«Мы мирные люди, но наш бронепоезд…»

В Совете Безопасности России приступили к подготовке изменений в действующую военную доктрину страны.

Принять их планируется к концу года. С этой целью создана межведомственная рабочая группа, в состав которой входят и представители обеих палат Федерального Собрания. 

18.10.2014 15:56

«Мы мирные люди, но наш бронепоезд…»
 
О задачах этого документа и других вопросах обеспечения национальной безопасности нашего государства мы беседуем с председателем Комитета Государственной Думы по обороне Владимиром Комоедовым.
 
 
РФС: Владимир Петрович, чем вызва­на необходимость внесения изменений в военную доктрину России?
 
Владимир Комоедов: Геополитиче­ская ситуация, особенно в сфере без­опасности, развивается все более ди­намично. Времена «мира во всем ми­ре» еще не настали и придут, видимо, нескоро. Возникают новые военные угрозы и вызовы в связи с кризисом на Украине, последствиями так называе­мой «арабской весны», обострением во­енно-политической ситуации в Сирии и Ираке, событиями в Афганистане, ря­дом других международных проблем.
Стало очевидным, что США и их союзники стремятся закрепить свое доминирующее положение в обход ос­новополагающих принципов между­народного права. Они все чаще прибе­гают к силовым методам или угрозам их применения. Нередкими стали так называемые «войны по доверенности», когда мировые державы провоцируют вооруженные конфликты с исполь­зованием различных оппозиционных группировок, не брезгуя и откровенно экстремистскими.
 
В заключительной части военной доктрины России 2010 года оговари­вается, что ее положения могут уточ­няться в соответствии с изменени­ем характера военных опасностей и угроз. Тенденции развития военно-по­литической обстановки в мире за ми­нувшие годы, особенности ведения военных действий на современном этапе требуют не только внести соответ­ствующие изменения, но, возможно, принять новую редакцию этого про­граммного документа, больше отве­чающую велению нашего времени. В военной доктрине необходимо учесть и содержание основных правовых ак­тов Российской Федерации, принятых за последние четыре года.
 
РФС: Военные эксперты признают, что почти за два с половиной десяти­летия после развала Советского Союза обороноспособность нашего государ­ства ослабла. В чем, на ваш взгляд, не­достаток проводившегося реформиро­вания Вооруженных Сил России?
Родился 14 августа 1950 года в г. Никополь Украинской ССР.

1972 г. — закончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе,

в 1985 г. — Военно-морскую академию им. А.А. Гречко,

1992 г. — Военную академию Генерального штаба.

1992-1997 гг. — командир Балтийской эскадры, командир Балтийской военно-морской базы, начальник штаба — 1-й заместитель командующего Балтийским флотом,

1997-1998 гг. — 1-й заместитель командующего Северным флотом.

1998-2002 гг. — Командующий Черноморским флотом.

2007-2011 гг. — депутат Государственной Думы 5-го созыва, член Комитета по обороне, фракция КПРФ.

С 2011 г. — по настоящее время депутат Государственной Думы 6-го созыва, председатель Комитета по обороне, фракция КПРФ.
Владимир Комоедов: Этот процесс тесно связан с распадом Советского Союза и строительством новой Рос­сийской армии. Основным направле­нием проводившейся реформы было сокращение численности Вооружен­ных Сил. Его инициаторы подчеркива­ли, что их цель — создать немногочис­ленную, мобильную и сильную армию. Но перед Россией стоит задача защи­ты огромной территории, чрезвычай­но богатой природными ресурсами. А четкой концепции, как, какими сред­ствами и от кого нам предстоит обо­роняться, так и не сформулировано.
 
Соединенные Штаты сегодня тоже озабочены модернизацией армии и разработали свою военную стратегию. До 2015 года они планируют развитие всех видов вооруженных сил, исходя из того, что в ближайшие 50 лет войны на планете в той или иной форме бу­дут продолжаться. Западными держа­вами движет стремление расширить свою территорию, прибрать к рукам чужие природные ресурсы. Это глав­ная цель планов США и их союзников по НАТО. Хотя маскируются они рас­суждениями о ценностях свободы, де­мократии и правах человека.
 
Наш комитет провел сравнительный анализ боевых возможностей амери­канских и Российских вооруженных сил. У нас в результате деятельности бывшего министра обороны Сердюкова число регулярных частей уменьши­лось с 1890 до 171. Ликвидация инсти­тута прапорщиков и мичманов привела к отставке 190 тысяч человек. Переход от дивизионного управления к бригад­ному вызвал сокращение офицерского и генеральского корпусов, увольнение наиболее опытных и знающих специ­алистов. Закрывались военные учебные заведения: из 65 их осталось всего 10. По мнению многих экспертов, это — не реформа, а фактический развал.
 
В июне прошлого года мы в Госу­дарственной Думе провели «круглый стол» на тему «Состояние боеготов­ности Сухопутных войск Российской Федерации». Его участники указали на серьезные упущения в военном стро­ительстве. В частности, отмечалось несоответствие численности военнослужащих поставленным перед ними задачам, неблагоприятные условия прохождения службы, низкий уровень оснащения частей современной тех­никой. Критиковалось выполнение Генштабом функций, не относящихся непосредственно к повседневному ру­ководству войсками.
 
«Военная реформа» по Сердюкову была заведомо обречена на провал. Она не имела научного обоснования и осу­ществлялась при полном забвении уни­кального опыта наших прежних Воору­женных Сил. Только с приходом к ру­ководству Минобороны и Генштаба но­вых людей, выделением значительных бюджетных средств на нужды военного строительства положение постепенно начало меняться в лучшую сторону.
 
РФС: Чтобы говорить об обеспечении национальной безопасности государ­ства надо четко представлять: кто его потенциальные и реальные противни­ки, а кто — союзники… Есть ли сегодня у нашего руководства ясность в этом вопросе?
 
Владимир Комоедов: Прежде не бы­ло. Считалось, что нас окружают одни друзья и доброжелатели. Кризис на Украине и другие события в мире за­ставили более трезво взглянуть на ре­альное положение дел. Очаги военных конфликтов приближаются к нашим рубежам. НАТО расширяется на вос­ток, и многие наши бывшие союзники вошли в этот военно-политический блок. Только с западных стратегиче­ских направлений нам противостоят 2,5 тысячи ракет морского и воздуш­ного базирования. Североатлантиче­ский блок имеет в Европе 36 дивизий, 120 бригад, 11 тысяч танков, более 4,5 тысячи самолетов. Причем доля совре­менных видов вооружений и техники в войсках НАТО составляет сегодня 65 процентов, тогда как у нас около 15.
 
В соответствии с решением вер­ховного главнокомандующего, на мо­дернизацию армии выделяются зна­чительные средства. Сравните: в 2003 году бюджет Министерства обороны составлял 600 миллиардов рублей, а в этом году — 2,3 триллиона. Предпо­лагается практически полностью отка­заться от закупок военной техники и вооружений за рубежом.
 
РФС: Сегодня внимание нашей и ми­ровой общественности приковано к Украине. Действительно события там развиваются так, что угрожают воз­никновением новой «холодной войны». Есть опасения, что она может перейти в «горячую фазу». А это, думается, не нужно никому…
 
Владимир Комоедов: По сути, ставки Запада в «игре» вокруг Украины дей­ствительно очень высоки. После распа­да Советского Союза США осторожно, но настойчиво внедрялись в зону гео­политической ответственности России. Однако на рубеже 2013 и 2014 годов эта осторожность, трезвый стратегический расчет, да и просто здравый смысл бы­ли отброшены. Видимо, в Вашингтоне и Брюсселе сочли, что партию на «вели­кой шахматной доске», по Бжезинскому, пора переводить в эндшпиль.
 
Впервые в новейшей истории в центре Европы был осуществлен во­оруженный антиконституционный государственный переворот. В Киеве при попустительстве и подстрекатель­стве западных держав национализм и русофобия стали основой идеологии нынешнего украинского руководства. Вопиющие злодеяния новой власти против своих оппонентов, например, трагедия в Доме профсоюзов в Одес­се, придаются забвению. Всячески тормозится расследование крушения малайзийского «Боинга» и массовых захоронений мирных жителей, обна­руженных недавно в Новороссии.
 
В этой связи Запад предпочитает отделываться молчанием. Там упорно не хотят слышать голос значительной части населения Юго-Востока Укра­ины, которая не желает мириться с произволом фашиствующих потомков Степана Бандеры. Зато во всех смерт­ных грехах обвиняют Россию, против которой развернута настоящая психо­логическая война, вводятся все новые и новые санкции.
 
Думается, что подобные меры от­нюдь не случайны. Даи к Украине они имеют лишь опосредованное от­ношение. На мой взгляд, ситуация на наших юго-западных рубежах свиде­тельствует о реализации новой моде­ли «цветных революций», направлен­ных на свержение не угодных Западу режимов. Но главной целью остается Россия, которая, в отличие от 90-х го­дов, не желает играть по правилам, диктуемым Вашингтоном.
 
РФС: И как далеко США и их союзни­ки могут зайти в разыгрываемой ими геополитической партии?
 
Владимир Комоедов: Уверен, веро­ятность прямого вооруженного кон­фликта с Россией из-за украинского кризиса практически исключается, хотя бы исходя из соображений само­сохранения. Недавно президент США Барак Обама заявил, что воевать в свя­зи с событиями на Украине его страна не собирается. Однако и отказываться от применения санкций в отношении России Запад не спешит. Политическое и экономическое давление со стороны США и их союзников может нарас­тать или ослабевать, но в возможность большой войны я не верю. Военного решения проблемы Новороссии не су­ществует. Лишь переговорный процесс способен прекратить эскалацию кон­фликта на Украине. Не сомневаюсь, что наше руководство продолжит по­иск компромиссов, направленных на урегулирование кризиса. Осторожный оптимизм вызывают договоренности, достигнутые в этой связи в Минске.
 
Мое личное мнение по поводу «красной линии», за которую Россия отступать не должна: первое, нам надо получить надежные гарантии о сохра­нении внеблокового статуса Украины; второе, Запад должен прекратить меж­дународные интриги вокруг Крыма, который был, есть и останется россий­ским. И самое главное — проведение реальной политической реформы на Украине с предоставлением восточным регионам широкой автономии. Западу и его подопечным в Киеве необходи­мо понять простую истину. Россия не может быть безучастной к судьбам миллионов граждан, с которыми нас объединяет тысячелетняя история, экономические, духовные, культурные и просто родственные связи. И не их вина, что они оказались заложниками геополитических «игр» по сценарию, разработанному кем-то за океаном.
 
РФС: Недавно в Черном море прош­ли учения военно-морских сил НАТО с участием Украины «Sea Breese-2014». Можно ли расценивать их результаты как демонстрацию силы и повышение интересов североатлантического бло­ка к этому региону?
 
Владимир Комоедов: Подобные во­енно-морские учения с участием военно-морских и военно-воздушных сил стран НАТО и Украины проводятся ре­гулярно с 1997 года. Нынешние манев­ры уже двенадцатые по счету. Считать, что это какая-то серьезная демонстра­ция силы, не стоит. Хотя Россия выска­залась против проведения этих учений на фоне осложнения ситуации на Юго-Востоке Украины. В них приняли уча­стие 12 кораблей и судов обеспечения, около 2000 военнослужащих. Кстати, береговая фаза учений была отменена.
 
Поэтому можно говорить скорее о моральной поддержке Брюсселем нынешних властей в Киеве. Именно о моральной. В прошлые годы часть военного имущества стран НАТО, ис­пользованная в ходе учений, переда­валась украинской стороне. Сейчас этого не произошло.
 
Хотелось бы, однако, отметить, что, несмотря на традиционно заявляемые цели учений (установление и обеспече­ние зоны безопасности судоходства в кризисном районе, поиск судна-нару­шителя, оказание помощи потерпевше­му крушение кораблю), на маневрах не­гласно присутствовал антироссийский сценарий. То есть, это была подготовка к возможным совместным действиям против нашей страны. Как адмирал, 5 лет командовавший Черноморским флотом, знаю об этом не понаслышке.
 
Что касается второй части вашего вопроса, то в НАТО никогда не скры­вали повышенного интереса к этому региону. Вашингтон и Брюссель про­водят активную политику закрепле­ния своего влияния в Причерноморье и стараются ограничить и ослабить присутствие там России.
 
Отмечу еще один важный для оценки обстановки момент. Сегодня в международных отношениях все более явно прослеживается тенденция пере­носа главных акцентов в сферу эко­номических интересов. Это связано с возрастающей проблемой дефицита природных ресурсов. Под предлогом решения экологических и иных «бла­гих» задач Запад стремится закрепить за собой возможность приоритетного использования ресурсов Черномор­ского бассейна. А если смотреть ши­ре, обеспечить себе доступ через этот регион к энергоресурсам Каспия и Средней Азии. Именно данной целью объясняется политика НАТО в регионе, а также сценарий, который ею ра­зыгрывается на Украине.
 
РФС: Что же Россия может противо­поставить этим далеко идущим пла­нам? Надо думать, что добровольное возвращение Крыма и в том числе Се­вастополя в состав Российской Феде­рации расширяет наши возможности в этом направлении...
 
Владимир Комоедов: Усиление во­енной активности НАТО в акватории Черного моря вызывает естественную реакцию России. Мы вынуждены при­нимать соответствующие меры защиты своих национальных интересов. Стре­мясь к спокойному и мирному урегу­лированию спорных вопросов, Россия должна дать понять своим оппонентам, что, как поется в известной песне, «мы мирные люди, но наш бронепоезд сто­ит на запасном пути»… Военным ру­ководством страны принято решение о развертывании группировки наших войск на крымском направлении.
 
Управление ими передается под единое командование. При этом осо­бое внимание уделяется противовоз­душной обороне. Мое личное мнение, надо сделать так, как и в Калининград­ском особом оборонительном районе. Там — один военный начальник, и ему подчиняется все, что связано с оборо­ной. Для развертывания полноценной группировки войск на крымском на­правлении необходимо пропорцио­нально усилить все виды и рода войск на полуострове, обеспечить их четкое и слаженное взаимодействие.
 
РФС: Члены Комитета Государствен­ной Думы, безусловно, обсуждают на своих заседаниях предложения о внесении изменений в нашу военную доктрину. Не раскрывая военных се­кретов, скажите, что все-таки больше всего сегодня волнует ваших коллег-депутатов? По каким направлениям пойдет реформирование наших Во­оруженных Сил?
 
Владимир Комоедов: Особенно бес­покоит реализация Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы в условиях принятых западных санкций. В этой связи стоит задача повышения ответственности пред­приятий оборонно-промышленного комплекса. В «черном» списке США и Евросоюза оказались почти все про­изводства, выпускающие продукцию в рамках гособоронзаказа и Госпро­граммы вооружений. Для успешного решения очень непростых задач пере­вооружения войск, флота и авиации необходимо перевести предприятия ОПК на систему планирования.
 
До 2020 года отрасль должна освоить довольно внушительную сумму бюд­жетных средств — около 20 триллионов рублей. Надо добиваться того, чтобы эти огромные средства расходовались рачительно и коренным образом изме­нили облик наших Вооруженных Сил. В частности, Военно-морской флот должен получить десятки атомных и дизельных подводных лодок, современ­ных надводных кораблей. Синхронно с принятием их на вооружение должна осуществляться модернизация системы базирования, идти подготовка офицер­ского и технического состава по новым военно-учетным специальностям.
 
Думаю, что и далее необходимо придерживаться такой практики.
 
Возвращаясь к проблемам «оборон­ки», отмечу, что Генеральная прокура­тура недавно в ходе проверки ведущих предприятий ОПК выявила серьезные недостатки в их работе. Общий ущерб составил более 20 миллиардов рублей. Полагаю, что отмеченные просчеты в оборонном производстве и слабая ис­полнительская дисциплина вряд ли проявились бы при наличии четкого плана-графика выпуска вооружений и военной техники, строгого контроля за качеством продукции.
 
Главной гарантией выполнения Государственной программы вооружений, на мой взгляд, являются возросшее внимание руководства страны к нуждам Вооруженных Сил, понимание того, что никто нас не защитит в мире, кроме нас самих. Масштабное перевооружение армии совпадает с военной реформой. В результате модернизации наши Вооруженные Силы должны превратиться в надежный механизм защиты суверенитета и территориальной целостности России, надежно обеспечить безопасность ее граждан и соблюдение наших национальных интересов. Отставание в военной сфере недопустимо, им неминуемо воспользуются наши противники.
 
Беседовал Александр Сухопаров
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3347