168 лет исполнилось Николаевской железной дороге
13 ноября 1851 года была введена в эксплуатацию первая железнодорожная ветка Москва — Петербург.
Старейшая государственная железнодорожная магистраль нашей страны была построена в середине XIX века для обеспечения сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. История дороги началась 1(13) февраля 1842 года, когда император Николай I подписал указ о строительстве железнодорожной ветки между двумя столицами. Для проведения работ был учрежден специальный Комитет, в состав которого вошли официальные представители власти и технические руководители и создатели проекта.
Расстояние между двумя городами составляет 598 верст (634 километра), длину дороги определили в 604 версты (644 километра). В то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей.
13 ноября 1851 года (по новому стилю) из Санкт-Петербурга в Москву направился первый пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки, проведя в пути 21 час 45 минут. Впоследствии между Москвой и Санкт-Петербургом начали курсировать два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный — из 15. Средняя скорость движения составляла 29,6 километров в час.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 года магистраль переименовали в честь этого события. В 1931 году на Октябрьской железной дороге появились пассажирские паровозы серии «ИС» Коломенского завода, и был пущен экспресс «Красная стрела», развивавший на перегонах скорость до 120 километров в час. В 1965 году между Ленинградом и Москвой начал курсировать дневной скоростной поезд «Аврора», способный разгоняться до 160 километров в час.
В 1984 году в график движения железнодорожной ветки ввели электропоезд ЭР-200 Рижского вагоностроительного завода, который развивал скорость до 200 километров в час и мог преодолеть расстояние между двумя столицами за пять часов. А после реконструкции и модернизации магистрали в 1996-2000 годах поезда смогли достигать скорости до 260 километров в час.
Октябрьская железная дорога проходит по Ленинградской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Мурманской, Вологодской, Ярославской областям, по территориям Санкт-Петербурга и Москвы, а также Республики Карелия. Эта железнодорожная ветка имеет важное стратегическое значение, поскольку соединяет Россию с иностранными государствами.