Заседание межрегионального банковского совета при Совете Федерации

"РФ-сегодня"

Заседание межрегионального банковского совета при Совете Федерации

Меры по укреплению стабильности банковской системы в целях повышения доступности кредитных ресурсов были обсуждены на заседании межрегионального банковского совета при Совете Федерации, который провел заместитель Председателя Совета Федерации, председатель Межрегионального банковского совета Евгений Бушмин.
В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, Президент Ассоциации российских банков (АРБ), член-корреспондент Российской академии наук, заместитель председателя Межрегионального банковского совета Гарегин Тосунян, первый заместитель Председателя Центрального банка Алексей Симановский, статс-секретарь — заместитель Министра финансов ЮрийЗубарев, сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян, вице-президент Торгово-промышленной палаты Дмитрий Курочкин, главный директор
по финансовым исследованиям фонда «Институт энергетики и финансов» Михаил Ершов, вице-президент Ассоциации «Россия» Алина Ветрова, представители банковского сообщества.
По словам Гарегина Тосуняна, основой политики Центробанка остается таргетирование инфляции с целью снижения ее до четырех процентов к 2017 году.  «Однако жесткая процентная политика, на наш взгляд, не лучшее средство борьбы с инфляцией.  Логичнее было бы использовать подконтрольный Банку России инструмент повышения монетизации, непосредственно влияющий на рост экономики», — полагает он.
Гарегин Тосунян выразил обеспокоенность ситуацией в банковском секторе, когда наряду с просроченной задолженностью по корпоративным и потребительским кредитам наблюдается резкое снижение объемов кредитования. «Это приводит к росту процентных ставок, которые сильно ударяют по производственному сектору экономики, а для банков рост ставок не компенсирует потерь от объемов кредитования. В результате резко снижается прибыль в банковском секторе, и мы приходим к необходимости докапитализации банков, которую один раз мы уже провели в конце прошлого года. Все идет к тому, что может потребоваться еще одна в конце текущего года или начале следующего»
«Еще один острый вопрос остается открытым — когда подойдет к концу сверхинтенсивная чистка банковской системы? Менее чем за два года количество банков сократилось на 19 процентов», — сказал президент АРБ. 
Как подчеркнул в своем выступлении Николай Журавлев, законодатели, Центробанк и Правительство должны сделать так, чтобы банки имели достаточно низкие издержки и не перекладывали их на клиентов, что сделало бы процентные ставки неподъемными. «Нам кажется, что нужно более глубоко сегментировать банки и дифференцировать подходы к регулированию и надзору за ними».
«Не секрет, что доступ к ресурсам ЦБ у малых банков серьезно затруднен. Кому то нужны сотни миллиардов под инвестпроекты, а кому-то десятки миллионов под небольшой портфель ипотеки или кредитов малому и среднему бизнесу», — отметил он.
«При достаточно большом количестве банков, степень проникновения их в регионы оставляет желать лучшего. Может быть, имеет смысл подумать над смягчением регулирования в части определенных рисков для тех, кто идет вглубь регионов. Ведь это определенная социальная миссия. Там тоже живут наши люди и им тоже нужен доступ к кредитам, вкладам, переводам и так далее», — сказал Николай Журавлев.
Сенатор затронул тему расширения санаций и стимулирования слияний и поглощений сильными банками более слабых. «И если с первым процесс идет здоровый, ЦБ и АСВ активно используют новые инструменты законодательства, то со вторым пока положительных примеров нет. А ведь зачастую относительно небольшая помощь регулятора в вопросах капитала и ликвидности может серьезно стимулировать акционеров договориться и создать укрупненный, более сильный и надежный банк», — сказал он.
Николай Журавлев подчеркнул, что речь идет только о законопослушных игроках, испытывающих определенные сложности экономического характера. «Мы поддерживаем ужесточение законодательства в части уголовной ответственности менеджмента и акционеров за вывод или замену активов на имеющие заведомо более низкую стоимость, причем независимо от факта банкротства кредитной организации. Такие сделки ведут к уклонению от уплаты налогов, откатам, взяткам, хищению кредитов и в итоге прямым потерям государства. Необходимо законодательно приравнять такие сделки к отмыванию доходов и финансированию терроризма».
Парламентарий также считает необходимым важным права ЦБ проверять и переоценивать залоги по кредитам и прочим активам. Николай Журавлев является соавтором соответствующего законопроекта, внесенного в Государственную Думу.
Сенатор также рассказал о ряде законопроектов, которые находятся на разной стадии проработки, но которые, по мнению Комитета СФ, смогли бы существенно упростить доступ предприятий и граждан к кредитным ресурсам.
Алексей Симановский, характеризуя ситуацию в банковском секторе, подчеркнул, что о кризисе речь не идет, по объективным данным, ситуация постепенно улучшается.
Заместитель Председателя Банка России добавил, что продолжается дискуссия о том, надо ли бороться с инфляцией, и не препятствует ли эта борьба экономическому росту. «Абсолютно убежден, что благополучие финансовой сферы, а, стало быть, благополучие экономики базируется на устойчивости национальной валюты», — сказал он.
Вместе с тем, подчеркнул он, Банк России учитывает в рамках решения своей задачи по обузданию инфляции потребности экономического роста. «Вопрос в том, как достичь цели обеспечить экономический рост и обуздать инфляцию. Мы видим перспективы на этом пути и прогнозируем на следующий год резкое снижение темпов инфляции — к середине 2016 года примерно на 7,5 процентов.

В принятом за основу проекте решения по итогам заседания содержится ряд рекомендаций обеим палатам Федерального Собрания, Правительству и Центробанку. В частности, парламентариям и Правительству предлагается при доработке законодательства, касающегося установления уголовной ответственности за организацию «финансовых пирамид», расширить состав преступления, чтобы охватить весь перечень видов деятельности, имеющих признаки таких «пирамид».
Центробанку, Правительству и Федеральному Собранию рекомендовано разработать стратегию развития банковского сектора до 2020 года с учетом текущих условий, прогнозов изменения макроэкономических параметров и внешних условий. Привязать ее к развитию экономики.
Правительству рекомендовано разработать и внедрить дополнительные механизмы государственной поддержки предприятий приоритетных отраслей экономики, включая государственные гарантии и субсидирование процентных ставок. 
Просмотров 479