Научный совет
[Политика]Региональная власть
В Нижегородской области апробирован эффективный институт участия научной общественности в законотворчестве
При Законодательном собрании Нижегородской области еще в 2009 году был создан Научно-консультативный совет. Это общественный консультативный коллегиальный орган, цель деятельности которого — выработка предложений по совершенствованию законодательства Нижегородской области и правовое просвещение населения региона. О работе совета рассказывает его председатель Борис Шахов.
РФС: Борис Евгеньевич, кто входит в состав Научно-консультативного совета? Каковы принципы его формирования?
Борис Шахов: В совет входят представители научных, образовательных и иных специализированных учреждений и организаций, квалифицированные специалисты. Как правило, это представители вузов. В действующем составе НКС из 13 членов 9 — вузовские работники. В совет не могут входить лица, которые замещают государственные или муниципальные должности, являются государственными или муниципальными служащими. Персональный состав утверждается постановлением Законодательного собрания из кандидатов, предлагаемых председателем регионального парламента, комитетами и депутатскими объединениями. Помимо собственно самих членов НКС предусмотрено, что совет может использовать экспертов, в список которых сегодня включено более 100 специалистов. Статус совета — общественный, что предполагает безвозмездный характер деятельности членов НКС.
РФС: Из каких «кирпичиков» складывается работа Научно-консультативного совета?
Борис Шахов: Мы постоянно проводим анализ законодательства Нижегородской области, участвуем в рабочих группах Законодательного собрания по разработке, доработке и рассмотрению проектов законов области и проектов постановлений регионального парламента. Члены НКС проводят научную экспертизу действующих законов области и постановлений Законодательного собрания, а также проектов законов области и постановлений, участвуют в мониторинге правоприменения законов области и постановлений регионального парламента. Мы активно разрабатываем новые подходы и методы анализа законов и законопроектов, методы и формы мониторинга законодательства области, активно участвуем в мероприятиях по разъяснению и популяризации норм действующего законодательства. Интенсивное взаимодействие у нас и с высшими учебными заведениями, научными организациями, общественными объединениями.
В значительной степени новаторский характер носит разработанное советом Положение о порядке проведения Научно-консультативным советом при Законодательном собрании научной экспертизы законов Нижегородской области, их проектов и концепций, постановлений и проектов постановлений регионального парламента. В документе сделана успешная попытка систематизировать информацию об экспертизе нормативного материала и порядке ее проведения. В соответствии с этим Положением члены совета готовят экспертные заключения по наиболее актуальному нормативному материалу. Так, подготовлены экспертные заключения на проекты законов «О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области», «О порядке реализации права законодательной инициативы граждан в Законодательном собрании Нижегородской области», «О принятии Положения о нормотворческом ходатайстве граждан в Законодательном собрании Нижегородской области». Выполнены экспертизы закона «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области», законопроектов «О внесении изменений в статью 11 Закона Нижегородской области», «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», «О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за нарушение порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения) и другие.
За период работы с 2009 года по настоящее время было подготовлено более 60 экспертных заключений. Ярким примером совместной работы стал проект закона «О порядке реализации права законодательной инициативы граждан в Законодательном собрании Нижегородской области». В процессе дискуссий документ имел 3 редакции.
РФС: Решения совета носят рекомендательный характер. А оказывают ли они реальное влияние на принятие решений региональным парламентом?
Борис Шахов: Хотел бы отметить, что позиция совета нередко становится определяющей в судьбе проектов законов. Концепция документа может существенно меняться, например, как это было с проектом закона «О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области». Уточнялся механизм подтверждения права получения бесплатной юридической помощи, категории лиц и т.д.
В некоторых случаях советом проводится комплексная оценка правового регулирования в связи с предлагаемыми изменениями в правовое пространство. Например, было проведено расширенное заседание совета по проекту доклада Законодательного собрания Нижегородской области 2014 года «О состоянии законодательства Нижегородской области и об основных итогах деятельности Законодательного собрания за 20 лет». Дважды весной 2014 года на заседания совета был вынесен вопрос о реформе местного самоуправления в связи с обсуждением проекта федерального закона, вводящего новый вид муниципальных образований — внутригородские районы городских округов.
РФС: Борис Евгеньевич, расскажите о работе по правовому просвещению населения. Насколько важно повышать юридическую грамотность наших жителей?
Борис Шахов: В целях правового просвещения граждан мы приглашаем студентов нижегородских вузов на все публичные мероприятия совета, молодые люди активно участвуют в обмене мнениями при подведении итогов мероприятий. Студенты нижегородских вузов присутствуют на заседаниях комитетов собрания и привлекаются к экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. НКС поддерживает конкурс студенческих работ «Я — законодатель». Кроме того, мы привлекаем студентов в составе редакционной группы к разработке предложений по проводимой научно-консультативным советом экспертизе нормативных правовых актов и их проектов.
Кроме того, впервые в практике Законодательного собрания в апреле 2013 года были проведены парламентские дебаты студентов из вузов города, на котором обсуждались концепция закона «О законодательной инициативе граждан в Нижегородской области», положение об интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива» и проект положения «О нормотворческом ходатайстве». Этот опыт был признан удачным, и были проведены Парламентские дебаты по вопросам общественного контроля, а также служебной этики публичных должностных лиц.
РФС: Как еще взаимодействуете с вузами?
Борис Шахов: По инициативе совета внедрена новая форма работы депутатов регионального парламента — Дни Законодательного собрания Нижегородской области в вузах. С ноября 2012 года такие дни проводятся ежеквартально. В рамках таких мероприятий подписываются соглашения о взаимодействии Законодательного собрания и вуза, депутаты и работники аппарата проводят занятия, тематические «круглые столы» с профессорско-преподавательским составом.
Подводя итог, хочу отметить, что в Нижегородской области апробирован эффективный институт участия научной общественности в законотворчестве. Этот опыт непрерывно совершенствуется, поэтому необходимо распространять его в законодательных органах власти субъектов Федерации.