Сочинские акценты Владимира Путина
Выступление Президента России на заседании Валдайского клуба в Сочи вызвало волну комментариев и различных толкований как у нас в стране, так и за рубежом.
Что хотел сказать Владимир Путин, кем и как хотел он быть услышанным и насколько это удалось — на вопросы журнала отвечает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин
РФС: Вас можно отнести к ветеранам Валдайского клуба — в этом году вы уже в пятый раз приняли участие в его заседаниях в качестве эксперта, есть с чем сравнивать. В таком разрезе чем стало выступление Президента Путина на форуме в Сочи, возможны ли здесь какие-то параллели?
Алексей Мухин: Выступление Владимира Путина уже успели окрестить Мюнхенской речью-2, но это, конечно, неправильно. Мюнхенская речь в феврале 2007 года явилась своего рода шоковой терапией для западного сознания. И, судя по реакции слушавших, даже по выражению их лиц, своей цели она достигла. Выступление же в Сочи носило корректирующий характер. Российский Президент стремился прояснить и артикулировать акценты в отношениях с западным сообществом.
Да, она была жесткой. Но, судя по всему, именно такую жесткость Запад и ожидал. Потому, наверное, оппоненты и восприняли его слова со своеобразным мазохистским удовлетворением: они получили подтверждение, что Президент России не смягчает позиции ни по отношению к Европейскому союзу, вставшему на путь слепого следования Соединенным Штатам даже в ущерб собственным интересам, ни к самим США, которые ведут себя на международной арене инфантильно, провоцируя и развязывая там и тут вооруженные конфликты, а потом самоустраняясь от их разруливания и абстрагируясь от их последствий. Достаточно посмотреть на происходящее в Ираке, Ливии, Сирии и т.д. При этом Америка еще и пытается заставить все мировое сообщество заниматься тушением конфликтов и урегулированием проблем, которые сама породила.
С 1992 по 1996 г. работал в информационно-исследовательском центре «Панорама» на должности научного сотрудника.
В 1996 г. в составе группы специалистов организовал Службу политической информации и консультаций — Центр (СПИК-Центр), независимую исследовательскую организацию — информационное агентство и стал его исполнительным директором.
С 1997 г. — Генеральный директор Центра политической информации.
2004-2005 гг. — вел спецкурс «Информационные войны» в Российском Государственном Социальном университете (РГСУ).
Автор более 100 научных работ, в том числе монографий в области политических наук и истории Отечества.
В Сочи Владимир Путин и указал на это — прямо и без обиняков. Конечно, никому не нравится выслушивать о себе столь нелицеприятные вещи. Но дело в том, что адресатом путинского выступления был отнюдь не Запад, а те страны, которые смотрят сейчас на Россию как на альтернативу Соединенным Штатам. США, развязывая санкционную войну, говоря о возобновлении «холодной войны», лишь демонстрируют, что их администрация пребывает в некоторой виртуальной реальности. «Холодная война» предполагает , прежде всего, противоборство идеологий. У нас же фундаментальная идеология одна — рыночная, так что никакой «войны» на этой почве не может быть в принципе. Речь идет о глобальной конкуренции, причем со стороны США эта конкуренция сплошь и рядом жульническая: обладая могучими медийными ресурсами, они используют их, чтобы буквально на ровном месте подорвать репутацию России и, как прямо заявляет Барак Обама, ослабить ее экономику.
Что это означает? Другие страны, которым не нравится, как ведет себя по отношению к ним Америка, начинают рассматривать Россию как альтернативный центр силы. То есть США, развязывая санкционную войну, на самом деле помогают России превратиться в мировой центр влияния. Именно поэтому я, например, как ни парадоксально это может показаться, выступаю за продолжение санкционной войны, потому как на выходе она ведет наоборот — к усилению России. И Владимир Путин, будучи патриотом, тоже, я уверен, рассматривает эти факторы в качестве полезных для развития России.
В экономическом аспекте Россия напоминает эксклюзивного пациента в комфортабельной клинике: цены на энергоносители остаются достаточно высокими, наши экономические связи в мире становятся все шире и многообразнее, то есть посетители «больному» несут все более интересные «подарки». Что в итоге лишает его веских стимулов к скорому и болезненному лечению — несмотря на серьезные хронические болячки пациент продолжает чувствовать себя достаточно комфортно. Санкционная война как раз и должна подтолкнуть российскую экономику к выздоровлению. Если же санкции поспешат отменить, больной снова окажется в плену опасных иллюзий касательно состояния своего здоровья, как уже случалось в нашей истории.
Относительно последствий этой войны для западных экономик я разделяю мнение известного экономиста профессора ВШЭ Леонида Григорьева, что санкции, выключая российский рынок для финансовых институтов Европы, на самом деле создают серьезные проблемы для экономики самой Западной Европы, а проблемы той, в свою очередь, будут экстраполироваться на проблемы в американской экономике. Иными словами, возникнет эффект бумеранга, и по закону резонанса он будет только усиливаться. В силу ее неразвитости в фондовом плане и сырьевого характера российскую экономику все эти тенденции коснутся в меньшей степени, тогда как более развитая западная экономика, чувствительная к фьючерсам, будет испытывать все возрастающие перегрузки. Пока мы будем раскачиваться и определяться, что же нам следует делать, чтобы решить текущие проблемы, долларовая система и рынки энергоносителей могут свалиться в кризис. Санкционная война, таким образом, вернется к своему источнику с разрушительными для него последствиями. В этой ситуации России остается только ждать.
Вот что, на мой взгляд, Владимир Путин в Сочи стремился довести до западного сообщества. И здесь представляется важным заострить внимание на двух моментах.
Первое: Президент России принципиально не рассматривает Западную Европу как противника. Несмотря на поведение он подходит к европейцам как к партнерам: ну, заблудилась старушка Европа в трех соснах американской политики, ну, действует она подчас в ущерб самой себе — нам нужно последовательно и терпеливо разъяснять, почему Европа должна преследовать свои национальные интересы, поддерживать свои национальные экономики, а не работать на долларовую систему и экономику США.
Второе: мне кажется знаковым, что Владимир Путин идентифицировал себя в национальном плане. До этого в столь эмоциональной форме он никогда не позиционировал себя как русского человека, болеющего за Россию. И шум, поднявшийся вокруг володинского тезиса, что нет Путина без России, нет России без Путина, ему даже помог представить себя не в качестве русского националиста, но именно русского патриота, для которого Россия является ценностью абсолютной.
РФС: Насколько путинский мессидж оказался доведен до целевой аудитории?
Алексей Мухин: Спасибо глобализации и информатизации мирового сообщества, это послание было услышано, и, судя по наступившей реакции (я имею в виду прежде всего реакцию дипломатов, экспертов), своей цели достигло. Надо иметь в виду, что Китай не рассматривается большинством стран Азии, Латинской Америки, Африки как региональный центр, вокруг которого можно было бы объединиться: всем известно переплетение экономик, финансовые взаимосвязи Китая и США.
Китай, кроме того, для многих стран — не вариант, поскольку он всегда преследует исключительно собственные национальные интересы. Россия же в данном случае с помощью Владимира Путина становится центром притяжения всех, кто не доволен политикой Соединенных Штатов.
Важно не забывать, что вся мировая политическая система уже без малого столетие была выстроена вокруг противоборства двух центров. Когда Советский Союз исчез, США остались в одиночестве в качестве глобального центра силы, посчитав тем самым, что они выиграли «холодную войну», хотя никакой победы на деле не состоялось — просто один из участников противостояния скоропостижно скончался. Не случайно участники Валдайского клуба подчеркивали: эта «победа» осталась никоим образом не задокументирована, так что резонно задаться вопросом, была ли она на самом деле. Сейчас же Россия возвращается в новом качестве, чтобы продолжить не пресловутую «холодную войну», а идеологическое и духовное противоборство с современным западным менталитетом.
В реальности, я уверен, «война» эта фейковая, в основном мы исповедуем одни и те же ценности, а то, что США представляют в виде новой «холодной войны», является опасной виртуализацией реальных политических противоречий. Продолжая настаивать, будто виртуальная картинка и является реальностью, Америка становится заложницей собственного могущества и своих представлений о нем. Для нее самой важно стать сейчас немножко слабее — это поможет опуститься на землю и оздоровиться, «прийти в себя». С ролью мирового лидера она не справилась — об этом Владимир Путин тоже говорил — и сейчас испытывает серьезные затруднения с управляемостью ситуацией, которую сама же создает. Все показывает: без России США справиться не могут, что дает основание многим экспертам, и мне в их числе, утверждать, что мы обречены на сотрудничество.
РФС: Иными словами, мы им нужны как партнеры, но не как конкуренты?
Алексей Мухин: Совершенно верно, как конкуренты мы им не нужны. Показательна ситуация с G-8, которая сейчас снова сжалась до формата G-7 или, как говорят в народе, Америка и ее «шестерки». Для чего Россия в свое время так долго — больше 10 лет — и мучительно добивалась права к ней присоединиться? Получилось, для того, чтобы США, положив покровительственно руку ей на плечо, могли объявить: пусть мы победили в «холодной войне», но Россия теперь с нами. Это было довольно странное членство, когда тебя сажают за общий стол, но то и дело норовят обнести. Поговорить в этом закрытом клубе — пожалуйста, а вот табачок, извините, врозь. И как только Россия стала достаточно сильной и независимой, чтобы самой воздействовать на формирование политического климата в мире, ее из этого клуба выставили. Что недвусмысленно подтверждает: США не намерены мириться, чтобы кто-то бросал вызов их безусловному доминированию.
Таким образом, когда вслед за удалением России G-8 снова вернулась в формат G-7, это послужило косвенным доказательством, что Россия своего добилась, вышла на новый уровень своего геополитического развития и, по собственному признанию Америки, представляет для нее главную и реальную опасность. Ну, не Эбола же в самом деле, не «Исламское государство»! В этих трех соснах Обама всего лишь пытался скрыть свою серьезную обеспокоенность ростом влияния Российской Федерации и Владимира Путина лично. Россия же в результате становится весьма привлекательной как ядро создания всевозможных объединений и альянсов, в том числе и военных, чтобы противостоять доминированию и диктату НАТО и США. Что в свою очередь дает новый смысл существованию того же НАТО.
РФС: Как было воспринято предупреждение Путина, что у медведя (России) есть своя тайга (зона жизненных интересов), в которую он не собирается никого пускать и не собирается ни у кого спрашивать на это разрешения?
Алексей Мухин: Как вызов. Собственно, как вызов это заявление и планировалось. Россия максимально четко дала понять, что, являясь региональной державой, обладающей ядерным оружием, не позволит вмешиваться в тот ареал влияния, который она по праву считает своим. То есть на постсоветском пространстве. Что касается глобальной роли, то на такую роль Россия не претендует. Объявив себя мировым лидером, она тут же превратится в свою противоположность — Соединенные Штаты Америки. Поэтому Россия, предлагая партнерство всем странам, которые не довольны существующим миропорядком, лишь собирает вокруг себя «войска», но вопрос, кто будет командовать этим «парадом», остается открытым.
РФС: Несколько раз во время своего выступления Путин обращал внимание на тот тревожный момент, что система сдержек и противовесов в том виде, как она была выстроена в послевоенный период, разрушена, международное право игнорируется. Следует ли понимать президентский посыл так, что либо совместными усилиями будут воссозданы или установлены новые правила поведения на мировой арене, либо перед лицом демонстративного пренебрежения старыми нормами Россия резервирует за собой право ограничивать себя ими не более, чем другие страны?
Алексей Мухин: Это как раз явилось поворотным моментом в риторике и тезисном ряду Владимира Путина. До этого он неизменно ратовал за сохранение прежней системы — сохранение и усиление институтов ООН, за то, чтобы им был возвращен их изначальный смысл. Нынешнее заявление можно считать революционным. И изменение точки зрения имеет под собой одну простую причину: США разрушили международную систему до такой степени, что она уже не поддается восстановлению. Именно это и констатировал российский Президент, предложив создавать новые институты. Такие новые институты уже существуют, необходимо лишь нарастить их потенциал и придать им новый международный статус. Их создали страны, которые приглашались за тот самый привилегированный закрытый стол не в качестве равноправных партнеров, а в качестве блюда. Я имею в виду, прежде всего, БРИКС, а также ШОС, АТЭС и другие. Из этих институтов, видимо, и предстоит сконструировать новую международную систему, которая, если не заменит ООН, то вберет в себя ООН и придаст ей новый смысл и новое влияние.
Не следует понимать дело так, что Президент России ставит крест на ООН. Он лишь зашел с другого конца: если не получается идти простым, коротким и понятным для всех путем, усиливая ООН как универсальный регулирующий механизм, надо создать условия, чтобы ООН подключилась к этому процессу автоматически. И стала очевидна выгода ситуации, когда в мире существует не один центр силы и влияния, отстаивающий интересы прежде всего США, а общая площадка, на которой можно реально договариваться.
Вот в чем, собственно, смысл путинского мессиджа. Кто хотел воспринять его слова как угрозу, тот их так и воспринял. Для этого Президенту России сегодня нет необходимости открытым текстом угрожать, достаточно, говоря фигурально, строго посмотреть в чью-то сторону. Пуганая ворона куста боится: американцы давно давят на европейцев, требуя увеличивать военные расходы, создавать новые военные части и объекты. Культивирование образа смертельного врага в лице России тут просто необходимо. Той же цели служат настойчивые попытки спровоцировать Россию втянуться в тот или иной политический либо военный конфликт, чему она успешно сопротивляется. В таком случае следует придумать, будто она втянулась. Придумали же оккупацию российскими войсками Крыма, их участие на юго-востоке Украины.
РФС: Не называя имен, Президент более чем прозрачно намекнул, что ряд европейских лидеров находятся «на крючке» у Соединенных Штатов. После разоблачений Сноудена и последовавших за ними скандалов нетрудно догадаться, о ком, прежде всего, идет речь. Следует ли понимать, что мы с Меркель разругались окончательно, или до этого еще не дошло?
Алексей Мухин: С Ангелой Меркель невозможно подружиться и невозможно поругаться. Политик, не преследующий интересы собственной страны и действующий в формате интересов другой державы, в принципе не должен рассматриваться Владимиром Путиным как политический субъект. Именно с этим связаны его демонстративные жесты в адрес бундесканцлерин, в частности, опоздание на четыре с половиной часа на встречу с ней в Милане.
Могу напомнить в этой связи очень яркий пример, связанный с братьями Качиньскими, когда один занимал пост президента Польши, а другой — премьер-министра. Они вели совершенно неприкрытую антироссийскую политику, причем вопреки даже интересам тех кругов польского общества, которые были заинтересованы в развитии связей с Россией. Качиньские же скрупулезно следовали указаниям так называемого «вашингтонского обкома», падавшими на удобренную почву собственного русофобства. Россия в итоге просто абстрагировалась от братьев как политических субъектов, контакты были сведены до минимума. Как только премьером стал Дональд Туск и при всем своем панъевропеизме вернул национальные интересы во главу угла польской политики, Владимир Путин мгновенно выстроил с ним отношения, и сотрудничество наших стран вернулось в нормальное русло.
Что касается возможной вербовки некоторых европейских политиков, это, к сожалению, факт. Это не принято обсуждать в истеблишменте — ни в европейском, ни в российском, поэтому мы не называем имен и никогда не узнаем всех обстоятельств «дела», но, судя по поведению Президента и других российских политиков, это факт. Относительно же Эдварда Сноудена могу лишь сказать, что эта информационная бомба еще не взорвалась, мы ее всего лишь показали издали Соединенным Штатам.