрите на недавние изменения в структуре Правительства РФ. Создано Министерство по развитию Дальнего Востока, два члена Правительства одновременно являются представителями Президента в федеральных округах, в Министерстве регионального развития введены восемь должностей замминистра по федеральным округам, создано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

До недавнего времени существовали два органа – Совет законодателей при Совете Федерации и Ассамблея российских законодателей при Государственной Думе. Ими сделано немало. Как Председатель Госдумы могу сказать, что работа в рамках Ассамблеи помогла увеличить скорость рассмотрения региональных законопроектов и организовать предварительное рассмотрение инициатив субъектов Федерации с целью повышения их качества.

Вырос и объём региональных проектов, ставших законами. По итогам пятого созыва он составил более 9 процентов. Более активным стало участие региональных законодателей в обсуждении вопросов социальной политики, модернизации сельского хозяйства, эффективного и устойчивого природопользования, развития «электронного парламента» и ряда других вопросов.

Опыт предыдущей работы надо использовать для более эффективной организации нашего диалога. В том числе – через создание нового, единого Совета законодателей России при Федеральном Собрании. Тем самым мы не только устраняем проблемы, связанные с дублированием, но и укрепляем взаимодействие двух палат российского парламента. А оно необходимо Федеральному Собранию не только в диалоге с регионами, но и в других вопросах, например, при проведении парламентских расследований.

При этом полезные результаты, кем бы они ни были достигнуты – Советом законодателей или Ассамблеей российских законодателей - должны получить свое продолжение. Это касается и опыта межрегиональных парламентских ассоциаций.

Мы начинаем работу не с нуля, но новый этап работы кардинальным образом отличается от всех предыдущих. И поэтому хочу обратить внимание на несколько принципов, которые, на мой взгляд, следует заложить в основу совместной работы.

Первый, основополагающий принцип – это профессионализм. Как федерального парламента, так и региональных законодательных органов. Для депутатов – это, прежде всего качество законов. Значит, в центре дискуссии в Совете законодателей должны быть именно они. Независимо от членства в партии или фракции, нашей общей целью является принятие эффективных, качественных законов.

Особо отмечу, что от качества подготовки законопроектов зависит и авторитет субъекта права законодательной инициативы. Подчеркну: от качества, а не от количества. Надеюсь, что Совет законодателей России будет развивать практику предварительного рассмотрения региональных законопроектов. Поле для работы достаточно велико. Ведь из тех региональных законопроектов, которые переданы в архив Государственной Думы с начала этого созыва, почти каждый седьмой возвращён для выполнения требований Конституции и Регламента Госдумы.

Второй принцип – открытость парламента, включая общественное обсуждение законопроектов. Избиратели должны ясно видеть позицию парламента. Но открытость – это не только информация о своей работе. Это ещё и открытость к взаимодействию, готовность слушать общество и учитывать поступившие предложения. Необходимо постоянно сверять свою позицию с мнением общества и его различных социальных групп.

Так, для обсуждения предложений по созданию «электронного парламента» был создан сайт «Думаем вместе». На этом сайте любой желающий мог опубликовать свои идеи и оценить предложения других пользователей. На что граждане обращают внимание прежде всего? Это доступ к информации о работе законодателей, механизмы общественного контроля законотворческой работы, новые формы участия граждан в экспертизе законопроектов, способы продвижения общественных законодательных инициатив. Думаю, что наш Совет законодателей должен сказать своё слово по каждой из затронутых тем.

Третий принцип – диалог с экспертами. Подробная экспертиза законодательных инициатив, начиная уже с концепций законопроектов, качественное аналитическое обеспечение – всё это положительно скажется на результатах законотворческого процесса.

В Государственной Думе создан Экспертный совет и Совет по совершенствованию законодательства, которые призваны содействовать выработке решений. В том числе по региональным проблемам, требующим своего законодательного регулирования.

Четвёртый принцип – это, конечно, ответственность. Законодательные органы должны отвечать за качество принимаемых ими законов. Каждый уровень – федеральный, региональный, муниципальный – имеет свою сферу полномочий. Все проблемы граждан не могут быть решены одним федеральным парламентом и требуют чёткого, сбалансированного взаимодействия властей.

Полагаю, что законодатели на всех уровнях обязаны прогнозировать последствия принятия законопроектов ещё до того, как они приняты и начнут действовать. Соответствующую экспертизу часто называют «оценкой регулирующего воздействия». Внимание к такой комплексной оценке возможных последствий уже возрастает. Постепенно она будет становиться необходимой для любого закона.

Также хочу коротко обозначить, по крайней мере, две конкретные задачи, которые нам предстоит решать совместно в самое ближайшее время. Это законодательное обеспечение реформы политической системы, и так называемая децентрализация власти, развитие местного самоуправления.

Принят пакет законов по реформированию политической системы. Теперь очередь за региональными актами. В настоящее время разработан модельный закон субъекта Федерации «О выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации». Конечно, модельный закон – это ещё не закон, а только рекомендации. Но он может стать серьёзной поддержкой региональным законодателям. Думаю, что обсуждение в рамках Совета законодателей поможет не только улучшить модельные законы и в целом облегчить работу в регионах, но и, если это будет необходимо, обсудить вопрос о корректировке федерального законодательства.

От создания действенных механизмов, стимулирующих все политические силы ответственно подходить к выбору кандидатов в губернаторы и усилению роли местного самоуправления, зависит развитие демократии на региональном уровне.

Добавлю, что выборы региональных руководителей, повышение роли партий (а в перспективе и новые механизмы формирования федерального парламента) уже сами по себе подразумевают определённую децентрализацию полномочий.

В настоящее время идёт обсуждение предложений от двух рабочих групп. Окончательные выводы впереди. Нам, законодателям, предстоит большая работа по правовому обеспечению децентрализации и становлению новых межбюджетных отношений. Необходимо досконально изучить и учесть не только позитивный, но и негативный опыт территорий. Принципиально важно решить проблему разрыва между объёмом передаваемых полномочий и размером бюджетов. Региональные и муниципальные органы должны иметь больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата и решение социальных вопросов. Но для этого им необходима прочная финансовая основа.

И последнее. Следующий 2013 год – это год 20-летия Конституции России и одновременно 20-летия первых выборов в Государственную Думу. Эта знаковая дата заслуживает глубокого осмысления. Важно помнить, что сам институт парламентаризма появился в нашей стране более столетия назад. 27 апреля этого года мы отмечали его 106-летнюю годовщину. Это был по сути первый в истории России демократический институт в системе высших органов государственной власти. 10 мая мы совместно с Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко внесли законопроект, которым предложено установить новую памятную дату – День российского парламентаризма.

Региональные законодатели традиционно принимали активное участие в мероприятиях, посвящённых истории отечественного парламентаризма. Знаю, что в регионах хранят память о своих земляках, избранных ещё в начале века в первую Думу. Поэтому надеюсь, что наша инициатива найдёт отклик в регионах и поможет всему обществу не забывать о своих парламентских традициях. Считаю, что названные даты – это повод для глубокого разговора о месте и роли парламентской демократии в судьбе России и, конечно, о современных механизмах взаимодействия между органами власти, между властью и обществом в целом.

Из выступления на первом заседании Совета законодателей России при Федеральном Собрании РФ

 

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 588