"РФ-сегодня"
Кто строит «независимые» СМИ в едином антироссийском векторе?
[Мир]Геополитика
Российский институт стратегических исследований (РИСИ) вместе с МИА «Россия сегодня» подготовили доклад по итогам исследования мирового информационного потока в 2014 году — «Недружелюбность СМИ различных стран в отношении России». Его цель — показать вектор формирования общественного мнения. Результаты со всей очевидностью свидетельствуют, что против нашей страны развернута глобальная информационная война
Системный механизм создания общественного мнения известен — освещение под определенным углом ведущих событий международной жизни. Изучив это, аналитики привлекли также данные медиастатистики, полученные с применением новой прикладной дисциплины — политической медиаметрии. Проштудировано около 70 тысяч значимых публикаций в крупнейших СМИ 60 стран. Они классифицировались с точки зрения интенсивности внимания к действиям России и агрессивности инфосреды. Это позволяет сказать, кто нам «друг», кто «враг», а кто «и не друг, и не враг, а так».
Прошедший 2014 год выдался для России сложным. Она встала перед вызовами, выразившимися в попытках сорвать или дискредитировать зимние Олимпийские игры в Сочи, противодействия возвращению Крыма и Севастополя в состав РФ, мощном информационном накате со стороны западных стран в связи с событиями на Украине, введении режима экономических санкций, грубом нажиме на все ветви власти и, особенно, на Президента РФ.
Открытий нет, зато есть статистическое подтверждение наших ощущений.
В авангарде медийного фронта против нашей страны идут государства англосаксонского мира, ЕС, Япония, Украина, Грузия, Иордания. В Европе особняком стоит Италия, традиционно занимающая спокойную и в целом дружественную позицию, а также Бельгия. Швеция и Дания освещают российскую проблематику негативно, Норвегия и Исландия преимущественно нейтрально. Канада и Испания скорее нейтрально, но не без крена в недоброжелательность. Новостной поток Чехии включает негативный и позитивный компоненты при малом числе нейтральных публикаций.
Как ни печально, но «друзей России» немного — Китай, Сирия, Иран, Турция. И этот вывод заставляет задуматься, насколько Москва оптимально выстраивает внешнюю политику. Где и в чем допущены огрехи?
Наибольшее внимание прессы привлекли следующие темы: Россия в контексте украинских событий, экономика и инвестиционный климат, российско-германские отношения, проблема Крыма, международные санкции, Олимпиада в Сочи, оценка внешней политики РФ, сотрудничество с зарубежными странами в сфере энергетики, отношения с НАТО. Судьба малазийского «Боинга» вместе с вопросами внутренней политики России замыкают тройку наименее интересных для мировых СМИ сюжетов.
Интересна динамика изменения индекса агрессивности (соотношения отрицательных и положительных публикаций) за последние пять лет. Еще в 2013 году Великобритания и Грузия оставались индифферентными. Отсутствовали сильные антироссийские тенденции в СМИ ЮАР, Канады, Японии, Украины. Зато исключительную агрессивность проявляли почему-то массмедиа Чили и Бразилии. Правда, с последней положение изменилось. Определенные политические шаги Москвы в прошлом году обусловили заметный всплеск положительных материалов в бразильской печати.
Оппонентом России «номер один» является Германия. По карте дрейфа информационной политики видно, что повышение градуса негатива с ее стороны в отношении России началось еще в 2012 году. Спустя год звучит команда «ключ на старт», а в 2014-м осуществляется массированный пуск информационных «крылатых ракет» в направлении Востока. Лидирующая роль именно немецких СМИ со среднемесячным числом негативных публикаций — 850 единиц — стала для многих откровением. В числе активистов — газеты «Франкфуртер Альгемайне», «Зюддойче цайтунг», «Ди Вельт».
В одном ряду по недоброжелательности с Германией стоят США, которые по интенсивности антироссийского наката заняли второе место, хотя и начали свою информационную войну против России годом раньше. Здесь запевалами служат издания «Уолл-стрит-джорнел», «Вашингтон пост» и «Интернэшнл Нью-Йорк таймс».
На хвосте у них сидит, кто бы вы думали? — «Альпийская республика», не замеченная в явно антироссийской политике. У экспертов есть предположения, что такая ретивость СМИ Австрии объясняется определенным нажимом Берлина. Видимо, для инициатора развязывания антироссийской информационной кампании было бы неудобным присутствие в прессе соседнего немецкоговорящего государства иного взгляда на события. Так что австрийцев можно считать сопутствующими жертвами промывания мозгов.
Совсем немного по числу публикаций Германии и США уступает Франция, чья линия «независимых СМИ» колеблется вместе с позицией официального Парижа. Рядом Великобритания. В ее прессе большой интерес к российской проблематике сочетается с некоторой умеренностью тона отдельных выступлений.
Из восточноевропейских стран пальму первенства держит Польша. На нее равняется Литва. Опередив другие прибалтийские страны, она заслужила статус «информационного союзника» США.
Особый интерес вызывают результаты СМИ Украины. Они очень много писали о России в 2011 году, а вот в прошлом году, как ни странно, вдвое меньше, чем Германия, США, Франция и Великобритания, правда, с повышенной агрессивностью. Не странно ли? И не говорит ли это о том, что сама Украина не входит в число бенефициаров госпереворота и последовавших за ним событий?
Можно отмахнуться от этой статистики и вытекающих из нее выводов. Вспомнить пословицу: «Собака лает, караван идет». На самом деле информационная война — не такое невинное дело. Вот что пишет ветеран американской журналистики Джон Пилджер: «Время, в котором мы живем, настолько опасно и настолько искажено в общественном восприятии, что пропаганда более не «невидимое правительство». Это и есть правительство. Она правит непосредственно, не боясь противоречий, и её главная цель — завоевать нас и нашу способность отделять правду от лжи». По его мнению, США решительно настроены изолировать и спровоцировать Россию, что ставит мир перед перспективой Большой войны.
Авторы доклада, приводящие его высказывание, констатируют, что исследование подтверждает эти эмоциональные оценки. Западные СМИ как будто задались задачей демонизации образа России. Градус истерии связан с попытками нашей страны защитить свои интересы на Украине, серьезно ущемленные после госпереворота в Киеве. То, что против нас борются высокотехнологичные, хорошо отлаженные, профессиональные медиамашины Германии и США, не может не тревожить. Ведь принцип геббельсовской пропаганды «ври, ври, что-нибудь да останется» работает.
Надежда на то, что информационная война все-таки не достигнет своих опасных целей, существует. Несмотря на доминирование в мире западных и, в частности, англосаксонских СМИ, информационная эпоха благодаря Интернету позволяет пользоваться и другими источниками. Несмотря на мейнстрим прессы западных стран, комментарии читателей СМИ свидетельствуют, что они часто не разделяют антироссийского пафоса выступлений. Находятся и политики, которые не боятся прорвать блокаду лжи. Во Франции против антипутинской истерии по поводу недавнего убийства Немцова выступил лидер Левой партии, депутат Европарламента Жан-Люк Меланшон. Неприкрытая ложь и тенденциозность СМИ вызывают недоверие общества и протест против манипулирования его мнением.
А нам, кстати, такие исследования открывают глаза. Ведь некоторые отечественные политики до сих пор продолжают россиянам вешать лапшу на уши, уверяя, что вокруг России одни друзья, а потому надо расслабиться. Результаты такого расслабления в 90-е годы мы пожинаем сегодня в полной мере. Не надо мифов, не надо конспирологии. Следует просто знать, потому что кто информирован, тот предупрежден. Враждебной информационной политики без далеко идущих политических целей не бывает. Имея это в виду, нам нужно спокойно и уверенно противодействовать угрозам и укреплять национальную безопасность.
Людмила Глазкова