О задачах этого документа и других вопросах обеспечения национальной безопасности нашего государства мы беседуем с председателем Комитета Государственной Думы по обороне Владимиром Комоедовым.
РФС: Владимир Петрович, чем вызвана необходимость внесения изменений в военную доктрину России?
Владимир Комоедов: Геополитическая ситуация, особенно в сфере безопасности, развивается все более динамично. Времена «мира во всем мире» еще не настали и придут, видимо, нескоро. Возникают новые военные угрозы и вызовы в связи с кризисом на Украине, последствиями так называемой «арабской весны», обострением военно-политической ситуации в Сирии и Ираке, событиями в Афганистане, рядом других международных проблем.
Стало очевидным, что США и их союзники стремятся закрепить свое доминирующее положение в обход основополагающих принципов международного права. Они все чаще прибегают к силовым методам или угрозам их применения. Нередкими стали так называемые «войны по доверенности», когда мировые державы провоцируют вооруженные конфликты с использованием различных оппозиционных группировок, не брезгуя и откровенно экстремистскими.
В заключительной части военной доктрины России 2010 года оговаривается, что ее положения могут уточняться в соответствии с изменением характера военных опасностей и угроз. Тенденции развития военно-политической обстановки в мире за минувшие годы, особенности ведения военных действий на современном этапе требуют не только внести соответствующие изменения, но, возможно, принять новую редакцию этого программного документа, больше отвечающую велению нашего времени. В военной доктрине необходимо учесть и содержание основных правовых актов Российской Федерации, принятых за последние четыре года.
РФС: Военные эксперты признают, что почти за два с половиной десятилетия после развала Советского Союза обороноспособность нашего государства ослабла. В чем, на ваш взгляд, недостаток проводившегося реформирования Вооруженных Сил России?
Родился 14 августа 1950 года в г. Никополь Украинской ССР.
1972 г. — закончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе,
в 1985 г. — Военно-морскую академию им. А.А. Гречко,
1992 г. — Военную академию Генерального штаба.
1992-1997 гг. — командир Балтийской эскадры, командир Балтийской военно-морской базы, начальник штаба — 1-й заместитель командующего Балтийским флотом,
1997-1998 гг. — 1-й заместитель командующего Северным флотом.
1998-2002 гг. — Командующий Черноморским флотом.
2007-2011 гг. — депутат Государственной Думы 5-го созыва, член Комитета по обороне, фракция КПРФ.
С 2011 г. — по настоящее время депутат Государственной Думы 6-го созыва, председатель Комитета по обороне, фракция КПРФ.
Владимир Комоедов: Этот процесс тесно связан с распадом Советского Союза и строительством новой Российской армии. Основным направлением проводившейся реформы было сокращение численности Вооруженных Сил. Его инициаторы подчеркивали, что их цель — создать немногочисленную, мобильную и сильную армию. Но перед Россией стоит задача защиты огромной территории, чрезвычайно богатой природными ресурсами. А четкой концепции, как, какими средствами и от кого нам предстоит обороняться, так и не сформулировано.
Соединенные Штаты сегодня тоже озабочены модернизацией армии и разработали свою военную стратегию. До 2015 года они планируют развитие всех видов вооруженных сил, исходя из того, что в ближайшие 50 лет войны на планете в той или иной форме будут продолжаться. Западными державами движет стремление расширить свою территорию, прибрать к рукам чужие природные ресурсы. Это главная цель планов США и их союзников по НАТО. Хотя маскируются они рассуждениями о ценностях свободы, демократии и правах человека.
Наш комитет провел сравнительный анализ боевых возможностей американских и Российских вооруженных сил. У нас в результате деятельности бывшего министра обороны Сердюкова число регулярных частей уменьшилось с 1890 до 171. Ликвидация института прапорщиков и мичманов привела к отставке 190 тысяч человек. Переход от дивизионного управления к бригадному вызвал сокращение офицерского и генеральского корпусов, увольнение наиболее опытных и знающих специалистов. Закрывались военные учебные заведения: из 65 их осталось всего 10. По мнению многих экспертов, это — не реформа, а фактический развал.
В июне прошлого года мы в Государственной Думе провели «круглый стол» на тему «Состояние боеготовности Сухопутных войск Российской Федерации». Его участники указали на серьезные упущения в военном строительстве. В частности, отмечалось несоответствие численности военнослужащих поставленным перед ними задачам, неблагоприятные условия прохождения службы, низкий уровень оснащения частей современной техникой. Критиковалось выполнение Генштабом функций, не относящихся непосредственно к повседневному руководству войсками.
«Военная реформа» по Сердюкову была заведомо обречена на провал. Она не имела научного обоснования и осуществлялась при полном забвении уникального опыта наших прежних Вооруженных Сил. Только с приходом к руководству Минобороны и Генштаба новых людей, выделением значительных бюджетных средств на нужды военного строительства положение постепенно начало меняться в лучшую сторону.
РФС: Чтобы говорить об обеспечении национальной безопасности государства надо четко представлять: кто его потенциальные и реальные противники, а кто — союзники… Есть ли сегодня у нашего руководства ясность в этом вопросе?
Владимир Комоедов: Прежде не было. Считалось, что нас окружают одни друзья и доброжелатели. Кризис на Украине и другие события в мире заставили более трезво взглянуть на реальное положение дел. Очаги военных конфликтов приближаются к нашим рубежам. НАТО расширяется на восток, и многие наши бывшие союзники вошли в этот военно-политический блок. Только с западных стратегических направлений нам противостоят 2,5 тысячи ракет морского и воздушного базирования. Североатлантический блок имеет в Европе 36 дивизий, 120 бригад, 11 тысяч танков, более 4,5 тысячи самолетов. Причем доля современных видов вооружений и техники в войсках НАТО составляет сегодня 65 процентов, тогда как у нас около 15.
В соответствии с решением верховного главнокомандующего, на модернизацию армии выделяются значительные средства. Сравните: в 2003 году бюджет Министерства обороны составлял 600 миллиардов рублей, а в этом году — 2,3 триллиона. Предполагается практически полностью отказаться от закупок военной техники и вооружений за рубежом.
РФС: Сегодня внимание нашей и мировой общественности приковано к Украине. Действительно события там развиваются так, что угрожают возникновением новой «холодной войны». Есть опасения, что она может перейти в «горячую фазу». А это, думается, не нужно никому…
Владимир Комоедов: По сути, ставки Запада в «игре» вокруг Украины действительно очень высоки. После распада Советского Союза США осторожно, но настойчиво внедрялись в зону геополитической ответственности России. Однако на рубеже 2013 и 2014 годов эта осторожность, трезвый стратегический расчет, да и просто здравый смысл были отброшены. Видимо, в Вашингтоне и Брюсселе сочли, что партию на «великой шахматной доске», по Бжезинскому, пора переводить в эндшпиль.
Впервые в новейшей истории в центре Европы был осуществлен вооруженный антиконституционный государственный переворот. В Киеве при попустительстве и подстрекательстве западных держав национализм и русофобия стали основой идеологии нынешнего украинского руководства. Вопиющие злодеяния новой власти против своих оппонентов, например, трагедия в Доме профсоюзов в Одессе, придаются забвению. Всячески тормозится расследование крушения малайзийского «Боинга» и массовых захоронений мирных жителей, обнаруженных недавно в Новороссии.
В этой связи Запад предпочитает отделываться молчанием. Там упорно не хотят слышать голос значительной части населения Юго-Востока Украины, которая не желает мириться с произволом фашиствующих потомков Степана Бандеры. Зато во всех смертных грехах обвиняют Россию, против которой развернута настоящая психологическая война, вводятся все новые и новые санкции.
Думается, что подобные меры отнюдь не случайны. Даи к Украине они имеют лишь опосредованное отношение. На мой взгляд, ситуация на наших юго-западных рубежах свидетельствует о реализации новой модели «цветных революций», направленных на свержение не угодных Западу режимов. Но главной целью остается Россия, которая, в отличие от 90-х годов, не желает играть по правилам, диктуемым Вашингтоном.
РФС: И как далеко США и их союзники могут зайти в разыгрываемой ими геополитической партии?
Владимир Комоедов: Уверен, вероятность прямого вооруженного конфликта с Россией из-за украинского кризиса практически исключается, хотя бы исходя из соображений самосохранения. Недавно президент США Барак Обама заявил, что воевать в связи с событиями на Украине его страна не собирается. Однако и отказываться от применения санкций в отношении России Запад не спешит. Политическое и экономическое давление со стороны США и их союзников может нарастать или ослабевать, но в возможность большой войны я не верю. Военного решения проблемы Новороссии не существует. Лишь переговорный процесс способен прекратить эскалацию конфликта на Украине. Не сомневаюсь, что наше руководство продолжит поиск компромиссов, направленных на урегулирование кризиса. Осторожный оптимизм вызывают договоренности, достигнутые в этой связи в Минске.
Мое личное мнение по поводу «красной линии», за которую Россия отступать не должна: первое, нам надо получить надежные гарантии о сохранении внеблокового статуса Украины; второе, Запад должен прекратить международные интриги вокруг Крыма, который был, есть и останется российским. И самое главное — проведение реальной политической реформы на Украине с предоставлением восточным регионам широкой автономии. Западу и его подопечным в Киеве необходимо понять простую истину. Россия не может быть безучастной к судьбам миллионов граждан, с которыми нас объединяет тысячелетняя история, экономические, духовные, культурные и просто родственные связи. И не их вина, что они оказались заложниками геополитических «игр» по сценарию, разработанному кем-то за океаном.
РФС: Недавно в Черном море прошли учения военно-морских сил НАТО с участием Украины «Sea Breese-2014». Можно ли расценивать их результаты как демонстрацию силы и повышение интересов североатлантического блока к этому региону?
Владимир Комоедов: Подобные военно-морские учения с участием военно-морских и военно-воздушных сил стран НАТО и Украины проводятся регулярно с 1997 года. Нынешние маневры уже двенадцатые по счету. Считать, что это какая-то серьезная демонстрация силы, не стоит. Хотя Россия высказалась против проведения этих учений на фоне осложнения ситуации на Юго-Востоке Украины. В них приняли участие 12 кораблей и судов обеспечения, около 2000 военнослужащих. Кстати, береговая фаза учений была отменена.
Поэтому можно говорить скорее о моральной поддержке Брюсселем нынешних властей в Киеве. Именно о моральной. В прошлые годы часть военного имущества стран НАТО, использованная в ходе учений, передавалась украинской стороне. Сейчас этого не произошло.
Хотелось бы, однако, отметить, что, несмотря на традиционно заявляемые цели учений (установление и обеспечение зоны безопасности судоходства в кризисном районе, поиск судна-нарушителя, оказание помощи потерпевшему крушение кораблю), на маневрах негласно присутствовал антироссийский сценарий. То есть, это была подготовка к возможным совместным действиям против нашей страны. Как адмирал, 5 лет командовавший Черноморским флотом, знаю об этом не понаслышке.
Что касается второй части вашего вопроса, то в НАТО никогда не скрывали повышенного интереса к этому региону. Вашингтон и Брюссель проводят активную политику закрепления своего влияния в Причерноморье и стараются ограничить и ослабить присутствие там России.
Отмечу еще один важный для оценки обстановки момент. Сегодня в международных отношениях все более явно прослеживается тенденция переноса главных акцентов в сферу экономических интересов. Это связано с возрастающей проблемой дефицита природных ресурсов. Под предлогом решения экологических и иных «благих» задач Запад стремится закрепить за собой возможность приоритетного использования ресурсов Черноморского бассейна. А если смотреть шире, обеспечить себе доступ через этот регион к энергоресурсам Каспия и Средней Азии. Именно данной целью объясняется политика НАТО в регионе, а также сценарий, который ею разыгрывается на Украине.
РФС: Что же Россия может противопоставить этим далеко идущим планам? Надо думать, что добровольное возвращение Крыма и в том числе Севастополя в состав Российской Федерации расширяет наши возможности в этом направлении...
Владимир Комоедов: Усиление военной активности НАТО в акватории Черного моря вызывает естественную реакцию России. Мы вынуждены принимать соответствующие меры защиты своих национальных интересов. Стремясь к спокойному и мирному урегулированию спорных вопросов, Россия должна дать понять своим оппонентам, что, как поется в известной песне, «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути»… Военным руководством страны принято решение о развертывании группировки наших войск на крымском направлении.
Управление ими передается под единое командование. При этом особое внимание уделяется противовоздушной обороне. Мое личное мнение, надо сделать так, как и в Калининградском особом оборонительном районе. Там — один военный начальник, и ему подчиняется все, что связано с обороной. Для развертывания полноценной группировки войск на крымском направлении необходимо пропорционально усилить все виды и рода войск на полуострове, обеспечить их четкое и слаженное взаимодействие.
РФС: Члены Комитета Государственной Думы, безусловно, обсуждают на своих заседаниях предложения о внесении изменений в нашу военную доктрину. Не раскрывая военных секретов, скажите, что все-таки больше всего сегодня волнует ваших коллег-депутатов? По каким направлениям пойдет реформирование наших Вооруженных Сил?
Владимир Комоедов: Особенно беспокоит реализация Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы в условиях принятых западных санкций. В этой связи стоит задача повышения ответственности предприятий оборонно-промышленного комплекса. В «черном» списке США и Евросоюза оказались почти все производства, выпускающие продукцию в рамках гособоронзаказа и Госпрограммы вооружений. Для успешного решения очень непростых задач перевооружения войск, флота и авиации необходимо перевести предприятия ОПК на систему планирования.
До 2020 года отрасль должна освоить довольно внушительную сумму бюджетных средств — около 20 триллионов рублей. Надо добиваться того, чтобы эти огромные средства расходовались рачительно и коренным образом изменили облик наших Вооруженных Сил. В частности, Военно-морской флот должен получить десятки атомных и дизельных подводных лодок, современных надводных кораблей. Синхронно с принятием их на вооружение должна осуществляться модернизация системы базирования, идти подготовка офицерского и технического состава по новым военно-учетным специальностям.
Думаю, что и далее необходимо придерживаться такой практики.
Возвращаясь к проблемам «оборонки», отмечу, что Генеральная прокуратура недавно в ходе проверки ведущих предприятий ОПК выявила серьезные недостатки в их работе. Общий ущерб составил более 20 миллиардов рублей. Полагаю, что отмеченные просчеты в оборонном производстве и слабая исполнительская дисциплина вряд ли проявились бы при наличии четкого плана-графика выпуска вооружений и военной техники, строгого контроля за качеством продукции.
Главной гарантией выполнения Государственной программы вооружений, на мой взгляд, являются возросшее внимание руководства страны к нуждам Вооруженных Сил, понимание того, что никто нас не защитит в мире, кроме нас самих. Масштабное перевооружение армии совпадает с военной реформой. В результате модернизации наши Вооруженные Силы должны превратиться в надежный механизм защиты суверенитета и территориальной целостности России, надежно обеспечить безопасность ее граждан и соблюдение наших национальных интересов. Отставание в военной сфере недопустимо, им неминуемо воспользуются наши противники.
Беседовал Александр Сухопаров